На всех уроках в школе дети и говорят, и слушают, и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых слов, оценивают последовательность и выразительность ответа и т.п. Но только на уроках русского языка и литературы задача развития речи решается в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако речь их требует совершенствования с самых различных точек зрения. В методике выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение различным видам речевой деятельности. I. Овладение нормами литературного языка По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке. Достижению поставленной цели способствуют: 1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными); 2) свободный или творческий диктант; 3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции; 4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить; 5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.); 6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений; 7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств. Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы (да и детям очень нравятся): 1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается); 2) «немые диктанты» (орфоэпические); 3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала; 4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д. (см. Приложение 1). Эффективность этого приема увеличивается при использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы. II. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся В своей работе я использую следующие приемы и методы: Словарная работа • работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения); • различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я читаю толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений, включающих словарные слова, поочередно их демонстрируем по 10–30 секунд). За это время учащиеся должны прочитать, запомнить и записать. Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не будут писать эти предложения безошибочно; • сочинение-миниатюра по опорным словам; • карточки с разнообразными заданиями; • «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению; • работа со словарями: оформление карточек (это делаю я или учащиеся) и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы); • традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению. Обогащение грамматического строя речи учащихся • Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования. • Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля. Кроме того, для привлечения внимания учащихся я использую иллюстрации из книги В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках», в изготовлении которых принимали участие и старшеклассники. III. Обучение различным видам речевой деятельности Обучение слушанию: • повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием); • записать во время слушания опорные слова; • конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы). Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.). Развитие скорости чтения: • прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым; • прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...); • разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф; • обсудить текст во время беседы; • «жужжащее» чтение (правил, заданий, текстов с доски и др.); • чтение «по цепочке». Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение текста. Стремясь оживить процесс работы, я попробовала взять поэтические тексты для выразительного чтения и обсуждения в классе, отработки орфограмм и пунктограмм. Такой вариант был принят ребятами с удовольствием. Обучение устной и письменной речи Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи. Не буду подробно останавливаться на традиционных сочинениях и изложениях. В 8–9-х классах в основном это изложения с элементами сочинения и сочинения-рассуждения. Приведу примеры других форм, используемых в работе: • сочинение-репортаж на экологическую тему; • сочинение-интервью с литературным героем романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» (9-й класс); • сочинение-рецензия на самостоятельно прочитанное небольшое произведение современной литературы (11-й класс); • отзыв о просмотренном фильме; • сочинение-эссе «Природа и мы в XXI веке» (7-, 8-, 9-, 10-, 11-й классы); • доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте; • сочинение – портретный очерк «Моя мама (бабушка, сестра)». Обычно я не ставлю детей в тесные рамки – предлагаю несколько (3–8) тем на выбор. Для анализа творческих работ и работ над ошибками стараюсь выделить отдельный урок или рассредоточить эту работу на ближайших уроках. Но в основном это требует только индивидуальной работы. |