Данны материал обобщает опыт работы по теме "Краеведение на уроках русского языка 7-11 класс", а также подборку сочинений учащихся.
Ребенок начинает познавать мир в семье, усваивая язык своих родителей, живя и развиваясь в определенной природной и социальной среде. Конкретность этой жизни, естественно, определяет и конкретность его знания. Русский педагог и психолог Блонский был убежден, что ребенок сердцем и мыслью сливается с историей родной культуры. Школа призвана пробудить интерес к миру и себе, пробудить мысли, любознательность, удивление перед красотой родной природы, обучить искусству духовного общения. Сегодня эти вопросы стоят так остро, как никогда.
7 класс – написание статьи для школьной газеты на актуальную тему бережного отношения к природе: «Защитим озеро Байкал».
8 класс – изложение публицистического характера с элементами описания местности, города, поселка.
Очень оживляет краеведческую работу элемент поиска, исследования. При этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности детей – краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.
9 класс – «Улица любимая моя», «Люди и судьбы», «Достопримечательные места нашего села», «У памятника погибшим героям».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведение на уроках русского языка»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бирюсинская средняя общеобразовательная школа
Обобщение опыта по теме «Краеведение на уроках русского языка»
Учителя русского языка и литературы Подоровской Любови Вячеславовны
Бирюса 2016
Ребенок начинает познавать мир в семье, усваивая язык своих родителей, живя и развиваясь в определенной природной и социальной среде. Конкретность этой жизни, естественно, определяет и конкретность его знания. Русский педагог и психолог Блонский был убежден, что ребенок сердцем и мыслью сливается с историей родной культуры. Школа призвана пробудить интерес к миру и себе, пробудить мысли, любознательность, удивление перед красотой родной природы, обучить искусству духовного общения. Сегодня эти вопросы стоят так остро, как никогда.
Краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно – познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без приедающейся назидательности.
7 класс – написание статьи для школьной газеты на актуальную тему бережного отношения к природе: «Защитим озеро Байкал».
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Стоит только подумать о Сибири и перед глазами возникает край обширных равнин, могучих рек, нескончаемой тайги. Символом Сибири всегда было, есть, но вот будет ли озеро Байкал (древнейшее, самое глубокое, 2630 видов животных и растений, которых больше нигде не встретишь, пресное).
8 класс – изложение публицистического характера с элементами описания местности, города, поселка.
Иркутск – старейший сибирский город, один из крупнейших экономических и культурных центров Сибири.
Сочинение. Собираем материал по следующему плану:
Историческое прошлое города.
Ангара – единственная дорога, связывающая Иркутск с севером Сибири и Россией.
История герба.
IV. Купечество Иркутска.
V. Влияние политических ссыльных на культурное развитие сибиряков (три поколения революционеров: от Радищева и декабристов до большевиков).
VI.Иркутск в годы Великой Отечественной войны.
VII.Современный Иркутск – научный центр Восточной Сибири.
Очень оживляет краеведческую работу элемент поиска, исследования. При этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности детей – краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.
9 класс – «Улица любимая моя», «Люди и судьбы», «Достопримечательные места нашего села», «У памятника погибшим героям».
Источниками сведений по этим темам послужили художественные произведения, энциклопедии, районные и областные газеты, встречи с очевидцами событий, посещение музея.
Очень волнующим оказалось знакомство с замечательными людьми нашего села (Николаева Нина Прокопьевна, Атрохова Тамара Александровна, Григорчук Анна Павловна, Богданова Лидия Петровна, Куценко Вера Ивановна,Мамаев Семен Михеевич и другие). Эти встречи развивают в детях самостоятельность наблюдений, накапливают живые впечатления.
Учащимся, изучающим литературу родного края, ближе и роднее становится, на наш взгляд, большая литература, то есть классическая. Глубоко постигая то малое, что окружает его каждый день, он сможет понять большое и великое, находящееся так далеко, что иногда даже кажется чужим.
Тексты произведений Распутина, Астафьева, М. Сергеева, А. Кузнецовой можно использовать при изучении тем: «Предложения с однородными членами», «Предложения с вводными словами» (8класс), «Сложные предложения» (9класс), в качестве объяснительных и предупредительных диктантов (повторяющееся правописание слов, а также сведения по теории сочинений, работа над темой, основной мыслью, композицией, стилем, жанровыми особенностями).
Сегодня многих педагогов тревожит нигилистическое отношение молодежи к национальной культуре, отсутствие интереса к историческому прошлому нашего народа, здоровой национальной гордости. Во избежание этих негативных черт школа должна дать ребенку национальное воспитание. Это не значит, что человек должен замкнуться в кругу национальных интересов. Нет, впоследствии средняя школа ведет ученика в общечеловеческую культуру. Но путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание.
Подборка сочинений.
Судьба человека
Живет у нас в деревне всеми уважаемый человек Семен Михеевич Мамаев. Но не каждый знает о его нелегкой судьбе, сколько испытаний пало на его плечи!
Родился Семен Михеевич в далеком 1992 году в нашей Бирюсе. Судьба с ним обошлась сурово, мальчиком шести лет остался без матери, Манефья Гавриловна умерла, оставив мужу троих детей. Отец маленького Семена был плотником, да таким, что построил нашу школу и детский дом!
Но так как одному было тяжело растить детей, Михей Семенович привел в дом мачеху. В годы репрессии шли аресты так называемых «врагов народа», и наше село не избежало такой участи. Двадцать человек, костяк села, было арестовано, последним забрали отца Семена Михеевича. Это случилось 3 мая 1938 года. Осенью мачеха сдала детей в детский дом. Семен не терял надежды на скорое возвращение отца, но пришлось ждать долго – целых десять лет. Это годы тюрьмы в Татарске, ссылки в Подтесово в Красноярском крае, этапы. Полная реабилитация отца произошла после смерти Сталина. Семен продолжал учиться в школе, жить в детском доме, в 17 лет, закончив школу, был направлен на курсы шоферов в поселок Кутулик. Жил в бараке без отопления и питания. Часто в холодной постели, голодный, он вспоминал, как же хорошо было в детском доме. И он вернулся. Директор Тимофей Петрович Щуревич принял его и устроил работать на подсобное хозяйство.
Когда началась война, Семену было 18 лет. Он пошел добровольцем на фронт. Шесть месяцев учился в челябинском Сержантском училище. После окончания был направлен в армию Рокоссовского, в которой были одни сибиряки. 19 ноября приказ Сталина: « На всех фронтах одновременно перейти в наступление.» В два часа ночи форсировали Дон по понтонному мосту. Немцы праздновали. Наши войска воспользовались этим.
Но не все гладко складывалось у Семена Михеевича, он получил ранение. Три месяца пролежал в госпитале. После полного выздоровления – снова в бой. Воевал на различных направлениях, беспощадно бил врага. На воронежском направлении попал в разведку. Последняя разведка с боем. Задача – разбить немецкий штаб и взять языка – офицера. Задача сорвалась, бой был неравный, чудом остался жив. Семена Михеевича ранило второй раз, пулей разорвало спину. Опять госпиталь. И снова фронт. Победу встретил в шести километрах от Праги. В это время боролись с Власовскими группировками, которые оккупировали Прагу. Ночью был тяжелый бой, банду выбили и заняли их бараки. Утром, чуть встало солнце, в шесть часов вбежал солдат с криком: «Победа!» Куда и сон девался. Выскочили на улицу, салютовали. Этим и закончилась война для младшего лейтенанта Семена Михеевича Мамаева. За боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды и Отечественной Войны.
После демобилизации, в 1946 году вернулся в родное село. Не забыл он тепло и уют родного детского дома, стал работать в нем воспитателем. Все свое добро и ласку отдавал он детям на протяжении двадцати лет. Через год обзавелся семьей. Наконец-то ему улыбнулось счастье. И вот уже более полувека живет в нашем селе со своей избранницей. Они вырастили троих детей, у них семь внуков, два правнука. И по сей день Семен Михеевич живет и здравствует. Здоровьем бог его не обидел, он ведет хозяйство. Сам косит сено для своей буренки. Семен Михеевич откликается на любую просьбу, часто бывает в школе. Хочется, чтобы такой человек подольше был с нами.
Елена Наумова, ученица 6 класса, село Бирюса.
Улица любимая моя
Время, время,
Ты все сберегаешь утраты!
И живет средь народа
О подвиге светлом молва…
Е. Жилкина
Село Бирюса. Улица Бурлова, 12 – это мой дом. В нем я родилась, сделала свои первые шаги, сказала свои первые слова, прочитала свою первую книгу. Я люблю свой дом.
С детских лет интересовала меня история нашего села, моей улицы. Кто были мои предки? Какое было прошлое моей малой родины? Почему так называется речка? Кем был человек, чьим именем названа центральная улица одного из старейших сел района – моей любимой Бирюсы?
Я хочу рассказать о человеке, которого никогда не видела. Но его фамилия всегда на слуху. Николай Бурлов. Улица Бурлова есть в городе Иркутске, Братске, Тулуне, и конечно, в нашей Бирюсе, где он родился в 1883 году.
До Великой Октябрьской революции село жило теми же заботами, что и вся крестьянская Россия: как хлеб вовремя убрать, дом построить, детей вырастить. Неспокойными и драматичными для Бирюсы стали годы гражданской войны. В Сибири орудовали банды Колчака. Чинились расправы над руководителями Советской власти. Революционно настроенное крестьянство стало уходить в леса и объединяться в партизанские отряды. Николай Бурлов был одним из организаторов восстания крестьян против колчаковцев в своей родной деревне. Налеты Бирюсинских партизан сильно беспокоили белогвардейцев. Ими был перерезан Московский тракт, по которому шло передвижение белых войск. Чтобы сломить сопротивление партизан, колчаковцы неоднократно предпринимали попытки захватить Бирюсу. И вот 21 мая 1919 года при поддержке бронепоезда, который находился в Суетихе, каратели ворвались в село и сожгли его, за исключением нескольких домиков на окраине.
Гражданская война продолжалась, но люди возвращались на свои места. Строиться Бирюса начала с центральной улицы, моей улицы. И за названием дело не стало. Чье имя, как не нашего героического земляка, должна носить вновь отстроенная улица. Николай Бурлов помогал партизанам бороться с белогвардейцами в Илимском крае. Руководил в взятии Братска, участвовал в освобождении Тулуна , Иркутска. Отчистив Приангарье от колчаковцев, Вторая Братская дивизия, которой командовал Бурлов, приняла участие в окончательном разгроме белых на Дальнем Востоке. Николай Бурлов трагически погиб в Тулуне.
Яркая и богатая история моего края. Какие замечательные люди жили и живут в нем! Теперь наше село стало одним из самых красивых и культурных сел района. И я думаю, что мои знания и силы помогут стать ему лучше.
Оксана Горемыкина,ученица 11 класса, село Бирюса.
Защитим озеро Байкал.
Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер,
Где шепот сосен вековых…
Славное море, жемчужинка, батюшка… Все эти слова об уникальном озере – Байкале, расположенном в нашей Иркутской области.
Водную гладь озера часто сравнивают с зеркалом, так она похожа на серебряную поверхность этого предмета. В ясную солнечную погоду Байкальская вода сверкает на солнце и слепит глаза. Площадь озера равна площади Бельгии и занимает 8 место среди крупнейших озер мира, а по глубине – первое – 1637 метров.
Со всех сторон Байкал окружают горы, они то подходят к самой воде, то удаляются от нее на 10 – 20 километров.
Какие это горы! Вдоль западного берега, южной части Байкала, тянется Приморский хребет. Далее он сменяется Байкальским хребтом. С северо – восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет. Вдоль восточного берега расположен горный кряж Хамар – Дабан. По впадинам этих гор в Байкал несутся многочисленный горные реки и ручьи.
Что же означает само слово «Байкал»? Откуда, из какого языка пришло к нам оно? Русские люди появились на Байкале в 1643 году. Это был отряд казаков во главе с Курбатом Ивановым. Все народы называли озеро по своему. Эвенки говорили Ламу, то есть море; буряты – Байкал нуур – озеро; китайцы – Бай – хай – северное море. Ещё в бронзовом веке в Прибайкалье жили тюркоязычные народы. Они – то и назвали его Байкалом. В переводе – «богатое озеро». А богато оно конечно рыбой: эндемиками, то есть обитающими только в Байкале, - уникальной рыбой голомянкой, тающей на солнце, хариусом, омулем, осетром, которого называют царь – рыба.
На скалистых берегах озера обитает Байкальская нерпа, которая облюбовала для себя заповедные места Ушканьих островов. Забавные интересные животные – отличные пловцы. За миллионы лет эти животные хорошо приспособились к условиям жизни на Байкале. Ученые насчитывают до 70 тыс. особей, проживающих на Байкале. Нерпа, хотя и обладает красивым серебристым мехом, но от холода в ледяной воде Байкала ее спасает толстый слой жира. Несмотря на то, что нерпа живет в заповедных местах, ей не удается избежать встречи с человеком, который уничтожает ее до 5-6 тыс. особей в год. Нерпа, несмотря на свою осторожность, очень доверчивое животное. Её можно даже погладить. Большие серебристые чайки – самые шумные соседи нерпы. Уникальная растительность, остатки древних вулканов, удивительные пейзажи – всем этим богата природа Байкала. А если представить себе, что на земле исчезли все источники с питьевой водой, то люди, пользуясь водой одного только Байкала, смогли бы прожить почти полвека. А населению нашей страны хватило бы байкальской воды почти на 1000 лет.
И вот этому уникальному озеру грозит экологическая опасность: вырубка лесов по берегам, браконьерский лов рыбы, истребление нерпы, загрязнение озера и его берегов, выбросы Байкальского, Усть – Илимского ЦБК, выхлопные газы от автомобилей, мусор после отдыхающих, загрязнения от нефтепродуктов. Все это грозит нарушению природного равновесия.
«Может быть, будет лучше для всех, если Байкал останется чистым колодцем, из которого будет пить вся планета Земля», - считает эколог Генри Кук, который живет далеко от Байкала, в Сан – Франциско. Байкал – это драгоценность, которая принадлежит всему человечеству.
Чикишева Елена, ученица 7 класса, с.Бирюса.
История моей семьи.
Идет к исходу сентябрьский день, надвигаются сумерки. У реки горит костер, и красивые женские голоса поют:
Бирюса, Бирюса, голубая краса,
Рассекаешь таежные дали.
На твоих островах, на твоих берегах
Люди счастье свое увидали.
Как я рада вновь услышать эту песню. Ведь ее написала моя бабушка Лилия Тимофеевна Щуревич, самая добрая и ласковая, которой, к сожалению этого года, не стало. История села и история моей семьи неразрывно связаны строкми этой песни.
Вспоминаются рассказы бабушки.
Моя прабабушка, Софья Николаевна Москвитина родилась в селе Бирюса в 1909 году.
Белочехи сожгли все селенье мое,
Да в расчетах ошиблись намного,
За свободу свою и за счастье свое
Как один поднялись патриоты.
Когда возникли первые комсомольские ячейки, она одной из первых вступила в комсомол. В то нелегкое время часто комсомольские воскресники, маёвки. Комсомольцы занимались военной подготовкой. Умели они и повеселиться. Часто устраивали концерты, спектакли, в которых высмеивали пережитки прошлого.
Прошли годы. Бабушка Соня вышла замуж за красивого работящего парня из Белоруссии, Тимофея Петровича Щуревича. Их совместная жизнь пришлась на суровые годы: становление деревни, коллективизация, Великая Отечественная война.
Из руин Бирюса поднялась, расцвела
Здесь нашли дом и счастье ребята.
Те геройские дни, партизанская быль
В сердце каждого свято хранятся.
Весной 1932 в селе Бирюса был открыт детский дом. Здесь нашли приют около трехсот воспитанников. В годы Войны мой прадед работал директором детского дома. И прабабушка была рядом с ним. Она работала в детском доме поваром. Это было трудное время. Прадеду, как и всем мужчинам, хотелось воевать на фронте, защищать на поле боя Родину. Но кто то должен был помогать и обездоленным. Всю жизнь свою Тимофей Петрович и Софья Николаевна Щуревичи посвятили детям, которые потеряли родителей.
Когда моей бабушке Лиле было 16 лет, умер отец Тимофей Петрович, тридцати восьми лет отроду. А ведь у матери оставалось еще две дочери – Алевтина и Люся, и грудной сынишка Костя. Так что своих четверых детей моя прабабушка воспитала одна. Успела она еще понянчить 11 внуков и 4 правнуков.
Лиля, как старшая из детей, помогала матери по хозяйству, училась в школе и присматривала за младшими сестренками и братишкой.
После школы бабушка поступила в Иркутский сельскохозяйственный институт, который окончила с отличием, и была направлена на работу в Красноярский край. Там она встретила свою судьбу, Кирилла Павловича Крахоткина, моего дедушку. Они встретились весной. В ту самую пору, когда буйно цвела черемуха. Он увидел ее в легком платьице и влюбился сразу. Молодая семья вернулась в Бирюсу уже с первенцем.
Как широк и красив вид села от моста,
Убегает прямая дорога.
Это наше село, словно в чаше лежит,
В белой пене цветущих черемух.
Более 40 лет проработала бабушка в школе учителем химии и биологии. Её любили не только за интересные уроки, но и за то, что стала для многих учеников старшим товарищем, другом, которому можно было доверить самое главное, сокровенное.
Младшие сестры и брат всегда брали пример с бабушки и пошли по ее стопам. Людмила Тимофеевна стала учителем младших классов, Альбина Тимофеевна – биологии и географии, Константин Тимофеевич – учителем математики.
А дедушка до пенсии работал в детском доме бухгалтером. До сих пор его помнят как доброго и уважительного человека. С бабушкой они помогли вырастить двоих сыновей – моего папу и его брата. Помогли получить им высшее образование.
Мой папа после окончания Красноярского технологического института вернулся домой, и до сегодняшнего дня работает в Тайшетском лесхозе.
Мама, Елена Евгеньевна, приехала в Бирюсу молодым специалистом. Вышла замуж, да так и осталась здесь. Бирюса ей стала родной. Много сил, времени и энергии отдала в свое время детскому дому, проработав там воспитателем и завучем, а сейчас – школе.
Когда мама была занята на работе, бабушка Лиля всегда ждала нас, своих внуков, в чистом и уютном доме, где пахло пирогами и важно разгуливала кошка. Несмотря на заботы и хлопоты, бабушка находила время и с нами позаниматься, газеты и журналы почитать, найти добрые слова для родных и односельчан.
В нашей семье трое детей, и все мы: моя старшая сестра Элина, которая учится на 2 курсе аспирантуры, мой брат Артем, который заканчивает учебу в Иркутском гуманитарно – техническом колледже, и я, понимаем, что жизнь нашей семьи – обычный эпизод в истории нашей родины. Но именно из обычной жизни всех российских семей и складывается история государства. И мы, внуки и правнуки, помним и любим тех, благодаря которым живем мы и наши родители. И именно от нас зависит, какой будет страничка новой истории нашей малой и большой Родины: