Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Саба?ты? жоспары/Поурочный план/The plan of the lesson
Урок № ___
К?ні/ Дата/ Date:
Сынып/ Класс/ Class: 3
П?н/ Предмет/ Subject: Самопознание
Саба?ты? та?ырыбы/ Тема занятия/ Theme: Культурное наследие народа.
Ма?саты/ Цели занятия/ Objectives :
1.білімдік / образовательная/ educational : дать представление учащимся о ценностях «народ» и «сокровища народа»;
2.дамытушылы?/ развивающая/ developing:формирование у детей осознания исторической значимости духовного сокровища народа;
3.т?рбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитание у школьников казахстанского патриотизма и любви к своей Родине.
К?рнекі ??ралдар/ Оборудование/ Resources: ИКТ(презентация), наглядный и раздаточный материалы, музыка,рабочая тетрадь, учебник, видео.
Саба?ты? барысы/ План занятия/ Plan:
1.Орг.момент
Круг радости
2.Основная часть
Беседа
Работа с учебником
Минутка тишины
Просмотр презентации
Работа в тетрадях
Цитата урока
Чтение
Игра «Собери яблоки»
«Групповая работа»
Чтение /беседа
3.Итог
Обобщение
Круг «От сердца к сердцу»
Ход урока:
1.Орг. момент.
? Добрый день, мои дорогие юные друзья!
Круг радости
? Дети! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мы все снова пришли на этот урок, чтобы узнать о себе и других, научиться понимать себя и других. Это замечательно, что мы все такие разные, говорим и общаемся на разных языках народов Казахстана, учимся друг у друга через язык мыслей, слов, чувств и сердец.
? Давайте сегодня мы с вами поздороваемся на разных языках народов Казахстана. Ведь мы знаем, что Республика Казахстан – это многонациональная страна. Поэтому в нашем государстве звучат речи более ста тридцати его народов. «Салеметсiз бе!», «Здравствуйте!», «Здоровеньки буллы!», «Шолом!» и т.д.
2.Основная часть
Беседа
? Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» очень важна и необычна.
Тема нашего урока «Сокровища моего народа» или «Культурное наследие народа».
? Скажите, пожалуйста, что значит для вас словосочетание «мой народ»?
-Какие народы проживают в нашем городе? (Ответы детей).
Работа с учебником
? Молодцы ребята! Правильно! Давайте прочитаем, как объясняет нам слова – ценности «народ» и «сокровища народа» страничка нашей «Азбуки».
? Народ – это самое бесценное сокровище родной земли.
? Народ – это население государства, жители страны.
? Сокровища народа – это его история, культура, язык, традиции, обычаи, устное народное творчество.
Учитель может спросить у детей, как они поняли эти определение.
? У каждого гражданина страны, в том числе и у нас с вами, есть своя национальность: казах, русский, украинец, еврей, кореец, немец и т.д. Представляете, ребята, в нашей стране проживают люди более ста тридцати наций и народов. И все они составляют один единый народ - казахстанцы. Поэтому – первая строка Конституции Республики Казахстан звучит так: «Мы – народ Республики Казахстан».
Цитата урока
Чем больше смотрим в будущее,
Тем больше дорожим прошлым…
Казахская пословица
-Какие народные мудрости вам известны? (ответы учащихся)
Минутка тишины
Звучит спокойная музыка.
? Садитесь, дети, поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Представьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Матушки-Природушки. В этом царстве озера наполнены чистой и прозрачной водой, над хрустальной гладью которых отражаются теплые и чистые лучики солнышка. (Пауза). А теперь представьте себе величественные горы Тянь-Шаня. Прямо перед вами виднеется острый, как копьё, белоснежный пик Хан-Тенгри. (Пауза). Он настолько величественен и могуч, что складывается впечатление, что этот пик упирается в небо (пауза). Прекрасная и необъятная казахская степь тихо напевает нам удивительные песенные творения наших мудрых предков. (Пауза). Сколько еще необычного и загадочного таит в себе наша Матушка-Природа. У неё есть свой голос. (Пауза). Она как бы говорит нам: «Человек, оглянись, всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Не погуби меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, заботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках. Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». (Пауза). Запомните голос Матушки-Природушки.
Учитель замолкает. Музыкальный отрывок ставится чуть-чуть погромче (1 мин.). Затем учитель выключает музыку и просит ребят открыть глаза.
Просмотр презентации
Культурное наследие казахского народа (анализ)
Работа в тетрадях
Стр.57, задание 2.
Чтение
? Родная земля славится своим народом, своими людьми. Об этом говорит «Азбука Самопознания». Ровно шестьдесят восемь лет тому назад закончилась Великая Отечественная война, где народ вышел победителем. Об этом написано и рассказано очень много.
? Давайте и мы прикоснемся через «Азбуку» к страничкам этих великих исторических событий. Прочитаем вместе, выразительно стихотворение Л.Н.Мартынова «Народ-победитель».
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.
И прошли по Москве, точно сны, –
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны, –
Возвращались солдаты с войны!
Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы.
Возвращались казахи и сибиряки.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин, –
Возвращался народ-исполин.
Возвращался?
Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель-народ!
? Понравилось ли вам стихотворение?
? Какие чувства и настроения оно рождает у вас?
? Вспомните, есть ли в вашей семье близкие и родные, которые защищали нашу страну в 1941-1945 гг. (Ответы детей).
Игра «Собери яблоки»
? А теперь ребята, давайте поиграем, отдохнем. А поиграем мы с вами в игру туркменского народа «Собери яблоки». Для этого надо всем встать в круг.
На табурет кладут яблоко. Ребята по очереди берут мячик и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо собрать «урожай» - взять с табурета яблоко. Те, кому это удастся, продолжают играть - кладут на табурет два, три, четыре яблока и т.п.
Побеждает тот/-та, кто смог/-ла собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно использовать камушки, косточки слив и т.д.
Групповая работа
Прочтите внимательно задание.Подумайте над ним. Поразмышляйте, что из них являются духовными сокровищами, а что – материальными? Нужно все слова-ценности, что написаны в рамочках: традиции, обряды, история народа, национальная валюта, дружба, мир, согласие, родина, народные герои, загадки, поговорки, национальный костюм, многонациональный народ, пословицы, земля, недра, территория, разбросать по нижним двум столбикам: духовные и материальные сокровища моего народа. Раскрасьте одним цветом духовные ценности, другим – материальные.
Чтение произведения. О.Кириллов «Про девочку без роду, без племени». Беседа
? Молодцы ребята! А сейчас внимательно послушайте одну историю. У вас в «Азбуке» есть этот рассказ, и вы можете читать вместе со мной.
Пошла одна девочка Оля гулять в парк. Гуляла-гуляла и попала на полянку, где ученые ждали приземления инопланетян. Увидели они Олю и говорят:
– Привет тебе, инопланетянка!
– Что вы, дяденьки! – говорит Оля. – Я же ваша, земная.
– А вот мы сейчас проверим, – говорят ученые. – Если ты земная, спой нам что-нибудь из фольклора!
– Из чего, из чего? – удивляется Оля.
– Фольклор – это народная мудрость, народное творчество, которого инопланетяне знать не могут. Фольклор возник давно, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке люди выражали свои чувства и мысли, передавали свои раздумья о прошлом и мечты о будущем, а с помощью обрядовых заклинаний и песен они как бы разговаривали с природой, просили у нее хорошего урожая. Правда, в последнее время люди уже начинают забывать этот язык и почти не понимают из-за этого окружающий мир и природу. Но настоящие земляне помнят народные песни. Спой, докажи, что ты - землянка!
– Мои мысли - мои скакуны. – запела Оля.
– Не то, не то! - запротестовали ученые. – Про скакунов телевизор каждый день гремит, инопланетяне могли услышать и выучить.
– Не сыпь мне соль на рану. Она еще болит. – захрипела девочка, подражая голосу певца.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт