Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"»
Алфимова Елена Васильевна
УчительрусскогоязыкаилитературыМБОУ«СШ№ 30 имени С.А .Железнова»городаСмоленска
Урок русского языка в 5 классе
Пояснительнаязаписка
В условиях реализации ФГОС ООО использование деятельностного подхода в обучении школьников – одна из задач современной школы. В то же время учитель не всегда имеет четкое представление, как это реализовать на практике, именно поэтому разработка проблемных уроков особенно актуальна. Организация проблемного урока предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.
Проект урока русского языка в 5 классе разработан с применением технологии проблемного обучения. В собственной педагогической деятельности применяю проблемно-диалогическое обучение с 2021 года, сегодня с уверенностью могу сказать, что проблемный урок – это урок, которого ждут дети. Применение технологии проблемно- диалогического обучения отражается как на личностных результатах обучения, так и на предметных. У школьников повышается уровень учебно-познавательного интереса, появляется внутренняя мотивация к изучению русского языка.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: Полные и краткие прилагательные
Создать условия для открытия учащимися знаний о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
Планируемые результаты:
ПознавательныеУУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, текстов;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-таблицы для выполнения заданий, учебник, интерактивная доска
ХОД УРОКА
Ι.Организационныймомент
Эпиграфкуроку«Кореньучениягорек,даплодсладок»
Учитель:Как вы понимаете смысл данной пословицы? Открывая что-то новое, мы находим трудные, но необходимые каждому знания.
Актуализация опорных знаний
Учитель:Посмотрите на доску, что вы видите? (схемы слов)
Учитель:Составьте слова к данным схемам. Слова какой части речи вы составили к схемам первого столбика? (прилагательные)
Учитель:Что вы знаете об имени прилагательном? ( все ответы фиксируются на доске, получается опорная схема «Прилагательное как часть речи»)
Учитель:К какой части речи относятся слова, которые вы придумали к схемам второго столбика? (существительные)
Формулирование проблемы, планирование деятельности (целеполагание).
Учитель:Я тоже составила слова к этим схемам, распределите эти слова в соответствии со схемами и запишите, выделите основу и окончание.
Учитель:Значит, эти все слова - формы одного и того же прилагательного весёлый. С какими формами вы уже знакомы? А с какой нет? На какой вопрос отвечают прилагательные во втором столбике? ( каков?, какова?, каково?). Как можно назвать такие прилагательные ( краткие)
Учитель:Определите тему урока. (Краткие прилагательные) Записать тему на доске.
Учитель:Что мы можем узнать о краткой форме прилагательных? (как образовались, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи? ) Все вопросы детей фиксируются на доске.
Учитель:Чтобы узнать что-то новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем. Предлагаю внимательно рассмотреть слова, записанные у вас в тетради и на доске. Как вы думаете, образовалась краткая форма прилагательных: весел, весела, весело. Что изменялось? А что не менялось? ( Ответы детей: краткая форма образуется от основы полной формы + окончание нулевое, -о, -а)
Учитель:Давайте проверим наши выводы, обратимся к языковому материалу. Образуйте краткую форму от прилагательных: чистый, пустой, мягкий, бледный. ( Учащиеся работают в парах, образуют прилагательные в краткой форме, записывают в приготовленную таблицу )
Мужской род
Женскийрод
Средний род
Множественноечисло
чистый
пустой
бледный
мягкий
Учитель:Какие окончания прибавили в мужском роде, в женском роде, в среднем роде, во множественном числе? Образование каких слов вызвало затруднение? (появление беглых гласных о-е в словах мягок, бледен)
Учитель:Рассмотрите внимательно таблицу, сделайте вывод о том, как изменяются краткие прилагательные? Изменить краткие прилагательные по падежам, сделать вывод (краткие прилагательные не склоняются).
Учитель:Где можно проверить эту информацию? (в учебнике) Откройте параграф 104, страница 92, прочитайте и сравните с нашими выводами (учитель продолжает оформление опорной схемы на доске).
Применение нового знания
Физ.минутка:Учитель называет прилагательные, дети поднимают руки вверх, если услышат полное прилагательное, и приседают, если услышат краткое.
Учитель:Что мы хотели узнать в начале урока? Что уже знаем? Чему научились? На доске записано предложение. Утренний воздух чистый и свежий. Придумайте к нему задание. ( Записать предложение, заменить прилагательные в полной форме краткими, выделить окончание, определит род)
(Дети записывают «Утренний воздух чист и свеж»)
Учитель:Давайте проверим (учащиеся объясняют, как образовали краткие прилагательные). От какого прилагательного вы не смогли образовать краткую форму (утренний), значит, не все прилагательные имеют краткую форму. Я тоже записала предложение «Утренний воздух чист и свежий». Подумайте в чем здесь ошибка, исправьте её (ответы детей).
Задание – ловушка: Учитель записывает предложение с орфографической ошибкой в слове СВЕЖЬ.
Учитель:Все ли согласны с моей записью? Что заметили? Кто может объяснить? Если мы сомневаемся в правописании слов, куда нужно обратиться? (к словарю, к учебнику). Объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, используя теоретический материал учебника (самостоятельная работа учащихся с правилом в учебнике страница 92).
Учитель:Как узнать, какую роль краткие прилагательные играют в предложении (сделать синтаксический разбор). Выполните синтаксический разбор и определите, чем краткие прилагательные являются в предложении (делают вывод, что сказуемым).
Учитель:Сравните, чем полные прилагательные отличаются от кратких, работаем в группах, ответы оформляем в предложенной таблице. Объединитесь в группы по цвету фигур и, обсудив, выполните задание на карточках. (учащиеся защищают свои выводы, взаимооценка).
Учащиеся в группах выполняют задание, которое проверяет степень усвоениятеориипотеме.Дляобъединениявгруппыиспользуется прием«объемная мозаика».(Все учащиеся при входе в класс получают различные геометрические фигуры разного цвета, деление на группы происходит по принципу одинаковых фигур. После обсуждения в группах ученики снова объединяются в группы, но уже по цвету)
Учащиеся обсуждают в группе, затем объединяются в другие группы по форме фигур и сверяют свои ответы в карточках. Объясняют свою точку зрения, приходят к общему выводу. Затем учитель открывает правильное решение задания на слайде, учащиеся ещё раз проговаривают отличие полной и краткой формы прилагательных.
Полныеприлагательные
Краткиеприлагательные
После сравнения на доске должна появиться опорная схема «Прилагательные полные и краткие»
Учитель:Вернёмся к эпиграфу «Корень учения горек, да плод сладок», посмотрите на это предложения, найдите краткие прилагательные, докажите (ответы детей, взаимооценка).
Итог урока.
Учитель:Какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы ответили? Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал…., я научился…., мне было……
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}