Урок русского языка в 5 –м классе по теме: «Полные и краткие прилагательные»
Цели:
1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты обучения:
предметные
метапредметные
личностные
Обеспечить в ходе урока освоение грамматических особенностей кратких прилагательных, научить определять их синтаксическую роль, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные.
Познавательные УУД:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
осознание качества и уровня усвоения материала
регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Развивать орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память, творческие способности учащихся;
воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку
Виды используемых на уроке средств ИКТ: презентация.
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых; усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент
Учитель:
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе –
Не забывай дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Чтобы продуктивно построить сегодняшнее занятие, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.
1.Запись предложений под диктовку.
Задача: обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Имя прилагательное»
- Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем –бел- . Подчеркните данные слова как члены предложения.
1)Прыгает по вырубке белый заяц.
2)Заяц зимой белый.
3) Снег в лесу поражает своей белизной.
4) Белеют в темноте сугробы снега.
Вспомните
1.Что такое имя прилагательное?
2.Как изменяются имена прилагательные?
3.С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
4.Какова роль в предложении имени прилагательного?
3.Изучение нового материала
Проблемная ситуация
1.Загадки
Снесли птички Щеки розовы, нос бел,
Синенькие яички, В темноте сижу весь день,
Развесили по дереву. А рубашка зелена,
Скорлупа мягкая, Вся на солнышке она.
Белок сладкий, (редис)
А желток костяной.
(слива)
Ребята, что вам помогло отгадать загадки?
Выпишите все прилагательные в столбик, не забывайте задавать вопрос и выделять окончания.
Яички (какие?) синенькие
Скорлупа (какая?) мягкая
Белок (какой?) сладкий
Желток (какой?) костяной
Щеки (каковы?) розовы
Нос (каков?) бел
Рубашка (какова?) зелена
Постановка проблемного вопроса
Все ли прилагательные одинаковы? Чем они отличаются? Постарайтесь определить, какими грамматическими признаками обладают краткие прилагательные?
На вопросы какой? какая? какое? какие? отвечают полные прилагательные. На вопросы каков? какова? каково? каковы? отвечают краткие прилагательные.
Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.
(запись на доске)
Воздух легок и чист.
В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемыми.
4. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
1.Упр.589.
Задача: закрепить умение задавать вопрос к кратким прилагательным и обратить внимание обучающихся на постановку ударения. Развитие слуховой памяти.
Запишите краткие формы прилагательных.
Узкий - узок, узко, узка;
Резкий- резок, резко, резка;
Мягкий - мягок, мягко, мягка;
Бледный – бледен, бледно, бледна;
Горький – горек, горько, горька;
Страшный – страшен, страшно, страшна.
Задача: повторение темы «Лексика»
Подберите антонимы. Что такое антонимы? Образуйте краткую форму от антонимов.
Узкий – широкий – широк
Мягкий – твердый – тверд
Горький – сладкий – сладок
Бледный – яркий – ярок.
2. Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.
Задача: закрепить умение определять синтаксическую роль кратких прилагательных.
1) Для умелой руки все работы легки.
2) Корень учения горек, да плод сладок.
3)Сам стар, да душа молода.
3.Распределительный диктант
Задача: закрепить умение различать полные и краткие прилагательные; обратить внимание обучающихся на правописание кратких прилагательных с основой на шипящий.
Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.
Как вы написали краткие прилагательные колюч и могуч?
У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак не пишется.
4. Объяснительный диктант. Самопроверка.
Задача: закрепить умение грамотно писать краткие прилагательные с основой на шипящий и повторить орфограмму «Употребление ь на конце существительных после шипящих».
Весенняя ноч…, возле дач…, снег блестящ…, лесная глуш…, ландыш пахуч…, упругий мяч…, ветер горяч…, черная туш…
5. Сочинение - миниатюра «Описание пасмурного дня»
Задача: развитие творческих способностей учащихся.
Используйте краткие прилагательные.
5. Подведение итогов
Фронтальный опрос
1)Что такое имя прилагательное?
2) Как изменяется имя прилагательное?
3) Какую синтаксическую роль выполняет имя прилагательное?
4) Какие две формы имени прилагательного вы знаете?
5)На какие вопросы отвечает краткое имя прилагательное?
6) Как изменяются краткие имена прилагательные?
7) Какую синтаксическую роль выполняют краткие имена прилагательные?
8) как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящую?
6. Организация домашнего задания
Упр.596, стр.237. Составить 5 предложений о животных из сказок с однородными сказуемыми, выраженными прилагательными. Подчеркнуть сказуемые, выраженные краткими прилагательными.
Задача: закрепить умение различать полные и краткие прилагательные, умение определять их синтаксическую роль; развитие творческих способностей.
7. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
- Что показалось вам интересным сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Над чем бы вы хотели поработать ещё, изучая данную тему?