kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7-8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет план урока русского языка в 7-8 классах с целью формирования  у школьников навыка написания сжатого изложения  и развития коммуникативных  и нормативных речевых умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7-8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения "»

Урок русского языка в 7-8-м классе по теме:

"Изложение с элементами сочинения "

Цели урока:

1.Сформировать умение анализировать готовый текст, строить текст заданного типа на основе личных наблюдений; отбирать языковые средства через понятия стиль, тема, основная мысль;

2.Научить приемам сжатия текста;

3.Проверить уровень сформировнности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков обучающихся;

4.Содействовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: текст изложения «История бумаги».

Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Если современный период жизни людей характеризуется названием железного века, то с таким же правом его можно называть веком бумаги».

Изобретение бумаги заняло особое место среди достижений общечеловеческой культуры, оказав неоценимое влияние на мировую цивилизацию. Никто не станет отрицать, что бумага – зауряднейшая и в то же время очень важная принадлежность обихода. С её появлением человечество получило средство удобной регистрации, хранения и широкого распространения всевозможных знаний. Бумага стала одним из атрибутов человеческой цивилизации.

Археологические раскопки позволили установить, что во II веке до нашей эры в Китае люди умели изготавливать грубую бумагу из конопляных волокон на шёлковой сетке из водяной кашеобразной массы. Писчую бумагу стали производить в том же Китае, однако уже во втором веке нашей эры сырьём для неё служили не только конопляные волокна, но и кора дерева. Древние мастера разработали целый комплекс технологических особенностей бумажного производства, начиная от переработки сырья, изготовления бумажной массы и вплоть до формирования и сушки.

Продолжительное время способ получения бумаги китайцы хранили в тайне. Только в III веке он стал известен в Корее, в VI – в Японии, а уже в XII веке искусство бумагоделания достигло Испании. Накануне возникновения книгопечатания в Европе бумага повсеместно использовалась для создания рукописных книг и в быту.

Её преимущественно делали из льняных тряпок ручным способом, который и теперь сохранился в ряде стран для производства бумаги с различными рисунками – водяными знаками, изготовление которых основано на вплетение медной или серебряной проволоки, образующей заданный рисунок, в дно формы.

Более шестисот лет назад была построена первая бумажная фабрика.

В Россию бумагу привозили еще в XIII веке, но первая попытка наладить собственное производство была сделана только в XVI веке Иваном Грозным. Однако постоянно работающие бумажные мануфактуры появились лишь при Петре I.

Столетиями процесс производства бумаги не менялся. Владельцы бумажных мельниц получали большие доходы, ремесло бумажника ценилось наравне с искусством. У каждого мастера было своё клеймо, свой стиль выработки бумаги. И сейчас историки устанавливают даты многих документов по водяным знакам бумажных производств.

Бумаги, вырабатываемой на мельницах, вполне хватало, пока книги писались от руки. И лишь изобретение Гуттенберга вызвало в Европе резкий толчок в развитии бумажного производства. Книги стали печататься и бумаги для них потребовалось значительно больше. Вначале развитие этого производства шло чисто количественно, но не будешь же в каждой деревне строить бумажную мельницу! Стали появляться технические новшества.

Приоритет в этом принадлежал Голландии. Роллы можно найти и сегодня почти на любом крупном целлюлозно-бумажном предприятии. А появились они в XVI веке. Ролл – это продолговатая большая ванна, в которой установлен барабан с насаженными на него ножами. Барабан быстро крутится, ножи захватывают неразработанную грубую массу и размалывают её до нужного состояния. Благодаря роллам голландская бумага приобрела славу лучшей в мире. За разглашение тайны ролла виновнику грозила смертная казнь.

Но никакая тайна не остаётся вечной, особенно в период начавшегося промышленного подъёма. Французы, датчане, итальянцы пытались раскрыть голландские секреты и, отчаявшись, просто подкупили опытного голландского мастера-бумажника и стали выпускать собственные роллы.

Случилось это в конце XVII века. Так бумага завоевала Европу. А один из старейших бумажных заводов в России, сохранившийся и 12 поныне, был построен прадедом жены А.С. Пушкина Афанасием Гончаровым в Калужской губернии.

Ход урока:

1.Вступительная беседа с классом.

Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга? На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения с элементами сочинения.

Как вы понимаете этот термин?

Заключительная часть работы - написание сочинения, в котором каждый выскажет собственную точку зрения.

2.Чтение учителем текста изложения «История бумаги»

Аналитическая беседа по тексту.

О чем идет речь в тексте?

Основная тема? Основная мысль? С какой целью автор написал этот текст,

Какое название этому тексту дали бы вы и почему?

Запишите название.

Определите стиль текста?

Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

3.Составление плана.

Чтение по абзацам и формулирование основной мысли.

Прочитайте 1 – й абзац. О чем идет речь, Какие можно выделить ключевые слова?

Как озаглавить?

На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова.

Объединение 1 и 2 абзаца. «Бумага – атрибут человеческой цивилизации»

Ключевые слова: важная принадлежность обихода.

Объединение 3 и 4 абзаца. «Археологические раскопки. Бумага в Китае»

Ключевые слова: 2 век до н.э. Китай, грубая бумага из конопляных волокон, писчая бумага из коры дерева.

5 абзац «Технологический процесс получения бумаги в разных странах»

Ключевые слова: в III - Корее, в VI – в Японии, а уже в XII век- Испания.

Объединение 6 и 7 абзаца «Создание бумаги в Европе»

Ключевые слова: льняные тряпки, ручной способ, водяные знаки -медная, серебряная проволока. Бумажная фабрика.

8 абзац «Бумага в России»

Ключевые слова: XVI век, Иван Грозный; бумажные мануфактуры, Петр I.

9 абзац «Стиль мастера»

Ключевые слова: клеймо, стиль.

10 абзац «Изобретение Гуттенберга»

Ключевые слова: печатный станок, развитие бумажного дела.

Объединение 11 и 12 абзаца «Техническое новшество. Создание ролла в Голландии».

Ключевые слова: XVI век, ролл.

13 абзац «Старейший завод в России»

Ключевые слова: Афанасий Гончаров, Калужская губерния.

Как вы считаете, чем же важна бумага для современного человека? Обоснуйте свою мысль.

Запишите последний пункт плана. Это вопрос, над которым вы должны поразмышлять и написать сочинение-миниатюру. Оно должно стать логическим завершением изложения, выводом.

4.Работа над определением типа текста.

Определите тип данного текста. (Повествование.)

Какого типа должен быть текст последнего абзаца, то есть ваше сочинение? Почему? (Повествование с элементами рассуждения.)

Каковы обязательные компоненты текста-повествования? (Сюжет, композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

5.Заключительная беседа.

Что такое сжатое изложение с элементами сочинения?

Получили ли вы помощь в подготовке к изложению? В чём испытываете сложность?

На втором уроке учащиеся пишут изложения с элементами сочинения.


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 7-8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения "

Автор: Дождикова Татьяна Вадимовна

Дата: 24.03.2022

Номер свидетельства: 603216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Краеведение на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(39) "kraieviedieniienaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "298060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456288855"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок русского языка в 9 классе Тема: Изложение с творческим заданием  (урок с использованием технологий РКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-tiema-izlozhieniie-s-tvorchieskim-zadaniiem-urok-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "112226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408442078"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства