Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"»
Урок русского языка по теме «Имя существительное как часть речи», 5класс.
Предметные цели: Определить, что такое существительное, отработать умение определять грамматические признаки существительного, формировать навыки употребления существительных в речи
Метапредметные цели:
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД: осуществлять поиск и сбор информации
Личностные УУД: умение оценивать ответы своих одноклассников, умение обобщать и делать выводы
Формы учебной деятельности: индивидуальная и совместная учебная работа, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность. Тип урока: комбинированный. Технология: элементы технологии проблемного обучения
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Проверим готовность к уроку.
Прочитайте стихотворение.Какие бывают слова? Какой частью речи они являются?
Какие бывают слова? Есть сладкое слово – конфета. Есть быстрое слово – ракета. Есть кислое слово – лимон. Есть слово с окошком – вагон. Есть слово колючее – ёжик. Есть слово промокшее – дождик. Есть слово упрямое – цель. Есть слово колючее – ель. Есть книжное слово – страница. Есть слово лесное – синица. Есть слово пушистое – снег. Есть слово весёлое – смех.
М.Пляцковский 2.Постановка проблемы и задач урока — Правильно, это имя существительное.
— Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи). — С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Поставим задачи на урок.
(вспомнить свои знания об этой части речи: выявить его морфологические признаки и синтаксическую роль.)
Для выполнения этих задач, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, что нам предстоит сделать . Каждый будет выставлять баллы- ответы своих одноклассников в эти листы.
3. Работа по теме урока
1 .«Разминка» (о,5 б. за каждое слово)
Прочитайте текст. Посчитайте, сколько существительных в предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрутный лист)
Солнце опустилось за горизонт, и небо заполыхало в пламени заката. Все погружается в сон. В воздухе веет прохладой. Пахнет землей, мокрой после дождика. Слышится слабый шелест листвы да негромкое журчание лесной речки : бежит вода с камушка на камушек. С ветки ели спорхнул щегол. Издали доносится плач иволги и голос болотной выпи. В зарослях акации начал выводить свою трель соловей. Хороша твоя песня, соловушка!
А что помогло вам справиться с заданием? ( Теоретические сведения)
2. «Теоретическая»(1б. за каждый правильно заполненный столбец) 5б.
Прочитаем определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.
Работа с учебником стр.46,50. Чтение и составление опорного конспекта.
Имя существительное
Грамматическое значение
Вопрос
Морфологические признаки
Роль в предложении
Подлежащее, дополнение,
обстоятельство
постоянные
непостоянные
Предмет
Кто?
Что?
Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.
Род, склонение.
Число, падеж
-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту
3.« Морфологическая».(1б. за правильно указанное лишнее слово)5б.
Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. Найди лишнее слово.
-Олень, ночь, мужчина . (род)
-Собака, книга, девочка. (одуш.)
-Москва, город, Россия. ( собств.)
-Заря, море, листопад. (склонение)
-Ключи, уроки, мяч. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какой морфологический признак мы не вспомнили? (падежи)
Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
4.«Синтаксическая» (1б. за правильно указанный член предложения) 4б.
Имена существительные живут и всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. ( работа по группам)
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
5. «Проверочная». Тест с взаимопроверкой (1г, 2б,3 а, 4г,5 а) 5б.
Тест «Имя существительное»
Часть 1
К каждому заданию 1-5 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
1. Имя существительное — это
а) служебная часть речи
б) часть речи, которая обозначает признак предмета
в) второстепенный член предложения
г) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Укажите предложение, в котором существительное является дополнением.
а) Все растения уже отцвели.
б) Решился чёрт украсть месяц.
в) Она была воспитана по-старинному.
г) Ложь бывает доброй или злой.
3. Укажите строку, в которой все существительные являются неодушевлёнными.
а) город, жизнь, Родина, избушка
б) борьба, стена, царь, поэт
в) остров, площадь, мальчик, медведь
г) сердце, страна, друг, зайчонок
4. Укажите строку, в которой все существительные женского рода.
а) молодёжь, картофель, буфет в) вестибюль, картошка, метро
Опять дожди, опять туманы. И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес. (С. Аксаков)
В чём особенность стихотворений? (В стихотворениях много существительных).
- Эти стихотворения примечательны тем, что состоят почти из одних имен существительных. В них нет ни одного глагола. Каждое выражение – это картина. Какие картины могут «нарисовать» существительные? Прочтите стихотворение без существительных
Прочитайте следующее стихотворение и выполните к нему задания.
(1)Гаснет свет.
(2)Окончен бал.
(3)Человек ботинки снял.
(4) Снял цилиндр, фрак, живот:
Он ему немного жмёт.
(5)Отцепил свои часы,
Уши,
бороду,
усы.
(6)И улыбку до ушей
Спрятал в ящик от мышей.
(7)Снял копну густых волос,
Положил на полку нос..
(8)И, вздыхая, лёг в кровать:
Завтра снова надевать!
(А.Усачёв)
Подсказка: в слове 5 букв.
Первая буква. Найдите в шестом предложении имя существительное 1 склонения в форме В. п. Выпишите из него предпоследнюю букву.
Вторая буква. Найдите в тексте слово с чередованием гласных о/а в корне. Выпишите первую букву корня.
Третья буква. Найдите в третьем предложении имя существительное во множественном числе. Выпишите из него букву, обозначающую безударный гласный звук корня.
Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении имя существительное ж.р. ,выделите окончание, выпишите его.
Пятая буква. Найдите седьмом предложении имя существительное м.р. в форме В. п. Выпишите первую букву.
Что же это за слово? (клоун) Какой частью речи оно является? Как вы можете охарактеризовать данное слово как существительное?
4.Итог урока
- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)
Все задания выполнены.Вспомните, какие были задачи урока? Удалось ли их выполнить?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Лингвистический паспорт.
Имя существительное.
Грамматическое значение
Вопрос
Морфологические признаки
Роль в предложении
постоянные
непостоянные
Маршрутный лист
Фамилия имя_______________________________________