kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления
учитель русского языка и литературы
Формагина Оксана Николаевна

Тема: Понятие о причастии
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока: 1. Создать условия для формирования умения отличать  причастие от других частей речи;  2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;  3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;  4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
 Ожидаемые результаты:
• ученик распознаёт  причастия и определяет их грамматические признаки
• ученик отличает причастие от прилагательного.
•  ученик употребляет  причастие в роли второстепенных членов предложения
 Ход урока 
I. Стадия вызова.
 Запишите в строчку:
1) летит, падает,  упал.
2) маленький, круглый, падающий
- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова?  (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)
-  А  теперь поиграем.
Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
-  Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»:
  «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам.   
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
 II. Осмысление содержания.
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! –  удивило.
- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
 В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий.  Одни учёные считают ее самостоятельной частью речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастие  – это особая  форма глагола.
-Проверка вопросов.
-Это «тонкие вопросы». Почему?
- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что  причастие  -  это особая форма глагола? Выдвиньте свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол.  Причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), 
-Заполните колонку «Узнал новое»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
 1.Обозначает признак предмета по действию.
2.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст. и прош. времени (буд. вр. у прич. нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.
3.Как и прилагательные измен. по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.
4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).
5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.
-А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Дополните графу «Хочу узнать» своими вопросами.
Ответы учащихся:
-Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?
-От всех ли глаголов можно образовать причастия?
-Есть ли среди  причастий  антонимы и синонимы?
Вопрос учителя:
-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
-Интернет.
-Учебные пособия.
-Справочники и энциклопедии.
 - Кто попробует составить кластер причастия?

~~III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
1. -Запишите в два столика прилагательные с существительным, рядом с ним однокоренные причастия и наоборот.  

~~Контроль полученных знаний, умений, навыков: проверочная работа (1 вариант для более слабых, 2- для сильных). Обратить внимание детей, что может быть несколько вариантов ответа.

~~Оцените себя:
1. Нашел  правильно.
2. Нашел  неверно.
3. Вызвало затруднение: не смог отличить причастие от прилагательного;
 IV. Подведение итогов урока.
Составьте синквейн о причастии:
 1. Причастие
2. Полное, краткое
3. Изменяется, обозначает. отвечает
4. Имеет признаки глагола и прилагательного
5. Форма глагола (часть речи)

Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке. 
Подготовить  устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
3.Выполнить упражнение №56.
 

 
 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления »

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления

учитель русского языка и литературы

Формагина Оксана Николаевна


Тема: Понятие о причастии

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Цель урока: 1. Создать условия для формирования умения отличать причастие от других частей речи;  2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;  3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;  4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.

Используемые педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо,

Ожидаемые результаты:

  • ученик распознаёт причастия и определяет их грамматические признаки

  • ученик отличает причастие от прилагательного.

  • ученик употребляет причастие в роли второстепенных членов предложения

 

Ход урока 

I. Стадия вызова.

Запишите в строчку:

1) летит, падает,  упал.

2) маленький, круглый, падающий

- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова?  (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)

-  А  теперь поиграем.

Игра «Четвертый лишний».

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

-  Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю» таблицы «Инсерт»:

 «Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;

2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и числам.

 

 

Проверка.

-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?


2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.

Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;

2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и числам.

Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется причастие?


 

II. Осмысление содержания.

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику.

  1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:

V – знаю;
+ – узнал новое;
! –  удивило.

- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)

Комментарий учителя.

В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий. Одни учёные считают ее самостоятельной частью речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастие – это особая форма глагола.

-Проверка вопросов.

-Это «тонкие вопросы». Почему?

- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что причастие  -  это особая форма глагола? Выдвиньте свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам),

-Заполните колонку «Узнал новое»:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое».

1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;

2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и числам.

Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется причастие?


1.Обозначает признак предмета по действию.

2.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст. и прош. времени (буд. вр. у прич. нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.

3.Как и прилагательные измен. по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.

4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).

5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

-А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Дополните графу «Хочу узнать» своими вопросами.

Ответы учащихся:

-Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?

-От всех ли глаголов можно образовать причастия?

-Есть ли среди причастий антонимы и синонимы?

Вопрос учителя:

-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

Ответы учеников:

-Интернет.

-Учебные пособия.

-Справочники и энциклопедии.

- Кто попробует составить кластер деепричастия?

Пример составленного кластера


 

 

Причастие

 

 

 

от глагола вид, время, зависимое слово



 

от прилагательного род, число, падеж

Особая форма глагола










обозначает признак предмета по действию





III. Рефлексия

Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

1. -Запишите в два столика прилагательные с существительным, рядом с ним однокоренные причастия м наоборот.

2. Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи.(устно)


Контроль полученных знаний, умений, навыков: проверочная работа (1 вариант для более слабых, 2- для сильных). Обратить внимание детей, что может быть несколько вариантов ответа.



анализ художественного текста.


Оцените себя:

  1. Нашел правильно.

  2. Нашел неверно.

  3. Вызвало затруднение: не смог отличить причастие от прилагательного;

IV. Подведение итогов урока.

Составьте синквейн о причастии:

1. Причастие

2. Полное, краткое

3. Изменяется, обозначает. отвечает

4. Имеет признаки глагола и прилагательного

5. Форма глагола (часть речи)


Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал по учебнику и таблице «Инсерт», составленной на уроке.

Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).

3.Выполнить упражнение №56.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Формагина Оксана Николаевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116664


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства