kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС: 6

ТЕМА УРОКА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»

УЧИТЕЛЬ: Мелешина Галина Юрьевна

ЦЕЛИ:

            - по достижению личностных результатов: развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

            - по достижению метапредметных результатов: развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

            - по достижению предметных результатов: развитие навыков слитного / раздельного написания слов.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Организационный момент

Цели:

- создание условий  для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической и практической готовности идти дальше).

Подготовка рабочего места.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: осознание темы урока, обсуждение с одноклассниками и учителем результатов деятельности и пути их достижения.

Приветствие учащихся и просьба проверить готовность рабочего места.

Объявление темы урока, слово / беседа о результатах деятельности и о том, как их достичь (развитие коммуникативных и регулятивных УУД). Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового (новой орфограммы) – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся, то есть проверка домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания

Цели:

- развитие регулятивных (самоанализ) и коммуникативных УУД (в случае коррекционной работы в группах);

- актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.

[Домашнее задание к уроку:

1. Выпишите из данных предложений причастия в составе словосочетаний.

2. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.

3. Определите, какие из выписанных причастий краткие, а какие – полные.

4. Напишите номер предложения, в котором есть противопоставление, в состав которого входит причастие. Выпишите соответствующий фрагмент этого предложения.

Предложения для анализа:

1) Не понятое ребятами задание учитель прокомментировал сам.

2) Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе.

3) Нерешённая задача волновала не ученика, а его маму.

4) Тетради были ещё не проверены.]

Самопроверка по ключу:

                    х                                                                                   х

1, 2. Не понятое ребятами, не понятое задание, не вымы-

                     х                                                    х                                      х

тая тарелка, нерешённая задача, ещё не проверены.

3. Полные причастия: (не) понятое, (не) вымытая, нерешённая; краткое причастие: (не) проверены.

4. Предложение № 2: не вымытая, а протёртая.

Вывод о степени готовности к усвоению нового материала. При необходимости – коррекция (обсуждение в группах и заполнение листа работы над ошибками: чтобы выписать из предложений причастия в составе словосочетании, нужно…; чтобы найти в словосочетании главное слово, нужно…; чтобы определить, краткое причастие или полное, нужно…; чтобы обнаружить противопоставление, нужно…).

Организация самопроверки: раздать ключи с ответами, контролировать тех учащихся, у которых плохо сформированы волевые качества и внимательность.

Организация работы по коррекции в группах.

3. Знакомство с новым материалом

Цель:

- развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.

Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез.

Работа по группам с использованием алгоритма для изученных частей речи и языкового материала домашнего задания и специальных карточек с соответствующим языковым материалом о причастиях: никем не замеченная деталь, далеко не законченная рукопись, вовсе не покрашенный забор и т.п. [Вывод: краткие причастия пишутся с не так же, как и глаголы, - раздельно; полные причастия во многом похожи на имена прилагательные + добавляется условие раздельного написания – наличие зависимых слов.]

Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез.

Обсуждение в группах и дописывание общего алгоритма не с различными частями речи.

                             [1. Форма краткая?

             Нет.                                               Да. → раздельно

      2. Есть: а) далеко не, вовсе не, отнюдь не или

                    б) отрицательные местоимения и наречия или

                    в) противопоставление или

                    г) зависимые слова?

       Да → раздельно            Нет → слитно]

Организация обсуждения вопросов [со всем классом или предварительно по группам с последующим коллективным обсуждением появившихся идей]:

- Какая орфографическая проблема, связанная с материалом предшествующих уроков («Не с именами существительными, прилагательными, глаголами»), может вызвать затруднение у пишущего в предложениях из домашнего задания? [Не с причастиями.]

- Судя по предложениям из домашнего задания, есть ли варианты написания не с причастиями? [Да. Слитно – нерешённая, раздельно – все остальные примеры.]

- Какова будет наша цель? [Определить те условия, при которых не будет написано с причастием раздельно, и те, при которых не будет написано с причастием слитно.]

- Какие гипотезы целесообразно рассмотреть? [1. Правило для причастий будет такое же, как для каких-то из уже изученных частей речи. 2. Правило для причастий будет совмещать в себе элементы правил для каких-то из уже изученных частей речи. 3. Правило для причастий будет другим, не похожим ни на одно из изученных для других частей речи.]

Организация групповой работы по проверке выдвинутых гипотез.

- Чем может быть обусловлена такая ситуация? [Тем, что причастие как часть речи совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.]

- Почему именно краткая форма причастия пишется с не по образцу глагола? [Потому что, как правило, она выполняет, как и глагол, синтаксическую функцию сказуемого, то есть «глагольность» в ней представлена в бóльшей степени, чем в полной.]

- Теперь, когда мы знаем условия выбора слитного / раздельного написания не с причастиями, что нам необходимо ещё сделать? [Дописать общий алгоритм не с различными частями речи.]

Организация групповой работы по дописыванию общего алгоритма не с различными частями речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" »

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС: 6

ТЕМА УРОКА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»

УЧИТЕЛЬ: Мелешина Галина Юрьевна

ЦЕЛИ:

- по достижению личностных результатов: развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- по достижению метапредметных результатов: развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: развитие навыков слитного / раздельного написания слов.


Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Организационный момент

Цели:

- создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической и практической готовности идти дальше).


Подготовка рабочего места.



Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: осознание темы урока, обсуждение с одноклассниками и учителем результатов деятельности и пути их достижения.

Приветствие учащихся и просьба проверить готовность рабочего места.


Объявление темы урока, слово / беседа о результатах деятельности и о том, как их достичь (развитие коммуникативных и регулятивных УУД). Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового (новой орфограммы) – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся, то есть проверка домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания

Цели:

- развитие регулятивных (самоанализ) и коммуникативных УУД (в случае коррекционной работы в группах);

- актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.

[Домашнее задание к уроку:

1. Выпишите из данных предложений причастия в составе словосочетаний.

2. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.

3. Определите, какие из выписанных причастий краткие, а какие – полные.

4. Напишите номер предложения, в котором есть противопоставление, в состав которого входит причастие. Выпишите соответствующий фрагмент этого предложения.

Предложения для анализа:

1) Не понятое ребятами задание учитель прокомментировал сам.

2) Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе.

3) Нерешённая задача волновала не ученика, а его маму.

4) Тетради были ещё не проверены.]


Самопроверка по ключу:

х х

1, 2. Не понятое ребятами, не понятое задание, не вымы-

х х х

тая тарелка, нерешённая задача, ещё не проверены.

3. Полные причастия: (не) понятое, (не) вымытая, нерешённая; краткое причастие: (не) проверены.

4. Предложение № 2: не вымытая, а протёртая.


Вывод о степени готовности к усвоению нового материала. При необходимости – коррекция (обсуждение в группах и заполнение листа работы над ошибками: чтобы выписать из предложений причастия в составе словосочетании, нужно…; чтобы найти в словосочетании главное слово, нужно…; чтобы определить, краткое причастие или полное, нужно…; чтобы обнаружить противопоставление, нужно…).



















Организация самопроверки: раздать ключи с ответами, контролировать тех учащихся, у которых плохо сформированы волевые качества и внимательность.






Организация работы по коррекции в группах.

3. Знакомство с новым материалом

Цель:

- развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.

Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез.





















Работа по группам с использованием алгоритма для изученных частей речи и языкового материала домашнего задания и специальных карточек с соответствующим языковым материалом о причастиях: никем не замеченная деталь, далеко не законченная рукопись, вовсе не покрашенный забор и т.п. [Вывод: краткие причастия пишутся с не так же, как и глаголы, - раздельно; полные причастия во многом похожи на имена прилагательные + добавляется условие раздельного написания – наличие зависимых слов.]


Участие в коллективном обсуждении предложенных учителем вопросов, выдвижение и защита гипотез.















Обсуждение в группах и дописывание общего алгоритма не с различными частями речи.

[1. Форма краткая?

Нет. Да. → раздельно

2. Есть: а) далеко не, вовсе не, отнюдь не или

б) отрицательные местоимения и наречия или

в) противопоставление или

г) зависимые слова?

Да → раздельно Нет → слитно]


Организация обсуждения вопросов [со всем классом или предварительно по группам с последующим коллективным обсуждением появившихся идей]:

- Какая орфографическая проблема, связанная с материалом предшествующих уроков («Не с именами существительными, прилагательными, глаголами»), может вызвать затруднение у пишущего в предложениях из домашнего задания? [Не с причастиями.]

- Судя по предложениям из домашнего задания, есть ли варианты написания не с причастиями? [Да. Слитно – нерешённая, раздельно – все остальные примеры.]

- Какова будет наша цель? [Определить те условия, при которых не будет написано с причастием раздельно, и те, при которых не будет написано с причастием слитно.]

- Какие гипотезы целесообразно рассмотреть? [1. Правило для причастий будет такое же, как для каких-то из уже изученных частей речи. 2. Правило для причастий будет совмещать в себе элементы правил для каких-то из уже изученных частей речи. 3. Правило для причастий будет другим, не похожим ни на одно из изученных для других частей речи.]


Организация групповой работы по проверке выдвинутых гипотез.










- Чем может быть обусловлена такая ситуация? [Тем, что причастие как часть речи совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.]


- Почему именно краткая форма причастия пишется с не по образцу глагола? [Потому что, как правило, она выполняет, как и глагол, синтаксическую функцию сказуемого, то есть «глагольность» в ней представлена в бóльшей степени, чем в полной.]


- Теперь, когда мы знаем условия выбора слитного / раздельного написания не с причастиями, что нам необходимо ещё сделать? [Дописать общий алгоритм не с различными частями речи.]


Организация групповой работы по дописыванию общего алгоритма не с различными частями речи.







4. Закрепление нового материала

Цель:

- развитие регулятивных и коммуникативных УУД;

- развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

Участие в обсуждении с одноклассниками и учителем вопроса о том, что ещё нужно, чтобы грамотно писать не с причастиями.



Игра (индивидуально, парами, командно) – обнаружить в каждом из предложений то(-е) условие(-ия), которое(-ые) даёт(-ют) слитное / раздельное написание причастия с не.

1. Это был никем ещё не открытый закон – настоящий прорыв в науке!

2. Иванов, действительно, не знающий усталости спортсмен.

3. К концу месяца зарядили непрекращающиеся дожди.

4. Я поразился этим совсем непродуманным действиям товарища.

5. Бифштекс был совсем не прожарен.

6. Ничем не огороженный участок был совсем не обработан.

7. Эти собаки не обучены.

8. Не нарисованный, а выложенный из соломки узор украшал эту картину.

9. Невыгруженный, но уже привезённый товар был оплачен вовремя.

10. Ненавидевший пауков, он тем не менее спокойно относился ко всем другим насекомым.


Выполнение заданий на выбор:

а) Упр. 460, страница 184 учебника под редакцией М.М. Разумовской:

Распространите данные причастия зависимыми словами, данных причастий образуйте краткую форму напишите орфографически правильно полученный вариант.

Образец: нерасколотый орех – не расколотый ещё орех – орех не расколот

(Не)прочитанная книга – _________ - ______________ ,

(не)украшенная елка – ____________ - ______________ ,

(не)выполненное задание – _________ - ______________ ,

(не)замеченная ошибка – ___________ - _____________ ,

(не)сожжённое письмо – ___________ - _____________ ,

(не)полученная посылка – ___________ - ______________ ,

(не)законченная работа – ___________ - ______________ ,

(не)завершённая стройка – __________ - ______________ .

б) Спишите предложения, раскройте скобки, напишите орфографически правильно полученный вариант.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего – тёмен.

2. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве.

3. (Не)жданный успех голову кружит.

4. (Не)скошенный луг пестрел цветами.

5. Письмо так и осталось (не)отправленным.

6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной.

7. Под окном стоял ещё (не)облетевший клён.

8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд.

9. День зачёта был ещё (не)назначен.


Самопроверка по ключу.

[а) Непрочитанная книга – до сих пор не прочитанная книга – книга не прочитана; неукрашеннёя елка – никем не украшенная ёлка – ёлка не украшена и т.д.

б) 1. Для знающего мир светел, для незнающего – тёмен.

2. Не знающий меры будет горевать в богатстве.

3. Нежданный успех голову кружит.

4. Нескошенный луг пестрел цветами.

5. Письмо так и осталось неотправленным.

6. Ошибка в работе осталась незамеченной.

7. Под окном стоял ещё не облетевший клён.

8. Я отвел от него недоумевающий взгляд.

9. День зачёта был ещё не назначен.]


Вывод о степени усвоения нового материала. При необходимости – коррекция (индивидуально заполнение листа работы над ошибками: мне необходимо запомнить, что полные причастия с зависимыми словами пишутся слитно; мне необходимо потренироваться в определении главного и зависимого слова в словосочетании; мне необходимо потренироваться в определении краткой и полной формы причастия и т.д.).


Организация обсуждения [со всем классом] вопроса о том, что ещё нужно, чтобы грамотно писать не с причастиями. [Нужно тренировать внимательность – способность видеть эти условия в тексте.]


Организация учебной игры.





















Мотивация учащихся на дальнейшую деятельность - обращение к учащимся: Теперь мы знаем условия слитного / раздельного написания не с причастиями и понимаем, почему они именно такие, а не другие, видим эти условия в тексте. Теперь мы готовы выполнить упражнения на применение изученного алгоритма.























Организация самопроверки по ключу.














Организация рефлексии: обеспечение контроля за заполнением листов работы над ошибками, по результатам самоанализа - выдача учащимся индивидуальных заданий для работы дома.

5. Обсуждение задания на дом

Цель: развитие регулятивных УУД.

Осознание важности и целесообразности именно такого домашнего задания.

[Решение тестовых заданий по теме в формате ГИА и ЕГЭ.]










Участие в обсуждении понимания тестовых заданий по теме в формате ГИА и ЕГЭ, предложенных для выполнения дома.

Мотивация учащихся на выполнение домашнего задания – обращение к учащимся: Теперь мы знаем условия слитного / раздельного написания не с причастиями и понимаем, почему они именно такие, а не другие, видим эти условия в тексте. Но пока это были чужие тексты. А наша цель ещё и научиться создавать собственные тексты, чтобы выражать собственные мысли. Этим мы с вами займёмся на следующем уроке. Однако есть ещё один шаг, который необходимо совершить по пути к этой цели, - посмотреть, какие задания по данной теме ждут вас на выпускных экзаменах, и понять, готовы ли вы их успешно выполнить. Давайте их посмотрим и обсудим порядок действий по их выполнению.

Организация обсуждения понимания тестовых заданий по теме в формате ГИА и ЕГЭ, предложенных для выполнения дома.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями"

Автор: Мелешина Галина Юрьевна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»  в свете требований ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-matieriala-po-tiemie-prichastiie-v-svietie-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "222211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435994113"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастие как часть речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_7_klasse_po_teme_prichastie_kak"
    ["file_id"] => string(6) "488260"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543506328"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Причастие как особая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_v_6_klassie_po_tiemie_prichas"
    ["file_id"] => string(6) "405876"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491137820"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Понятие о причастном обороте  (технологическая карта урока русского языка в 7 классе) "
    ["seo_title"] => string(95) "poniatiie-o-prichastnom-oborotie-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "195962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427986667"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока русского языка в 7 класса по теме "Причастие как речи"."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_7_klassa_po_teme_prichastie_kak"
    ["file_id"] => string(6) "649817"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1714504369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства