? Дети! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мы все снова пришли на этот урок, чтобы узнать о себе и других, научиться понимать себя и других. Это замечательно, что мы все такие разные, говорим и общаемся на разных языках народов Казахстана, учимся друг у друга через язык мыслей, слов, чувств и сердец.
? Давайте сегодня мы с вами поздороваемся на разных языках народов Казахстана. Ведь мы знаем, что Республика Казахстан – это многонациональная страна. Поэтому в нашем государстве звучат речи более ста тридцати его народов. «Салеметсiз бе!», «Здравствуйте!», «Здоровеньки буллы!», «Шолом!» и т.д.
2.Основная часть
Беседа
? Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» очень важна и необычна.
Тема нашего урока «Сокровища моего народа» или «Культурное наследие народа».
? Скажите, пожалуйста, что значит для вас словосочетание «мой народ»?
-Какие народы проживают в нашем городе? (Ответы детей).
Работа с учебником
? Молодцы ребята! Правильно! Давайте прочитаем, как объясняет нам слова – ценности «народ» и «сокровища народа» страничка нашей «Азбуки».
? Народ – это самое бесценное сокровище родной земли.
? Народ – это население государства, жители страны.
? Сокровища народа – это его история, культура, язык, традиции, обычаи, устное народное творчество.
Учитель может спросить у детей, как они поняли эти определение.
? У каждого гражданина страны, в том числе и у нас с вами, есть своя национальность: казах, русский, украинец, еврей, кореец, немец и т.д. Представляете, ребята, в нашей стране проживают люди более ста тридцати наций и народов. И все они составляют один единый народ - казахстанцы. Поэтому – первая строка Конституции Республики Казахстан звучит так: «Мы – народ Республики Казахстан».
? Садитесь, дети, поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Представьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Матушки-Природушки. В этом царстве озера наполнены чистой и прозрачной водой, над хрустальной гладью которых отражаются теплые и чистые лучики солнышка. (Пауза). А теперь представьте себе величественные горы Тянь-Шаня. Прямо перед вами виднеется острый, как копьё, белоснежный пик Хан-Тенгри. (Пауза). Он настолько величественен и могуч, что складывается впечатление, что этот пик упирается в небо (пауза). Прекрасная и необъятная казахская степь тихо напевает нам удивительные песенные творения наших мудрых предков. (Пауза). Сколько еще необычного и загадочного таит в себе наша Матушка-Природа. У неё есть свой голос. (Пауза). Она как бы говорит нам: «Человек, оглянись, всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Не погуби меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, заботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках. Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». (Пауза). Запомните голос Матушки-Природушки.
Учитель замолкает. Музыкальный отрывок ставится чуть-чуть погромче (1 мин.). Затем учитель выключает музыку и просит ребят открыть глаза.
Просмотр презентации
Культурное наследие казахского народа (анализ)
Работа в тетрадях
Стр.57, задание 2.
Чтение
? Родная земля славится своим народом, своими людьми. Об этом говорит «Азбука Самопознания». Ровно шестьдесят восемь лет тому назад закончилась Великая Отечественная война, где народ вышел победителем. Об этом написано и рассказано очень много.
? Давайте и мы прикоснемся через «Азбуку» к страничкам этих великих исторических событий. Прочитаем вместе, выразительно стихотворение Л.Н.Мартынова «Народ-победитель».
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.
И прошли по Москве, точно сны, –
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны, –
Возвращались солдаты с войны!
Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы.
Возвращались казахи и сибиряки.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин, –
Возвращался народ-исполин.
Возвращался?
Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель-народ!
? Понравилось ли вам стихотворение?
? Какие чувства и настроения оно рождает у вас?
? Вспомните, есть ли в вашей семье близкие и родные, которые защищали нашу страну в 1941-1945 гг. (Ответы детей).
Игра «Собери яблоки»
? А теперь ребята, давайте поиграем, отдохнем. А поиграем мы с вами в игру туркменского народа «Собери яблоки». Для этого надо всем встать в круг.
На табурет кладут яблоко. Ребята по очереди берут мячик и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо собрать «урожай» - взять с табурета яблоко. Те, кому это удастся, продолжают играть - кладут на табурет два, три, четыре яблока и т.п.
Побеждает тот/-та, кто смог/-ла собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно использовать камушки, косточки слив и т.д.
Групповая работа
Прочтите внимательно задание.Подумайте над ним. Поразмышляйте, что из них являются духовными сокровищами, а что – материальными? Нужно все слова-ценности, что написаны в рамочках: традиции, обряды, история народа, национальная валюта, дружба, мир, согласие, родина, народные герои, загадки, поговорки, национальный костюм, многонациональный народ, пословицы, земля, недра, территория, разбросать по нижним двум столбикам: духовные и материальные сокровища моего народа. Раскрасьте одним цветом духовные ценности, другим – материальные.
Чтение произведения. О.Кириллов «Про девочку без роду, без племени». Беседа
? Молодцы ребята! А сейчас внимательно послушайте одну историю. У вас в «Азбуке» есть этот рассказ, и вы можете читать вместе со мной.
Пошла одна девочка Оля гулять в парк. Гуляла-гуляла и попала на полянку, где ученые ждали приземления инопланетян. Увидели они Олю и говорят:
– Привет тебе, инопланетянка!
– Что вы, дяденьки! – говорит Оля. – Я же ваша, земная.
– А вот мы сейчас проверим, – говорят ученые. – Если ты земная, спой нам что-нибудь из фольклора!
– Из чего, из чего? – удивляется Оля.
– Фольклор – это народная мудрость, народное творчество, которого инопланетяне знать не могут. Фольклор возник давно, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке люди выражали свои чувства и мысли, передавали свои раздумья о прошлом и мечты о будущем, а с помощью обрядовых заклинаний и песен они как бы разговаривали с природой, просили у нее хорошего урожая. Правда, в последнее время люди уже начинают забывать этот язык и почти не понимают из-за этого окружающий мир и природу. Но настоящие земляне помнят народные песни. Спой, докажи, что ты - землянка!
– Мои мысли - мои скакуны. – запела Оля.
– Не то, не то! - запротестовали ученые. – Про скакунов телевизор каждый день гремит, инопланетяне могли услышать и выучить.
– Не сыпь мне соль на рану. Она еще болит. – захрипела девочка, подражая голосу певца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок самопознания 3 класс на тему : "Культурное наследие народа" »
Сабақтың жоспары/Поурочныйплан/The plan of the lesson
Урок № ___
Күні/ Дата/ Date:
Сынып/ Класс/ Class: 3
Пән/ Предмет/ Subject: Самопознание
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Культурное наследие народа.
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
1.білімдік / образовательная/ educational : дать представление учащимся о ценностях «народ» и «сокровища народа»;
2.дамытушылық/ развивающая/ developing:формирование у детей осознания исторической значимости духовного сокровища народа;
3.тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: воспитание у школьников казахстанского патриотизма и любви к своей Родине.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: ИКТ(презентация), наглядный и раздаточный материалы, музыка ,рабочая тетрадь, учебник, видео.
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan:
1.Орг.момент
Круг радости
2.Основная часть
Беседа
Работа с учебником
Минутка тишины
Просмотр презентации
Работа в тетрадях
Цитата урока
Чтение
Игра «Собери яблоки»
«Групповая работа»
Чтение /беседа
3.Итог
Обобщение
Круг «От сердца к сердцу»
Ход урока:
1.Орг. момент.
Добрый день, мои дорогие юные друзья!
Круг радости
Дети! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Мы все снова пришли на этот урок, чтобы узнать о себе и других, научиться понимать себя и других. Это замечательно, что мы все такие разные, говорим и общаемся на разных языках народов Казахстана, учимся друг у друга через язык мыслей, слов, чувств и сердец.
Давайте сегодня мы с вами поздороваемся на разных языках народов Казахстана. Ведь мы знаем, что Республика Казахстан – это многонациональная страна. Поэтому в нашем государстве звучат речи более ста тридцати его народов. «Салеметсiз бе!», «Здравствуйте!», «Здоровеньки буллы!», «Шолом!» и т.д.
2.Основная часть
Беседа
Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» очень важна и необычна.
Тема нашего урока «Сокровища моего народа» или «Культурное наследие народа».
Скажите, пожалуйста, что значит для вас словосочетание «мой народ»?
-Какие народы проживают в нашем городе? (Ответы детей).
Работа с учебником
Молодцы ребята! Правильно! Давайте прочитаем, как объясняет нам слова – ценности «народ» и «сокровища народа» страничка нашей «Азбуки».
Народ – это самое бесценное сокровище родной земли.
Народ – это население государства, жители страны.
Сокровища народа – это его история, культура, язык, традиции, обычаи, устное народное творчество.
Учитель может спросить у детей, как они поняли эти определение.
У каждого гражданина страны, в том числе и у нас с вами, есть своя национальность: казах, русский, украинец, еврей, кореец, немец и т.д. Представляете, ребята, в нашей стране проживают люди более ста тридцати наций и народов. И все они составляют один единый народ - казахстанцы. Поэтому – первая строка Конституции Республики Казахстан звучит так: «Мы – народ Республики Казахстан».
Садитесь, дети, поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Представьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Матушки-Природушки. В этом царстве озера наполнены чистой и прозрачной водой, над хрустальной гладью которых отражаются теплые и чистые лучики солнышка. (Пауза). А теперь представьте себе величественные горы Тянь-Шаня. Прямо перед вами виднеется острый, как копьё, белоснежный пик Хан-Тенгри. (Пауза). Он настолько величественен и могуч, что складывается впечатление, что этот пик упирается в небо (пауза). Прекрасная и необъятная казахская степь тихо напевает нам удивительные песенные творения наших мудрых предков. (Пауза). Сколько еще необычного и загадочного таит в себе наша Матушка-Природа. У неё есть свой голос. (Пауза). Она как бы говорит нам: «Человек, оглянись, всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Не погуби меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, заботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках. Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». (Пауза). Запомните голос Матушки-Природушки.
Учитель замолкает. Музыкальный отрывок ставится чуть-чуть погромче (1 мин.). Затем учитель выключает музыку и просит ребят открыть глаза.
Просмотр презентации
Культурное наследие казахского народа (анализ)
Работа в тетрадях
Стр .57, задание 2.
Чтение
Родная земля славится своим народом, своими людьми. Об этом говорит «Азбука Самопознания». Ровно шестьдесят восемь лет тому назад закончилась Великая Отечественная война, где народ вышел победителем. Об этом написано и рассказано очень много.
Давайте и мы прикоснемся через «Азбуку» к страничкам этих великих исторических событий. Прочитаем вместе, выразительно стихотворение Л.Н.Мартынова «Народ-победитель».
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастёрки их были в пыли
И от пота ещё солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны.
И прошли по Москве, точно сны, –
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны, –
Возвращались солдаты с войны!
Возвращались домой старики
И совсем молодые отцы –
Москвичи, ленинградцы, донцы...
Возвращались казахи и сибиряки.
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин, –
Возвращался народ-исполин...
Возвращался?
Нет!
Шёл он вперёд,
Шёл вперёд
Победитель-народ!
Понравилось ли вам стихотворение?
Какие чувства и настроения оно рождает у вас?
Вспомните, есть ли в вашей семье близкие и родные, которые защищали нашу страну в 1941-1945 гг. (Ответы детей).
Игра «Собери яблоки»
А теперь ребята, давайте поиграем, отдохнем. А поиграем мы с вами в игру туркменского народа «Собери яблоки». Для этого надо всем встать в круг.
На табурет кладут яблоко. Ребята по очереди берут мячик и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо собрать «урожай» - взять с табурета яблоко. Те, кому это удастся, продолжают играть - кладут на табурет два, три, четыре яблока и т.п.
Побеждает тот/-та, кто смог/-ла собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе. Вместо яблок можно использовать камушки, косточки слив и т.д.
Групповая работа
Прочтите внимательно задание .Подумайте над ним. Поразмышляйте, что из них являются духовными сокровищами, а что – материальными? Нужно все слова-ценности, что написаны в рамочках: традиции, обряды, история народа, национальная валюта, дружба, мир, согласие, родина, народные герои, загадки, поговорки, национальный костюм, многонациональный народ, пословицы, земля, недра, территория, разбросать по нижним двум столбикам: духовные и материальные сокровища моего народа. Раскрасьте одним цветом духовные ценности, другим – материальные.
Чтение произведения. О.Кириллов «Про девочку без роду, без племени». Беседа
Молодцы ребята! А сейчас внимательно послушайте одну историю. У вас в «Азбуке» есть этот рассказ, и вы можете читать вместе со мной.
Пошла одна девочка Оля гулять в парк. Гуляла-гуляла и попала на полянку, где ученые ждали приземления инопланетян. Увидели они Олю и говорят:
– Привет тебе, инопланетянка!
– Что вы, дяденьки! – говорит Оля. – Я же ваша, земная.
– А вот мы сейчас проверим, – говорят ученые. – Если ты земная, спой нам что-нибудь из фольклора!
– Из чего, из чего? – удивляется Оля.
– Фольклор – это народная мудрость, народное творчество, которого инопланетяне знать не могут. Фольклор возник давно, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке люди выражали свои чувства и мысли, передавали свои раздумья о прошлом и мечты о будущем, а с помощью обрядовых заклинаний и песен они как бы разговаривали с природой, просили у нее хорошего урожая. Правда, в последнее время люди уже начинают забывать этот язык и почти не понимают из-за этого окружающий мир и природу... Но настоящие земляне помнят народные песни. Спой, докажи, что ты - землянка!
– Мои мысли - мои скакуны... – запела Оля.
– Не то, не то! - запротестовали ученые. – Про скакунов телевизор каждый день гремит, инопланетяне могли услышать и выучить.
– Не сыпь мне соль на рану. Она еще болит... – захрипела девочка, подражая голосу певца.
– Ой-ой-ой! – всплеснули руками ученые и заткнули уши. – Не знаешь ты фольклорных песен! Без роду ты, без племени! Не инопланетянка и не землянка – так, в общем, не поймешь что!
Заплакала девочка Оля и пошла прочь.
Понравился ли вам рассказ? О чем он?
Права ли девочка Ольга?
Как проучили девочку ученые? (Ответы детей).
3.Итог
Домашнее задание
Стр.58,задание 3.
Круг «От сердца к сердцу»
Сегодня мы свой урок посвятили очень важной теме – «Сокровища моего народа». И тема урока, и ход урока наводят меня на интересную мысль. Давайте создадим в своем классе «Сокровищницу знаний и чувств».
Вы согласны, дети? (Ответы детей).
Очень хорошо. Напишите, пожалуйста, на листках бумаги свои чувства и мысли о том, что вы узнали и познали на этом уроке. Когда вы напишете их, мы создадим альбом и назовем его «Сокровищницей знаний и чувств».