Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления
учитель русского языка и литературы
Формагина Оксана Николаевна
Тема: Понятие о причастии
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока: 1. Создать условия для формирования умения отличать причастие от других частей речи; 2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи; 3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах; 4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
Ожидаемые результаты:
• ученик распознаёт причастия и определяет их грамматические признаки
• ученик отличает причастие от прилагательного.
• ученик употребляет причастие в роли второстепенных членов предложения
Ход урока
I. Стадия вызова.
Запишите в строчку:
1) летит, падает, упал.
2) маленький, круглый, падающий
- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова? (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)
- А теперь поиграем.
Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и числам.
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
II. Осмысление содержания.
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! – удивило.
- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса - по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий. Одни учёные считают ее самостоятельной частью речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастие – это особая форма глагола.
-Проверка вопросов.
-Это «тонкие вопросы». Почему?
- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что причастие - это особая форма глагола? Выдвиньте свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам),
-Заполните колонку «Узнал новое»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
1.Обозначает признак предмета по действию.
2.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст. и прош. времени (буд. вр. у прич. нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.
3.Как и прилагательные измен. по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.
4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).
5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.
-А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Дополните графу «Хочу узнать» своими вопросами.
Ответы учащихся:
-Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?
-От всех ли глаголов можно образовать причастия?
-Есть ли среди причастий антонимы и синонимы?
Вопрос учителя:
-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
-Интернет.
-Учебные пособия.
-Справочники и энциклопедии.
- Кто попробует составить кластер причастия?
~~III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
1. -Запишите в два столика прилагательные с существительным, рядом с ним однокоренные причастия и наоборот.
~~Контроль полученных знаний, умений, навыков: проверочная работа (1 вариант для более слабых, 2- для сильных). Обратить внимание детей, что может быть несколько вариантов ответа.
~~Оцените себя:
1. Нашел правильно.
2. Нашел неверно.
3. Вызвало затруднение: не смог отличить причастие от прилагательного;
IV. Подведение итогов урока.
Составьте синквейн о причастии:
1. Причастие
2. Полное, краткое
3. Изменяется, обозначает. отвечает
4. Имеет признаки глагола и прилагательного
5. Форма глагола (часть речи)
Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке.
Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
3.Выполнить упражнение №56.