kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

?

                                                      Введение.

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития.   С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат.    

 В рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  • новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  • поиск возможностей  обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Что такое орфография, что такое орфограмма, что такое орфографическая зоркость? Как учитывать особенности младших школьников при обучении грамотному письму? Какие существуют методы и приёмы работы по развитию орфографической зоркости? Почему учащиеся знают правило, а пишут с ошибками?

Таким образом, появляется противоречие между тем, что у учащихся есть потребность, желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений навыков. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения навыки.

Не все ученики пишут грамотно. Не все дети в младших классах имеют чутье к языку, в классах есть ученики разных национальностей, для которых изучение русского языка представляет сложность.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Цель проекта: изучение методов и приемов повышения грамотности и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и выбор наиболее эффективных методов.

Задачи проекта:

1.     провести теоретический анализ литературы по данной теме;

2.     изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

3.     разработать методические рекомендации для учителей по развитию орфографической зоркости.

Гипотеза: формирование грамотного письма будет успешным если:

  1. будут учитываться индивидуальные способности детей
  2. будут активно использоваться разнообразные методы и приемы, направленные на развитие орфографической зоркости
  3. будет организована сочетание урочных и внеурочных форм.

Анализ современной учебной литературы по русскому языку в начальной школе

Изучив состояние разрабатываемой проблемы в традиционных и развивающих программах по русскому языку, мы пришли к выводу, что за последнее время  многое изменилось в положительную сторону:

 1) в учебниках введено понятие орфограммы и ее опознавательных признаков;

2) в работе по развитию орфографической зоркости используются алгоритмы орфографических действий при применении правил;

3) частично вводится моделирование правил ( программа «Гармония»);

4) организуется работа в парах («обоснуйте, объясните написание, обсудите порядок действий»);

 5) обучение связывается с развитием речи (комментированное письмо), орфограммы дети в основном находят не в отдельных словах, а в текстах.

Проанализировав учебники, мы увидели много общего для положительного формирования орфографической зоркости учащихся:

 1.     Осознанное отношение к слову.

 2.     Развитие фонематического слуха.

 3.     Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках.

4.     Упражнения для выработки орфографической зоркости.

5.     Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости.

6.     Специально организованное списывание.

 7.     Использование памяток для проведения работы над ошибками.

 8.     Графические и цифровые обозначения орфограмм.

 9.     Диагностика орфографической зоркости.

10.     Систематическое включение  УУД в процесс развития орфографической зоркости.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» »

«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС»  Выполнила: Таишева Наиля Зуферовна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Подбельск

«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС»

Выполнила:

Таишева Наиля Зуферовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с.Подбельск

С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс , на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат .
  • С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введён  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  второго поколения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.
  • Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс , на содержание, а Стандарты второго поколения ориентированы на результат .
В рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

В рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  • новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  • поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
Актуальность э той темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Актуальность э той темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

У учащихся есть потребность, желание писать без ошибок, но для этого у них нет определенных умений навыков.

У учащихся есть потребность, желание писать без ошибок, но для этого у них нет определенных умений навыков.

Цель проекта  Изучение методов и приемов повышения грамотности и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и выбор наиболее эффективных методов.

Цель проекта

Изучение методов и приемов повышения грамотности и развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и выбор наиболее эффективных методов.

Задачи проекта:

Задачи проекта:

Гипотеза  Формирование грамотного письма будет успешным если:

Гипотеза

Формирование грамотного письма будет успешным если:

  • будут учитываться индивидуальные способности детей
  • будут активно использоваться разнообразные методы и приемы, направленные на развитие орфографической зоркости
  • будет организована сочетание урочных и внеурочных форм.
Анализ современной учебной литературы по русскому языку в начальной школе  1) в учебниках введено понятие орфограммы и ее опознавательных признаков;  2) в работе по развитию орфографической зоркости используются алгоритмы орфографических действий при применении правил;  3) частично вводится моделирование правил  ( программа «Гармония»);  4) организуется работа в парах («обоснуйте, объясните написание, обсудите порядок действий»);  5) обучение связывается с развитием речи (комментированное письмо), орфограммы дети в основном находят не в отдельных словах, а в текстах.

Анализ современной учебной литературы по русскому языку в начальной школе

1) в учебниках введено понятие орфограммы и ее опознавательных признаков;

2) в работе по развитию орфографической зоркости используются алгоритмы орфографических действий при применении правил;

3) частично вводится моделирование правил

( программа «Гармония»);

4) организуется работа в парах («обоснуйте, объясните написание, обсудите порядок действий»);

5) обучение связывается с развитием речи (комментированное письмо), орфограммы дети в основном находят не в отдельных словах, а в текстах.

Пути формирования орфографической зоркости

Пути формирования орфографической зоркости

    Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

    Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

    • 1.Списывание.
    • 2.Комментированное письмо.
    • 3.Письмо с проговаривание.
    • 4.Письмо с пропуском орфограмм.
    • 5.Какографические упражнения.
    • 6.Скоростное письмо.
    • 7.Письмо по памяти.
    8.Диктант  Предупредительный диктант  Объяснительный диктант  Выборочный диктант  Свободный диктант  Самодиктант  Зрительно-слуховые диктанты  Диктант с постукиванием.  «Проверяю себя».  Словарный диктант. 8.Орфографические минутки 9.Работа с орфографическим словарём Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
    • 8.Диктант

    Предупредительный диктант

    Объяснительный диктант

    Выборочный диктант

    Свободный диктант

    Самодиктант

    Зрительно-слуховые диктанты

    Диктант с постукиванием.

    «Проверяю себя».

    Словарный диктант.

    • 8.Орфографические минутки
    • 9.Работа с орфографическим словарём
    • Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
    Заключение.

    Заключение.

    • Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере.
    • Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
    Список используемой литературы.

    Список используемой литературы.

    • http :// standart . edu . ru /
    • h ttp://pedsovet.su
    • Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий - М., 2009. - С.467.
    • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2008. № 9.
    • Иванова В.Ф. Современная русскаяя орфография. - М., 2008 - С.90.
    • Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. - С.307.
    • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2009.
    • Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию // Начальная школа - 2009. - №4. - С.45-47.
    • Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2006. (Методическая библиотека).


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 2 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Таишева Наиля Зуферовна

    Дата: 28.05.2015

    Номер свидетельства: 215894


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства