Конспект урока русского языка по теме «Полные и краткие прилагательные. 5 класс»
Конспект урока русского языка по теме «Полные и краткие прилагательные. 5 класс»
Урок русского языка Луканкиной С.Н., учителя русского языка и литературы гимназии № 9 Московского района г. Казани РТ,
по теме «Полные и краткие прилагательные. 5 класс»
Тема урока: «Полные и краткие прилагательные»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование представления о полной и краткой формах прилагательных, грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные: обучающийся научится различать полные и краткие прилагательные; получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся получит представление о полной и краткой формах прилагательных, грамматических особенностях кратких прилагательных, их синтаксической роли, научится различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, находить их в предложениях и художественных произведениях, использовать в устной речи.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник Е.А.Быстровой «Русский язык. 5 класс», комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме «Полные и краткие прилагательные. 5 класс»»
Урок русского языка Луканкиной С.Н., учителя русского языка и литературы гимназии № 9 Московского района г. Казани РТ,
по теме «Полные и краткие прилагательные. 5 класс»
Тема урока: «Полные и краткие прилагательные»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование представления о полной и краткой формах прилагательных, грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные: обучающийся научится различать полные и краткие прилагательные; получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся получит представление о полной и краткой формах прилагательных, грамматических особенностях кратких прилагательных, их синтаксической роли, научится различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, находить их в предложениях и художественных произведениях, использовать в устной речи.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник Е.А.Быстровой «Русский язык. 5 класс», комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Прочтите пословицу, спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Ученик . Я думаю, что пословицаговорит об уважении к трудолюбивым людям.
Ученик. Полагаю, что в пословице отражено понимание того, что внешность не так важна для человека, как его умение работать
Ученик. Я тоже считаю, что в данном выражении заключена народная мудрость, понимание того, что должно быть на первом месте в жизни человека.
Ученик. Присоединяюсь к высказываниям моих товарищей, действительно, пословица в образной форме говорит о том, что труд является основой жизни человека.
Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы трудиться?
Ученики. Готовы!
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Тогда, проверим домашнее задание.
Те, кто выполнял упражнения упражнение 1 (задание «Проверяем себя», стр.169) и упражнение 2 (задание «Проверяем себя», стр.169), сравните свои ответы с эталоном, спроецированным на экран.
Эталон к упражнению 1
«Лишнее» слово в 1 столбике – «куриная», во 2-ом – «вежливая», в 3-ем –«павлиний».
Эталон к упражнению 2
В тёплом (каком.?) доме (м.р., ед.ч., П.п.), светлого (какого?) человека (м.р., ед.ч., Р.п.), весеннюю (какую7) капель (ж.р., ед.ч., В.п.).
Учитель. А те, кто написал сочинение-миниатюру с использованием большого количества «добрых» прилагательных по теме «Моя мама», подойдите ко мне с тетрадями. Ребята, выберите самую лучшую миниатюру, посоветуйтесь между собой и решите, кто из вас будет читать.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 1 без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?
Ученик 1. Я допустил ошибку в 1 задании в 3 столбике, выписал относительное прилагательное, а не притяжательное «павлиний». Я понял, что, действительно, на вопрос «чей» отвечает только слово «павлиний».
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 2. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?
Ученик. Я, практически, без затруднений выполнил 2 задание, определял род, число, падеж, ориентируясь на род, число, падеж существительного, с которым согласовано прилагательное в словосочетании.
Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем сочинение-миниатюру «Моя мама» Иванова Сергея и оценим его работу по требованиям, спроецированным на экране.
Моя мама -прекрасный человек. Она для меня верный друг, мудрый советчик.
С самого раннего детства я помню ласковые, добрые, нежные руки моей мамы. Уже в сознательном возрасте я отчётливо помню, как мой дорогой, любимый человек читал мне удивительные, интересные сказки А.С. Пушкина, написанные прекрасным, легким, воздушным, «чистым» русским языком.
В школе помощь мамы для меня была неоценимой. Кроме того, она всегда поддерживала меня в минуту неудач, не позволяла вешать нос. Конечно, наше общение не всегда бывает безоблачным. Это естественно, понятно, мамину строгость я понимаю, спустя время, с её критикой часто соглашаюсь, потому что она «продиктована» горячо любящим, добрым сердцем моей матери.
Мама, дорогой мой, светлый человек, я написал тебе небольшое признание в любви. В этом я буду признаваться тебе всю жизнь!
Учитель. Оцените работу.
Ученик. В сочинении Сергея есть вступление, считаю, что уже в нём он сформулировал тезис о маме, «прекрасном человеке». Далее мой товарищ приводит эмоциональные доказательства этого утверждения из своей жизни, а затем делает лиричный вывод. Да, творческая работа соответствует схеме написания сочинения-рассуждения.
Ученик. Сочинение у Сергея получилось стройным, логичным, потому что есть вступление-тезис, главная часть с убедительными аргументами, вывод. Это, действительно, рассуждение, причём проникновенное, задушевное.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Лист самооценки ученика (цы) 5 класса по теме «Краткие и полные прилагательные» ФИ________________________________________
Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»
На каком уровне вы усвоили пройденный материал?
Ученики. Удовлетворительно. Нам необходимо работать над ошибками.
Ученики. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.
Ученики. Да!
3 этап. Выявление места и причины затруднения
Учитель. Распределите данные слова в таблицу: узкий, низок, бледен, страшный, добрый, зол.
полные прилагательные
краткие прилагательные
Эталон
полные прилагательные
краткие прилагательные
узкий
страшный
добрый
низок
бледен
зол
Учитель. Кто сделал без ошибок?
Учитель. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. Я не смог определить полные и краткие прилагательные.
Ученик. Я определил полные прилагательные, краткие -нет.
Учитель. Можете ли вы объяснить, почему вам было трудно.
Ученик. Нет.
4 этап.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученики. Мы должны научиться правильно определять краткие и полные прилагательные, находить их в текстах.
Учитель. Как сформулируем тему урока?
Ученики. Полные и краткие прилагательные.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученики. Мы предлагаем работать с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель.Прочитайте параграф 34. Что вы узнали из прочитанного материала о полных и кратких прилагательных?
Ученик. Я узнал, что качественные прилагательные могут быть полными и краткими, полные прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Краткие – на вопросы: каков? какова? каково? какие? каковы? Например: девочка(какая?) добрая (полное прилагательное) - девочка (какова?) добра, краткое прилагательное, мальчик (какой?) талантливый (полное прилагательное)-мальчик (каков?) талантлив (краткое прилагательное). Полные прилагательные изменяются по родам (в ед. ч.), по числам, падежам; краткие изменяются по родам (в ед. ч.), по числам. В предложении полные прилагательные являются определениями или сказуемыми, а краткие – сказуемыми.
Ученик. Я хочу добавить, что в кратких прилагательных мужского рода перед к появляется о, а перед н — е (ё), например: узкий — узок, приятный — приятен
Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.
Учитель. 1 группа, представьте свой алгоритм.
Группа 1.
Задать вопрос к прилагательному
Отвечает слово на вопрос какой (какая? какое? какие?)
Да
Нет
Отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?)
Нет
Да
Изменяется по падежам
Да
Нет
Является ли в предложении сказуемым
Нет
Да
ПОЛНОЕ
КРАТКОЕ
Учитель. 2 группа, теперь вы.
Алгоритм 2.
По вопросу определяю часть речи.
Если прилагательное, то определяю разряд.
Если качественное, то еще раз задаю вопрос.
Отвечает на вопросы какой? какая? какое? (если на вопросы каков? какова? каково? какие? каковы)? -краткое, нет – полное.
Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?
Ученики. У 1 группы, потому что он с большей точностью помогает различать полные и краткие прилагательные, он соответствует всем морфологическим характеристикам указанных прилагательных.
Учитель. Запишем его в тетрадь.
Учитель. Давайте закрепим алгоритм 1. Прочитайте предложения с прилагательными, записанными на доске, используя алгоритм. определите, полные они или краткие.
Красивые цветы росли на лугу. Человек недобр. Талантливые люди талантливы во всём. Богатыри могучи. Потолки в доме низки. В нашем доме - светлые комнаты.
Ученик. Красивые цветы росли на лугу. В этом предложении прилагательное «красивый» - полное, потому что оно отвечает на вопрос «какие?», стоит в Им. п., является в предложении определением.
Ученик. Человек недобр. В этом предложении есть краткое прилагательное «недобр», потому что оно отвечает на вопрос «каков?», не изменяется по падежам, является в предложении сказуемым.
Ученик. Талантливые люди талантливы во всём. В данном предложении есть краткое прилагательное «талантливы», оно отвечает на вопрос «каковы?», не изменяется по падежам, является в предложении сказуемым.
Ученик. В предложении «Богатыри могучи» находим краткое прилагательное «могучи», оно отвечает на вопрос «каковы», не изменяется по падежам, является в предложении сказуемым.
Ученик. Потолки в доме низки. В этом предложении есть краткое прилагательное «низки», которое отвечает на вопрос «каковы?», не изменяется по падежам, является в предложении сказуемым.
Ученик. В предложении «В нашем доме - светлые комнаты» находим полное прилагательное «светлые», которое отвечает на вопрос «какие?», стоит в Им. п., является в предложении определением.
Учитель. Сможете ли вы теперь определить, найти полные и краткие прилагательные.
Ученики. Сможем!
Ученик. Надо задать вопросы каков? какова? каковы? каково?, посмотреть, каким членом предложения является то или иное слово.
Ученик. Я могу добавить, что можно еще посмотреть, изменяется ли анализируемое слово по падежам, полные прилагательные изменяются по падежам, а краткие-нет.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель.Теперь будем работать над закреплением темы и выполним упражнение фронтально. Прочитайте текст.
Прочитайте пословицы, объясните их значение. Задайте вопрос к прилагательным, назовите их морфологические признаки, укажите синтаксическую роль в предложении.
1) Для умелой руки все работы легки.
2) Красна птица пеньем, а человек ученьем.
3) Сам стар, да душа молода.
4) Хороша ложка к обеду.
5) Мала пчёлка, да и та работает.
Ученик.В пословице «Для умелой руки все работы легки» говорится об умелых, способных людях, которые могут выполнить любую работу. В предложении есть краткое прилагательное «легки», отвечающее на вопрос «каковы», множественного числа, в предложении является сказуемым.
Ученик. В пословице «Красна птица пеньем», а человек ученьем говорится о том, что людей можно ценить и уважать за знания, которыми они обладают. Краткое прилагательное «красна», отвечает на вопрос «какова?» женского рода, единственного числа, сказуемое.
Ученик. Сам стар, да душа молода. Эта пословица говорит о людях, сохраняющих и в преклонном возрасте бодрость духа, жизненную силу. В предложении есть краткое прилагательное «стар», отвечающее на вопрос «каков», единственного числа, мужского рода, в предложении является сказуемым, краткое прилагательное «молода» отвечает на вопрос какова?, единственного числа женского рода, в предложении является сказуемым.
Ученик.Пословица «хороша ложка к обеду» говорит о том, что всё надо делать вовремя. В предложении есть краткое прилагательное «хороша», отвечающее на вопрос «какова», единственного числа, женского рода, в предложении является сказуемым.
Ученик.Пословица «Мала пчёлка, да и та работает» - о жизненной необходимости всем, от мала до велика, работать. В предложении есть краткое прилагательное «мала», отвечающее на вопрос «какова», единственного числа, женского рода, в предложении является сказуемым.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?
Ученик. Да. Нужно еще поработать.
Учитель. Продолжаем закреплять. Поработаем в группах.
Выполните упражнение.
Найдите в отрывке краткие прилагательные, образованные путем добавления к основе нулевых окончаний, назовите, какими членами предложения являются краткие прилагательные.
Вечер был тих и свеж. Я вышла на улицу, которая была пустынна. Небо было бездонно, на нём сияли звёзды, которые были ярки. Одна только какая-то казалась бледна и загадочно мерцала.
Учитель. 1 группа, назовитекраткие прилагательные, образованные путем добавления к основе нулевых окончаний.
Ученик. Это прилагательные «тих», «свеж».
Учитель. 2 группа, назовите, чем являются краткие прилагательные в предложениях.
Ученик. Все краткие прилагательные «тих», «свеж», «пустынна», «бездонны», «ярки», «бледна», «загадочна», входят в состав сказуемых.
Учитель. Продолжаем закрепление. Поработаем в парах. Выполните следующее упражнение. Опишите картинку, используя предложения только с краткими прилагательными. (Подсказка на самой картинке)
Учитель (обращается к одной из пар). Какой текст у вас получился.
Ученик: Лес красив весной.Человек рад встрече с ним. Он весел, бодр. Солнце ярко, приветливо. День в лесу чудесен.
Учитель (обращается к другой паре). А какой текст у вас?
Ученик: Лес красив весной.Человек счастлив от встречи с ним. Он весел, настроен оптимистично. Солнце ласково грет. Все великолепно!
Ученик: Лес красив весной.Человек радостен в лесу. Он улыбчив и добр ко всему миру.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения работая в парах?
Ученик. Нет. Мы уже увереннее выполняем задание.
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель: Вы уверены в своих умениях?
Ученики. Да!
Учитель. Тогда откройте карточку.
Карточка 1.
Согласуйте поставленные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. В (соседний) комнате постукивал на своём аппарате глухой телеграфист (Чехов). 2. Ворона каркнула во всё (вороний) горло (Крылов). 3 Море и небо сливались в (синий) бесконечность (М. Горький). 8. В стоячей) воде много тины (пословица).
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.
Эталон к карточке 1.
1. В соседней комнате постукивал на своём аппарате глухой телеграфист (Чехов). 2. Ворона каркнула во всё воронье горло (Крылов). 3.Море и небо сливались в синюю бесконечность (М. Горький). 8. В стоячей воде много тины (пословица).
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?
Ученик. В основном с заданием справился.
Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.
Учитель. Тогда выполните следующее упражнение. Замените полную форму прилагательных краткой.
1. Сегодня я еще (больной), а завтра буду (здоровый). 2. Сегодня мы (свободные), а завтра будем (занятые). 3. Поверхность озера (спокойная, гладкая и ясная). 4. Окружающая природа в лучах заходящего солнца была (дикая и величественная). 5. Эти люди были (добрые и приветливые). 6. Вы (правые). 7. Ветер до того (сильный и жгучий), что нельзя идти вперед. 8.Порывы ветра очень (сильные). 9. Ее глаза были (грустные). 10. Небо сегодня (ясное, полное) света. 11. Ночь была (свежая и прекрасная). 12. Сосновый лес (дремучий)
Учитель. Проверьте себя по эталону.
1. Сегодня я еще больна, а завтра буду здорова. 2. Сегодня мы свободны. а завтра будем заняты. 3. Поверхность озера спокойна, гладка, ясна.4. Окружающая природа в лучах заходящего солнца была дика и величественна. 5. Эти люди были добры и приветливы.6. Вы правы. 7. Ветер до того силен и жгуч. что нельзя идти вперед. 8.Порывы ветра очень сильны. 9. Ее глаза были грустны. 10. Небо сегодня ясно, полно света. 1.1 Ночь была свежа и прекрасна 12. Сосновый лес дремуч.
Учитель. Поднимите руки те, кто все выполнил задание без ошибок? Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. Я неправильно написал слово «дремуч».
Ученик. А я неверно написал слово «жгуч».
Учитель. Вы можете объяснить, почему совершили ошибки,
Ученики. Нет! Мы не знаем
Учитель. Над этим мы и будем работать на следующем уроке.?
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель. Что нового узнали на этом уроке?
Ученик. Мы узнали, что качественные прилагательные могут быть полными и краткими, полные прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Краткие – на вопросы: каков? какова? каково? какие? каковы? Например: девочка(какая?) добрая (полное прилагательное) - девочка (какова?) добра, краткое прилагательное, мальчик (какой?) талантливый (полное прилагательное)-мальчик (каков?) талантлив (краткое прилагательное)..Полные прилагательные изменяются по родам (в ед. ч.), по числам, падежам; краткие изменяются по родам (в ед. ч.), по числам. В предложении полные прилагательные являются определениями или сказуемыми, а краткие – сказуемыми.
Учитель.
А сейчас назовите любые прилагательные
Сегодня урок был…
Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут…
Учитель
Запишите домашнее задание:
Параграф 31, упражнение 239.
Параграф 31, упражнение 237.
Сочините лингвистическую сказку «Как краткое прилагательное устроилось работать Сказуемым».
Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания.