Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе "Части речи"»
Урок по русскому языку в 4-м классе по теме: Части речи УМК«Школа России» , согласно требованиям ФГОС. (Урок систематизации и обобщения знаний)
Учитель: Волкова Е.Н.
МБОУ ЦО№55 им.А.И.Миронова 21.11.2021
Тема: Части речи
Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.
Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей
Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Развивать умение высказывать своё предположение;;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Общеучебные:
формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером)
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Логические: Развивать умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
уметь работать в паре.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.
Совершенствование навыка классификации частей речи, навыка определять грамматические признаки , находить и различать части речи в предложениях и тексте.
Содержание урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок .
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?
- А я жду от вас грамотных ответов и активности на уроке.
А девизом нашего урока станут слова:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи»
- Почему эти слова важны для нас на уроке?
Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.
Определение темы урока, постановка учебных задач.
- Прочитайте эпиграф на доске. Как вы его понимаете?
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн – писатель
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?
- А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)
– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в толковый словарь.
Родина, -ы, ж. (таблица) 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины
-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему Родина.(устно, фронтальная работа)
- Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?
- Давайте определим в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.
- Скажите, а чем отличаются данные слова?
- Определите тему урока. А та тема для вас новая?
- Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.
3. Актуализация знаний. Обобщение.
Дополните схему (презентация, карточки) на какие вопросы отвечают и что обозначают?
Части речи
__________________ _____________________
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4.
- Теперь проверим по учебнику стр. 67
Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.
- Что вы знаете о частях речи?
- Как определить какой частью речи является слово?
- Давайте попробуем это сделать.
4. Применение знаний и умений.
1.Работа в парах. (Один ученик вслух читает текст)
-Как вы думаете почему я приготовила текст про г. Тулу?
- Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.
Тула – столица Тульской области, расположена в месте впадения в реку Упа реки Тулица. Площадь территории города - 187,668 кмІ.Население Тулы по данным на 2009 год составляет 496 тыс. человек. Дата основания города : 1146 год. День города-героя Тулы отмечается во вторую субботу сентября. Тула - крупный административный и промышленный центр Тульской области, важный узел коммуникаций на южных подступах к Москве. В суровую осень 1941 года город успешно выполнил роль южного форпоста столицы. С первых дней Великой Отечественной войны тульские оружейники единодушно поддержали лозунг «Все для фронта, все для победы»
- Запишите предложение в тетрадь, определите часть речи каждого слова.
Проверка по цепочке у доски записывают пером.
Оцените данное задание.
3.
- Части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
Оцените свою работу.
- Предлагаю повторить падежи.
1чел- расставляет правильный порядок падежей.
2 чел- порядок вопросов.
- А теперь отдохнём
Физкультминутка
(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)
И.п - русский язык
Р.п - русского языка
Д.п – русскому языку
В.п – русский язык
Т.п – русским языком
П.п – о русском языке
Оцените работу
- Вспомните, какие орфограммы вы знаете?
-На доске записаны слова
Горо__, р_дной, г__ржусь, чудес_ная.
- запишите их в столбик вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.
Проверка: выборочно 4 человека у доски, работа пером.
- А затем определите и подпишите у слов
. – число
– род
Глагол – время
Проверка: сравнивают ответы с доской.
Оцените работу.
- Составьте простое предложение о своем городе используя эти слова запишите его и подчеркните основу предложения.
- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.
5.Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция
- Назовите мне учебную задачу нашего урока.
А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»
Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)
6. Рефлексия учебной деятельности.
-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)
«Дело мастера боится»
«Добрый разум не наживают сразу»
- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
- Запишите предложение в тетрадь, определите часть речи каждого слова.
Проверка по цепочке у доски записывают пером.
Оцените данное задание.
3.
- Части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
Оцените свою работу.
- Предлагаю повторить падежи.
1чел- расставляет правильный порядок падежей.
2 чел- порядок вопросов.
- А теперь отдохнём
Физкультминутка
(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)
И.п - русский язык
Р.п - русского языка
Д.п – русскому языку
В.п – русский язык
Т.п – русским языком
П.п – о русском языке
Оцените работу
- Вспомните, какие орфограммы вы знаете?
-На доске записаны слова
Горо__, р_дной, г__ржусь, чудес_ная.
- запишите их в столбик вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.
Проверка: выборочно 4 человека у доски, работа пером.
- А затем определите и подпишите у слов
. – число
– род
Глагол – время
Проверка: сравнивают ответы с доской.
Оцените работу.
- Составьте простое предложение о своем городе используя эти слова запишите его и подчеркните основу предложения.
- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.
5.Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция
- Назовите мне учебную задачу нашего урока.
А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»
Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)
6. Рефлексия учебной деятельности.
-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)
«Дело мастера боится»
«Добрый разум не наживают сразу»
- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
object(ArrayObject)#905 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}