Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония"
Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония"
Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имѐн существительных»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония"»
Конспект урока русского языка в 4 б классе
Тема: Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имѐн существительных»)
Тип урока. урок систематизации знаний.
Цель: создание дидактических условий для формирования у учащихся навыка использования способа проверки безударных окончаний имен существительных.
Задачи:
совершенствовать алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных;
развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;
воспитывать лингвистическую культуру, мотивацию к изучению родного языка.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей;
Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Коммуникативные: участвовать в диалоге; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке Ход урока.
1. Организационный момент, самоопределение .
2. Актуализация знаний.
Я рада этой встречи с вами
Приятно ваше общество, друзья. Ответы подготовите вы сами
Их с интересом буду слушать я.
Сегодня вы снова будите читать,
Выводы делать и рассуждать,
А, чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
II. Мотивация к учебной деятельности.
-Итак, русский язык. Каким вы хотите, чтобы получился сегодняшний урок?
( Интересным, загадочным, с трудностями)
- А вы поможете мне помочь провести такой урок? Тогда вперёд, за знаниями! –Над какой большой темой мы стали работать на прошлых уроках?(Имя существительное).
III.Повторение ранее изученного
- Предлагаю вам повторить некоторые сведения об имени существительном игрой «Заморочки из бочки».
Изменяемая часть слова … (окончание).
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
Постоянный признак имён существительных… (род).
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
9. Их в русском языке шесть? … (падежи).
- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова:
(на доске появляются слова)
Склонение
Падеж
Окончание
- Как вы думаете, почему именно эти слова я выделила?(Чтобы правильно написать окончание у сущ., надо уметь определять падеж и склонение )
- В каких падежах правописание окончаний вызывает трудности?(Р.п, Д.п, П.п.)
- Какие окончания мы пишем у сущ. в 3 –ем скл. в Р.Д.П.п.
- Какие окончания мы пишем у сущ. в 2 –ом скл. в П.п.
- Какие окончания мы пишем у сущ. в 1 –ом скл. в Р.Д.П.п.
IV. Определение темы и целей урока.
- Прочитайте тему урока на доске. существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имѐн существительных»)
- Это новая для нас тема?(Нет)
- Сформулируйте цели урока(1. Показать, умеем ли мы определять склонение и падеж имён существительных. 2. Понять, научились ли мы определять нужное падежное окончание имён существительных. 3. Продолжить решать орфографические задачи в окончаниях сущ. новым способом)
- И пусть нашими верными спутниками на уроке станут слова
Узнаю
Докажу
Применю
Расскажу
- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями. (Работа с сигнальными карточками)определение скл сущ.
-Прочитайте задание ни карточке. Реши орфографические задачи, вставив буквы в окончания сущ.
- как будем действовать? (По алгоритму)
- Напомните его.
1.Определю склонение.
2. Определю падеж.
3. Вспомню гласную в окончании.
4. Вставлю окончание
Ехал по деревн. 1
Прижал к груд.
Сидел на плеч.
Оказался без тетрад.3
Висел на забор..2
Держал на рук..
VI. Постановка проблемного вопроса
- В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? ( Рука, плечо, грудь. В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)
- В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (В остальных словах. Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)
- Давайте проверим написание гласных в окончаниях .
- Что вы знаете о правописании безударных и ударных окончаний у сущ. в одном и том же падеже?
-- Какими проверочными словами можно воспользоваться? (рука, плечо, грудь)
-Какое из слов из предложенных может стать проверочным для 1 скл.,
для 2 скл, для 3 скл.?
- Сравним наши предположения с выводом учебника с. 100,упр.213
- Что же мы узнали?
- Вернёмся в то задание, которое вы делали в парах и подставим предложенные вами слова в словосочетания.
- Сравним окончания.(Они совпали)
- Что вас смущает в проверке? (Можно ли оказаться без плеча?)
- За разъяснением обратимся к учебнику, страница 99 упр. 212.
- Сделайте вывод.
Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием рука, плечо, грудь.
-Как изменится наш алгоритм?
1.Определю склонение.(Останется)
2. Определю падеж.(Не надо)(Вставлю слово – помощник)
На ладон., на топол., от бол., по комнат., о геро., до полк., в деревн., в конкурс., в зелен., от радост., о молодёж., к вещ., о чувстве., в очеред., около яблон., в горшочк., в облак., у речк..
10. Домашнее задание
а) ТПО, упр 210
11. Итог урока. Рефлексия.
-Была ли достигнута цель урока? Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?
- Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?
- Кому бы вы хотели рассказать о своём открытие?
- Оцените свою работу на уроке. Если было всё понятно, покажите солнышко, если трудности – тучку.