kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе. Урок разработан в соответствии с ФГОС. Урок "Полные и краткие прилагательные" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"»

Алфимова Елена Васильевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ 30 имени С.А .Железнова» города Смоленска

Урок русского языка в 5 классе


Пояснительная записка

В условиях реализации ФГОС ООО использование деятельностного подхода в обучении школьников – одна из задач современной школы. В то же время учитель не всегда имеет четкое представление, как это реализовать на практике, именно поэтому разработка проблемных уроков особенно актуальна. Организация проблемного урока предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.

Проект урока русского языка в 5 классе разработан с применением технологии проблемного обучения. В собственной педагогической деятельности применяю проблемно-диалогическое обучение с 2021 года, сегодня с уверенностью могу сказать, что проблемный урок – это урок, которого ждут дети. Применение технологии проблемно- диалогического обучения отражается как на личностных результатах обучения, так и на предметных. У школьников повышается уровень учебно-познавательного интереса, появляется внутренняя мотивация к изучению русского языка.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: Полные и краткие прилагательные

  • Создать условия для открытия учащимися знаний о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.

  • Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  1. формируем умение извлекать информацию из схем, текстов;

  2. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

  3. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

  4. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;


Коммуникативные УУД:
  1. формируем умение слушать и понимать других;

  2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:
  1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом;

  2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  3. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:
  1. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-таблицы для выполнения заданий, учебник, интерактивная доска

ХОД УРОКА

Ι. Организационный момент

Эпиграф к уроку «Корень учения горек, да плод сладок»

Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы? Открывая что-то новое, мы находим трудные, но необходимые каждому знания.

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Посмотрите на доску, что вы видите? (схемы слов)


Учитель: Составьте слова к данным схемам. Слова какой части речи вы составили к схемам первого столбика? (прилагательные)

Учитель: Что вы знаете об имени прилагательном? ( все ответы фиксируются на доске, получается опорная схема «Прилагательное как часть речи»)


Учитель: К какой части речи относятся слова, которые вы придумали к схемам второго столбика? (существительные)

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности (целеполагание).

Учитель: Я тоже составила слова к этим схемам, распределите эти слова в соответствии со схемами и запишите, выделите основу и окончание.

Весёлый, весел, весёлая, весело, веселое, весела. Учитель: Что заметили? (изменилось окончание) Учитель: Основа изменилась? (нет)

Учитель: Значит, эти все слова - формы одного и того же прилагательного весёлый. С какими формами вы уже знакомы? А с какой нет? На какой вопрос отвечают прилагательные во втором столбике? ( каков?, какова?, каково?). Как можно назвать такие прилагательные ( краткие)

Учитель: Определите тему урока. (Краткие прилагательные) Записать тему на доске.

Учитель: Что мы можем узнать о краткой форме прилагательных? (как образовались, как изменяются? какую роль играют в предложении и в речи? ) Все вопросы детей фиксируются на доске.

Учитель: Чтобы узнать что-то новое, мы читаем, наблюдаем, сравниваем. Предлагаю внимательно рассмотреть слова, записанные у вас в тетради и на доске. Как вы думаете, образовалась краткая форма прилагательных: весел, весела, весело. Что изменялось? А что не менялось? ( Ответы детей: краткая форма образуется от основы полной формы + окончание нулевое, -о, -а)

Учитель: Давайте проверим наши выводы, обратимся к языковому материалу. Образуйте краткую форму от прилагательных: чистый, пустой, мягкий, бледный. ( Учащиеся работают в парах, образуют прилагательные в краткой форме, записывают в приготовленную таблицу )



Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

чистый





пустой





бледный





мягкий





Учитель: Какие окончания прибавили в мужском роде, в женском роде, в среднем роде, во множественном числе? Образование каких слов вызвало затруднение? (появление беглых гласных о-е в словах мягок, бледен)

Учитель: Рассмотрите внимательно таблицу, сделайте вывод о том, как изменяются краткие прилагательные? Изменить краткие прилагательные по падежам, сделать вывод (краткие прилагательные не склоняются).

Учитель: Где можно проверить эту информацию? (в учебнике) Откройте параграф 104, страница 92, прочитайте и сравните с нашими выводами (учитель продолжает оформление опорной схемы на доске).

  1. Применение нового знания

Физ.минутка: Учитель называет прилагательные, дети поднимают руки вверх, если услышат полное прилагательное, и приседают, если услышат краткое.

Учитель: Что мы хотели узнать в начале урока? Что уже знаем? Чему научились? На доске записано предложение. Утренний воздух чистый и свежий. Придумайте к нему задание. ( Записать предложение, заменить прилагательные в полной форме краткими, выделить окончание, определит род)

(Дети записывают «Утренний воздух чист и свеж»)

Учитель: Давайте проверим (учащиеся объясняют, как образовали краткие прилагательные). От какого прилагательного вы не смогли образовать краткую форму (утренний), значит, не все прилагательные имеют краткую форму. Я тоже записала предложение «Утренний воздух чист и свежий». Подумайте в чем здесь ошибка, исправьте её (ответы детей).

Задание – ловушка: Учитель записывает предложение с орфографической ошибкой в слове СВЕЖЬ.

Учитель: Все ли согласны с моей записью? Что заметили? Кто может объяснить? Если мы сомневаемся в правописании слов, куда нужно обратиться? (к словарю, к учебнику). Объясните правописание кратких прилагательных с основой на шипящую, используя теоретический материал учебника (самостоятельная работа учащихся с правилом в учебнике страница 92).

Учитель: Как узнать, какую роль краткие прилагательные играют в предложении (сделать синтаксический разбор). Выполните синтаксический разбор и определите, чем краткие прилагательные являются в предложении (делают вывод, что сказуемым).

Учитель: Сравните, чем полные прилагательные отличаются от кратких, работаем в группах, ответы оформляем в предложенной таблице. Объединитесь в группы по цвету фигур и, обсудив, выполните задание на карточках. (учащиеся защищают свои выводы, взаимооценка).

Учащиеся в группах выполняют задание, которое проверяет степень усвоения теории по теме. Для объединения в группы используется прием «объемная мозаика». (Все учащиеся при входе в класс получают различные геометрические фигуры разного цвета, деление на группы происходит по принципу одинаковых фигур. После обсуждения в группах ученики снова объединяются в группы, но уже по цвету)

Учащиеся обсуждают в группе, затем объединяются в другие группы по форме фигур и сверяют свои ответы в карточках. Объясняют свою точку зрения, приходят к общему выводу. Затем учитель открывает правильное решение задания на слайде, учащиеся ещё раз проговаривают отличие полной и краткой формы прилагательных.



Полные прилагательные

Краткие прилагательные

После сравнения на доске должна появиться опорная схема «Прилагательные полные и краткие»

Учитель: Вернёмся к эпиграфу «Корень учения горек, да плод сладок», посмотрите на это предложения, найдите краткие прилагательные, докажите (ответы детей, взаимооценка).

  1. Итог урока.

Учитель: Какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы ответили? Продолжите предложения. Сегодня на уроке я узнал…., я научился…., мне было……

  1. Домашнее задание на выбор учащихся.
    • Упражнение 592 (Списать предложения, заменяя полные прилагательные краткими).

    • Придумать сказку по готовому вступлению «В необычной стране Морфологии жили полные Прилагательные и были у них младшие братья краткие Прилагательные».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
  1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов «Русский язык» 5 класс, II часть, М.,«Просвещение», 2012.

  2. Т.В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку» 5 класс, Москва, «Экзамен», 2007.

  3. О.В.Беляева, О.А.Даценко «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс», Москва, «Вако», 2010.

  4. Глазунова О.И. «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях» Санкт-Петербург, “Златоуст”, 2009


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Автор: Алфимова Елена Васильевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок русского языка "Разряды имен прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "353830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923921"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка по теме «Полные и краткие прилагательные. 5 класс»"
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_polnye_i_kratkie_prilagatelnye_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "655000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1723883510"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План – конспект урока на тему "  Полные и краткие прилагательные ". "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-polnyie-i-kratkiie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "108014"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403535250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства