Урок по русскому языку 3 класс на тему:
«Приставки на-з/-с»
1.Организационное начало урока:
Здравствуйте ребята, а сейчас у нас урок русского языка.
Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2. Актуализация знаний (минутка чистописания):
Открываем рабочие тетради, отступаем от домашней работы 2 рабочие строки.
Записываем дату, классная работа. Посмотрите на доску, выполните минутку
чистописания. (с, без, вос, рас, бес, воз, раз).
Ребята предположите, что мы с вами только что прописали? (Верно, приставки). А
какую особенность вы заметили у них? (То, что они заканчиваются на з и с).
3. Целеполагание:
Догадались ли вы о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Верно, тема нашего урока
«Приставки на-з/-с».
Для того, чтобы наш урок был продуктивным, дополните цель урока: формирование
знаний о правописании приставок, оканчивающихся на –з/-с.
Чтобы достичь цель урока, поставим ряд задач. Для этого расставьте их по порядку:
1.Узнаем о правиле написания приставок на –з/-с
2.Научимся применять правило
3.Сможем закрепить свои знания при выполнении заданий
Задачи урока известны, а значит мы можем приступить к их выполнению.
4. Основная часть:
Обратите внимание на доску. Что мы тут видим? (Слова в два столбика).
Как вы думаете по какому принципу они разделены? (В первом столбике приставка
бес, а во втором приставка без). Как вы думаете от чего зависит написание буквы –з и
–с в приставках? (От последующего согласного). Давайте охарактеризуем следующий
звук после приставки бес в первом слове. (П-глухой и твёрдый). Охарактеризуем у
второе слово по тому же принципу: ц-глухой и твёрдый. Какой же мы можем сделать
вывод перед какими звуками мы пишем приставку, оканчивающуюся на –с? (Перед
глухими). Самостоятельно предположите, перед какими звука мы пишем приставку,
оканчивающуюся на –з? (После звонких).
Слова на доске:
Беспрерывный Безвкусный
Бесцветный Безвестный
Итак, давайте убедимся, правильно ли мы с вами решили, прочитав правило в
учебнике, каждый сам.
А теперь расскажите это правило своему соседу по парте, только помните о
дисциплине и рассказываем в полголоса. Проверим как вы усвоили правило. В слове
расправим, какая приставка (рас), почему в приставке именно с? (так как п глухой) В
слове безветренный, какая приставка (без), почему в приставке именно з? (так как в
звонкий). Ребята, узнали ли мы о правиле написания приставок на –з/-с? Значит 1-ый
пункт плана выполнен, движемся дальше.
А сейчас давайте отдохнем. Встаньте пожалуйста. Я буду читать вам слова, как только
после приставки вы будете слышать глухой согласный, то вы садитесь, звонкий-
наклоняетесь, гласный звук-прыгаете. Если всем понятно, то начинаем.
Слова для физминутки: безбашенный, возобновить, воспрянуть, испортить,
низвергнуть, разрядить, безоблачный. Отлично вы молодцы, присаживайтесь.
Чтобы выполнить вторую задачу урока поработаем с учебником. Откройте учебник на
странице, где у Вас закладка и обратите на номер 1. Что нам нужно сделать?
(Выделить корень и приставку в словах. Дать характеристику первому звуку корня).
Это задание у доски мы будем выполнять по одному слову, каждый отвечающий у
доски – будет назначать следующего, но повторяться при этом нельзя, а все остальные
записывают слова в тетради.
Задание №1. Выделите корень и приставку в словах. Дайте характеристику первому
звуку корня.
Рассвет, разведка, бесполезный, бездельник, испуг, известный, низвергнуть, восстать.
Ребята, а есть вспомнить все слова, которые нам встретил на уроке, то какие же
приставки на оканчивающиеся на з или с вы знаете? Ребята, сейчас я прочитаю вам
слова, ваша задача определит приставку в этих словах: сбросить, стемнеть, смолоду,
сводный, сыграть. Какая же приставка? (с) Верно, а теперь еще один ряд слов,
подумайте какая же приставка в этих словах: заря, зеркало, зонд, знак, зов, зачёт. Есть
ли приставка в них? (нет приставки) Поэтому запомните одно важное правило:
приставки з не бывает. Вот и со 2 задачей нашего урока мы справились, двигаемся
дальше.
Сейчас вы поработаете в парах на карточки №1, для начала вспомним правила работы
в парах. Ваша задача заменить словосочетание одним словом с приставкой,
оканчивающейся на «з-» или «с-». Записывать будем ниже в два столбика, догадались
как?
Обратите внимание на доску и исправьте ошибки если они были, если нет ошибок, то
нарисуйте себе улыбку, поднимите руку у кого улыбка? Молодцы ребята. И последнее
задание на сегодня: посмотрите на части пословиц (даны на доске), соберите их и
запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в приставках, 1 вариант работает с
1 пословицей, 2 вариант со 2-ой.
1. В умной беседе ума набраться а в глупой свой ра.терять.
2. Бе.дельедодобране доводит.
1-ый вариант, какую букву вы вставили в приставку и почему? (с, т.к следующий
согласный глухой) 2-ой вариант согласны ли вы с первым? Ребята, а как вы понимаете
эту пословицу? 2-ой вариант, какую букву вы вставили в приставку и почему? (з, т.к
следующий согласный звонкий) 1-ый вариант согласны ли вы со вторым? Ребята, а как
вы понимаете эту пословицу? Отлично вы большие молодцы, вот наш урок и подходит
к концу.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили на уроке? (о приставках на з-с) Какие приставки,
оканчивающиеся на з или с вы знаете? Бывает ли приставка с? (да) А приставка з?
(нет) В каком случаем в приставки будет писаться буква с? (В приставках,
оканчивающихся на З и С перед глухими согласными пишут «с») В каком случаем в
приставки будет писаться буква з? (перед звонкими согласными и гласными пишут
«з»). Ребята, как вы считаете достигли ли мы цели урока? (да). Отлично, а теперь я
предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если у вас на уроке все получалось, все
вам было понятно- то поднимите приставку, после которой будет слышаться звонкий
звук или гласный; Если есть ещё недочеты, сомнения по теме урока – то поднимите
приставку, после которой будет слышаться глухой звук. Ребята, рекомендую вам
повысить свою активность на уроке и тогда и успеваемость ваша возрастет. Будьте
внимательны и старательны! Спасибо за урок, до свидания.