Урок русского языка в 5 классе на тему: "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с"
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с"
Дать учащимся представление о правописанииприставок, оканчивающихся на –з и –с; формировать умение определять условия выбора букв –з, -снаконцеприставок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с"»
Урок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с »
Цели:
путём наблюдения и анализа привести к выводу, что приставки , оканчивающиеся на –з, -с противоречат основному правилу правописания приставок;
в форме модели вывести способ действия работы с приставками(-з пишется перед звонким согласным, -с – перед глухим);
Задачи:
учить работать в парах;
высказывать свою точку зрения, уметь слушать другого ученика;
производить самоанализ и самооценку;
использовать знания, полученные ранее;
применять выведенный способ действия.
Актуализация знаний (работа с карточками): безударные гласные и парные согласные в приставках, таблица приставок.
У вас на столах лежат карточки с группой слов. Прочитайте слова про себя и назовите общую орфограмму (Правописание приставок. Подвиды: правописание безударного гласного и парного согласного).
По. писать, о. блеск, о . водить, о . катать, на . строить, з . скочить, пр . родители, пр . ветрить, с . страдание, д . полнение, на . земный, п . любить, п.р.мирие, пре . стоящий, н . слаждение.
На доске модель:
Ваша задача сейчас? (Решить орфограмму и графически объяснить решение).
Что значит «графически объяснить»? (Подчеркнуть и отметить морфему, в которой находится орфограмма)
После выполнения работы дети сами оценивают себя по таблице приставок, сделанной в теоретическом справочнике на предыдущих уроках.
А теперь достаньте таблицу приставок и проверьте себя. Оценим себя по шкалам( вижу орфограмму, называю, решаю). Сколько шкал будет? Почему? (две, т. К. орфограмма пропущена, мы её уже видим).
Почему мы проверяли приставки по таблице? (Трудно подобрать слово, где звук будет в сильной позиции).
На доске модель:
Как бы вы дополнили эти модели? (приставки раз-/рас-, роз-/рос- нельзя проверять сильной позицией, они противоречат основному закону русского письма).
Постановка учебной задачи (ПУЗ)
На доске записаны предложения. Прочитаем. Текст ли это?
Гроза началась утром. Молния з… прыгала по ч… рным тучам и ра…к…лола их на мгновение. Гром бил по м…кушкам дерев...ев. Те скр…пели и тр…щали. Лист...я и…пуганно тр…петали, а ветер бе...пощадно срывал их зелень.
(Тема-гроза. Предложения связаны по смыслу и грамматически. Но это фрагмент текста, т.к. нет названия, не выделены композиционные части текста.)
Задание: списать фрагмент текста, вставить пропущенные буквы и графически объяснить орфограммы.
Один ученик работает у доски, выписывая только слова с пропущенными буквами и объясняет их.
Проверим. Сравните свою работу с выполненной у доски. Есть ли замечания? Вопросы? (в результате анализа остаются нерешёнными орфограммы в словах рас/зколола, ис/зпуганно, бес/зпощадно.
Варианты решения: проверить известным способом действия. Посмотреть в таблицу приставок. Но в таблице приставок ест приставки и на –з и на –с.
Наша задача сегодня? (выяснить, от чего зависит правописание приставок на –з, -с)
На доске модель:
Решение учебной задачи (РУЗ):
Я раздам вам материал для наблюдения на карточках. Вы работаете в парах над орфограммой. Делаете вывод и представляете его в виде модели с примерами.
Что вы можете сказать? Давайте проверим? Есть другие мнения?
Сравним с записями в учебнике теории (п. 53). Так какие приставки напишем в словах?
раСколола иСпуганно беСпощадно
Запишем выводы в теоретический справочник: красным цветом те, кто решил орфограмму самостоятельно, зелёным – все остальные.
Итак, посмотрим на общую орфограмму: «Правописание приставок». Что вы можете сказать? (приставки на –з, -с противоречат общему правилу, действуют законы фонетики: происходит оглушение и озвончение).
Но! Приставка С- не относится к этой орфограмме!
Применение способа действия.
Учебник. Русский язык 5 класс. под ред. Баранова.
Упражнение 626. Запишем пары слов, проговаривая орфограмму и объясняя написание приставки.
Итог.
Какова была задача урока?
Справились ли мы с ней?
Что узнали на уроке?
За что можете себя похвалить?
Домашнее задание.
Подготовить карточку для товарища с пропуском орфограммы «правописание приставок на –з, -с» (15 слов). Записать приставки в таблицу приставок.