ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК
КЛАСС: 6
ТЕМА УРОКА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»
УЧИТЕЛЬ: Мелешина Галина Юрьевна
ЦЕЛИ:
- по достижению личностных результатов: развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- по достижению метапредметных результатов: развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов: развитие навыков слитного / раздельного написания слов.
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Организационный момент
Цели:
- создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической и практической готовности идти дальше).
Подготовка рабочего места.
Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: осознание темы урока, обсуждение с одноклассниками и учителем результатов деятельности и пути их достижения.
Приветствие учащихся и просьба проверить готовность рабочего места.
Объявление темы урока, слово / беседа о результатах деятельности и о том, как их достичь (развитие коммуникативных и регулятивных УУД). Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового (новой орфограммы) – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся, то есть проверка домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания
Цели:
- развитие регулятивных (самоанализ) и коммуникативных УУД (в случае коррекционной работы в группах);
- актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.
[Домашнее задание к уроку:
1. Выпишите из данных предложений причастия в составе словосочетаний.
2. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.
3. Определите, какие из выписанных причастий краткие, а какие – полные.
4. Напишите номер предложения, в котором есть противопоставление, в состав которого входит причастие. Выпишите соответствующий фрагмент этого предложения.
Предложения для анализа:
1) Не понятое ребятами задание учитель прокомментировал сам.
2) Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе.
3) Нерешённая задача волновала не ученика, а его маму.
4) Тетради были ещё не проверены.]
Самопроверка по ключу:
х х
1, 2. Не понятое ребятами, не понятое задание, не вымы-
х х х
тая тарелка, нерешённая задача, ещё не проверены.
3. Полные причастия: (не) понятое, (не) вымытая, нерешённая; краткое причастие: (не) проверены.
4. Предложение № 2: не вымытая, а протёртая.
Вывод о степени готовности к усвоению нового материала. При необходимости – коррекция (обсуждение в группах и заполнение листа работы над ошибками: чтобы выписать из предложений причастия в составе словосочетании, нужно…; чтобы найти в словосочетании главное слово, нужно…; чтобы определить, краткое причастие или полное, нужно…; чтобы обнаружить противопоставление, нужно…).
Организация самопроверки: раздать ключи с ответами, контролировать тех учащихся, у которых плохо сформированы волевые качества и внимательность.
Организация работы по коррекции в группах.
3. Знакомство с новым материалом
Цель:
- развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
- формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.
Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез.
Работа по группам с использованием алгоритма для изученных частей речи и языкового материала домашнего задания и специальных карточек с соответствующим языковым материалом о причастиях: никем не замеченная деталь, далеко не законченная рукопись, вовсе не покрашенный забор и т.п. [Вывод: краткие причастия пишутся с не так же, как и глаголы, - раздельно; полные причастия во многом похожи на имена прилагательные + добавляется условие раздельного написания – наличие зависимых слов.]
Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез.
Обсуждение в группах и дописывание общего алгоритма не с различными частями речи.
[1. Форма краткая?
Нет. Да. → раздельно
2. Есть: а) далеко не, вовсе не, отнюдь не или
б) отрицательные местоимения и наречия или
в) противопоставление или
г) зависимые слова?
Да → раздельно Нет → слитно]
Организация обсуждения вопросов [со всем классом или предварительно по группам с последующим коллективным обсуждением появившихся идей]:
- Какая орфографическая проблема, связанная с материалом предшествующих уроков («Не с именами существительными, прилагательными, глаголами»), может вызвать затруднение у пишущего в предложениях из домашнего задания? [Не с причастиями.]
- Судя по предложениям из домашнего задания, есть ли варианты написания не с причастиями? [Да. Слитно – нерешённая, раздельно – все остальные примеры.]
- Какова будет наша цель? [Определить те условия, при которых не будет написано с причастием раздельно, и те, при которых не будет написано с причастием слитно.]
- Какие гипотезы целесообразно рассмотреть? [1. Правило для причастий будет такое же, как для каких-то из уже изученных частей речи. 2. Правило для причастий будет совмещать в себе элементы правил для каких-то из уже изученных частей речи. 3. Правило для причастий будет другим, не похожим ни на одно из изученных для других частей речи.]
Организация групповой работы по проверке выдвинутых гипотез.
- Чем может быть обусловлена такая ситуация? [Тем, что причастие как часть речи совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.]
- Почему именно краткая форма причастия пишется с не по образцу глагола? [Потому что, как правило, она выполняет, как и глагол, синтаксическую функцию сказуемого, то есть «глагольность» в ней представлена в бóльшей степени, чем в полной.]
- Теперь, когда мы знаем условия выбора слитного / раздельного написания не с причастиями, что нам необходимо ещё сделать? [Дописать общий алгоритм не с различными частями речи.]
Организация групповой работы по дописыванию общего алгоритма не с различными частями речи.