Урок русского языка в 7-8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения "
Урок русского языка в 7-8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения "
Работа представляет план урока русского языка в 7-8 классах с целью формирования у школьников навыка написания сжатого изложения и развития коммуникативных и нормативных речевых умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7-8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения "»
Урок русского языка в 7-8-м классе по теме:
"Изложение с элементами сочинения "
Цели урока:
1.Сформировать умение анализировать готовый текст, строить текст заданного типа на основе личных наблюдений; отбирать языковые средства через понятия стиль, тема, основная мысль;
2.Научить приемам сжатия текста;
3.Проверить уровень сформировнности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков обучающихся;
4.Содействовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: текст изложения «История бумаги».
Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Если современный период жизни людей характеризуется названием железного века, то с таким же правом его можно называть веком бумаги».
Изобретение бумаги заняло особое место среди достижений общечеловеческой культуры, оказав неоценимое влияние на мировую цивилизацию. Никто не станет отрицать, что бумага – зауряднейшая и в то же время очень важная принадлежность обихода. С её появлением человечество получило средство удобной регистрации, хранения и широкого распространения всевозможных знаний. Бумага стала одним из атрибутов человеческой цивилизации.
Археологические раскопки позволили установить, что во II веке до нашей эры в Китае люди умели изготавливать грубую бумагу из конопляных волокон на шёлковой сетке из водяной кашеобразной массы. Писчую бумагу стали производить в том же Китае, однако уже во втором веке нашей эры сырьём для неё служили не только конопляные волокна, но и кора дерева. Древние мастера разработали целый комплекс технологических особенностей бумажного производства, начиная от переработки сырья, изготовления бумажной массы и вплоть до формирования и сушки.
Продолжительное время способ получения бумаги китайцы хранили в тайне. Только в III веке он стал известен в Корее, в VI – в Японии, а уже в XII веке искусство бумагоделания достигло Испании. Накануне возникновения книгопечатания в Европе бумага повсеместно использовалась для создания рукописных книг и в быту.
Её преимущественно делали из льняных тряпок ручным способом, который и теперь сохранился в ряде стран для производства бумаги с различными рисунками – водяными знаками, изготовление которых основано на вплетение медной или серебряной проволоки, образующей заданный рисунок, в дно формы.
Более шестисот лет назад была построена первая бумажная фабрика.
В Россию бумагу привозили еще в XIII веке, но первая попытка наладить собственное производство была сделана только в XVI веке Иваном Грозным. Однако постоянно работающие бумажные мануфактуры появились лишь при Петре I.
Столетиями процесс производства бумаги не менялся. Владельцы бумажных мельниц получали большие доходы, ремесло бумажника ценилось наравне с искусством. У каждого мастера было своё клеймо, свой стиль выработки бумаги. И сейчас историки устанавливают даты многих документов по водяным знакам бумажных производств.
Бумаги, вырабатываемой на мельницах, вполне хватало, пока книги писались от руки. И лишь изобретение Гуттенберга вызвало в Европе резкий толчок в развитии бумажного производства. Книги стали печататься и бумаги для них потребовалось значительно больше. Вначале развитие этого производства шло чисто количественно, но не будешь же в каждой деревне строить бумажную мельницу! Стали появляться технические новшества.
Приоритет в этом принадлежал Голландии. Роллы можно найти и сегодня почти на любом крупном целлюлозно-бумажном предприятии. А появились они в XVI веке. Ролл – это продолговатая большая ванна, в которой установлен барабан с насаженными на него ножами. Барабан быстро крутится, ножи захватывают неразработанную грубую массу и размалывают её до нужного состояния. Благодаря роллам голландская бумага приобрела славу лучшей в мире. За разглашение тайны ролла виновнику грозила смертная казнь.
Но никакая тайна не остаётся вечной, особенно в период начавшегося промышленного подъёма. Французы, датчане, итальянцы пытались раскрыть голландские секреты и, отчаявшись, просто подкупили опытного голландского мастера-бумажника и стали выпускать собственные роллы.
Случилось это в конце XVII века. Так бумага завоевала Европу. А один из старейших бумажных заводов в России, сохранившийся и 12 поныне, был построен прадедом жены А.С. Пушкина Афанасием Гончаровым в Калужской губернии.
Ход урока:
1.Вступительная беседа с классом.
Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга? На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения с элементами сочинения.
Как вы понимаете этот термин?
Заключительная часть работы - написание сочинения, в котором каждый выскажет собственную точку зрения.
2.Чтение учителем текста изложения «История бумаги»
Аналитическая беседа по тексту.
О чем идет речь в тексте?
Основная тема? Основная мысль? С какой целью автор написал этот текст,
Какое название этому тексту дали бы вы и почему?
Запишите название.
Определите стиль текста?
Какие художественные средства использует автор, с какой целью?
3.Составление плана.
Чтение по абзацам и формулирование основной мысли.
Прочитайте 1 – й абзац. О чем идет речь, Какие можно выделить ключевые слова?
Как озаглавить?
На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова.
Объединение 1 и 2 абзаца. «Бумага – атрибут человеческой цивилизации»
Ключевые слова: важная принадлежность обихода.
Объединение 3 и 4 абзаца. «Археологические раскопки. Бумага в Китае»
Ключевые слова: 2 век до н.э. Китай, грубая бумага из конопляных волокон, писчая бумага из коры дерева.
5 абзац «Технологический процесс получения бумаги в разных странах»
Ключевые слова: в III - Корее, в VI – в Японии, а уже в XII век- Испания.
Объединение 6 и 7 абзаца «Создание бумаги в Европе»
Как вы считаете, чем же важна бумага для современного человека? Обоснуйте свою мысль.
Запишите последний пункт плана. Это вопрос, над которым вы должны поразмышлять и написать сочинение-миниатюру. Оно должно стать логическим завершением изложения, выводом.
4.Работа над определением типа текста.
Определите тип данного текста. (Повествование.)
Какого типа должен быть текст последнего абзаца, то есть ваше сочинение? Почему? (Повествование с элементами рассуждения.)