?
Введение.
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
В рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:
- новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
- новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
- новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
- поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
- использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.
Что такое орфография, что такое орфограмма, что такое орфографическая зоркость? Как учитывать особенности младших школьников при обучении грамотному письму? Какие существуют методы и приёмы работы по развитию орфографической зоркости? Почему учащиеся знают правило, а пишут с ошибками?
Таким образом, появляется противоречие между тем, что у учащихся есть потребность, желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений навыков. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения навыки.
Не все ученики пишут грамотно. Не все дети в младших классах имеют чутье к языку, в классах есть ученики разных национальностей, для которых изучение русского языка представляет сложность.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Цель проекта: изучение методов и приемов повышения грамотности и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и выбор наиболее эффективных методов.
Задачи проекта:
1. провести теоретический анализ литературы по данной теме;
2. изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
3. разработать методические рекомендации для учителей по развитию орфографической зоркости.
Гипотеза: формирование грамотного письма будет успешным если:
- будут учитываться индивидуальные способности детей
- будут активно использоваться разнообразные методы и приемы, направленные на развитие орфографической зоркости
- будет организована сочетание урочных и внеурочных форм.
Анализ современной учебной литературы по русскому языку в начальной школе
Изучив состояние разрабатываемой проблемы в традиционных и развивающих программах по русскому языку, мы пришли к выводу, что за последнее время многое изменилось в положительную сторону:
1) в учебниках введено понятие орфограммы и ее опознавательных признаков;
2) в работе по развитию орфографической зоркости используются алгоритмы орфографических действий при применении правил;
3) частично вводится моделирование правил ( программа «Гармония»);
4) организуется работа в парах («обоснуйте, объясните написание, обсудите порядок действий»);
5) обучение связывается с развитием речи (комментированное письмо), орфограммы дети в основном находят не в отдельных словах, а в текстах.
Проанализировав учебники, мы увидели много общего для положительного формирования орфографической зоркости учащихся:
1. Осознанное отношение к слову.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках.
4. Упражнения для выработки орфографической зоркости.
5. Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости.
6. Специально организованное списывание.
7. Использование памяток для проведения работы над ошибками.
8. Графические и цифровые обозначения орфограмм.
9. Диагностика орфографической зоркости.
10. Систематическое включение УУД в процесс развития орфографической зоркости.