kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ Опалиховская СОШ города Красногорска

Учитель русского языка и литературы Пимонова Светлана Васильевна

Урок русского языка в 8 классе «Великий, богатый наш русский язык»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок по теме «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка».

Цели урока:

образовательная - повторение, обобщение и систематизация знаний по указанной теме; подготовка школьников к успешной сдаче государственной аттестации;

развивающая – развивать умение находить в тексте выразительные средства языка, определяя, с точки зрения какого раздела лингвистики они рассматриваются;

воспитательная – воспитывать любовь и интерес к русской речи, бережное отношение к ресурсам родного языка.

Оборудование: выставка словарей (орфографических, орфоэпических, толковых, фразеологических, синонимов, антонимов и других).

Эпиграф урока: «Берегите чистоту языка как святыню» (И.С. Тургенев).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Целеполагание.

- Вам известно, ребята, о том, что русский язык является не только государственным языком нашей страны, не только языком межнационального общения народов России, но и одним из важнейших мировых языков. Чистоту языка нужно научиться беречь, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «как святыню». Обратите внимание, какое большое количество словарей на нашей выставке – все люди, участвовавшие в создании этих великих источников знаний, горячо любили свой родной язык. Учась видеть богатство и значимость родного языка, мы учимся беречь его.

            Для повторения красот и богатств, заключённых в нашем языке, мы сегодня постараемся вспомнить ряд выразительных средств языка и соотнести их с теми разделами науки о языке, с которыми они тесным образом связаны.

3.Практические упражнения на повторение разделов науки о языке.

            1). Терминологический диктант.

* Раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов и ударения… (орфоэпия).

* Морфемы и морфемный состав слов изучаются в разделе… (морфемика).

* Части речи изучает раздел… (морфология).

* Способы образования слов мы рассматриваем в разделе… (словообразование).

* Словосочетание и предложение изучаются в разделе… (синтаксис).

* Правила расстановки знаков препинания излагаются в разделе… (пунктуация).

* Правила написания слов представлены в разделе… (орфография).

Проверяем правильность написания диктанта фронтально.

            2). Запутанная цепочка.

- На доске отражена таблица, в которой понятия правого и левого столбцов не соответствуют друг другу. Попробуйте самостоятельно распутать предложенную цепочку.

Пунктуация

балУясь, позвонИшь, конечно /ш/

Орфография      О море! О тебе пишу стихи я…

Орфоэпия         По…виться, прибл…жались, пр…зидент

Морфемика      Звуки речи.

Фонетика         Приставка, корень, суффикс, морфема.

После выполнения задания  результаты озвучиваем и проверяем.

            3). Словарная работа на повторение фонетических выразительных средств языка.

- На доске обозначены два термина – АЛЛИТЕРАЦИЯ и АССОНАНС. Один из этих терминов вам знаком, а второй можно считать антонимом известного. Постарайтесь вспомнить смысл знакомого вам слова и изложить определение письменно. (Озвучиваем написанное определение.)

У доски работает один человек, остальные – в тетрадях, записывая под диктовку скороговорку, одновременно комментируя правила пунктуации:

Мышонку шепчет мышь: «Ты всё не спишь? Шуршишь?»

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

- Какое выразительное средство языка нам интересно в этой скороговорке с точки зрения фонетики? (Аллитерация)

- Какую картину мы представляем и ощущаем через часто произносимый в скороговорке шипящий звук /Ш/ ? (Мы представляем шуршание, шорох, ощущаем призыв к тишине.)

- Приведите свои примеры с использованием аллитерации.

У доски и в тетрадях делаем ещё одну запись:

Помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу…

- Откуда взяты эти слова? (Из сказки А.С. Пушкина.)

- Какие звуки чаще всего повторяются в предложении?  (/О/ и /А/)

- Что мы ощущаем благодаря тянущимся гласным звукам? (Мы ощущаем, что королевича Елисея ожидает долгий и нелёгкий путь.)

- Как называется это фонетическое средство языка? (Ассонанс)

- Оформите письменно определение ассонанса самостоятельно. (Ассонанс – выразительное средство языка, при котором автор через гласные звуки передаёт картину реальных событий.)

                  4). Работа над лексическими средствами выразительности.

- Обратите ещё раз внимание на тему и эпиграф урока. Увидели ли вы какие-либо выразительные средства языка? (Эпитеты, сравнение)

- К какому разделу науки о языке мы относим тропы? (К лексике)

- Что изучает лексика? (Слово и его лексическое значение)

- Назовите известные вам лексические средства выразительности. (Ребята перечисляют.)

- Запишите по памяти названные термины, вспомните их значение.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность оформления записей.

                   5). Работа с фразеологическими оборотами речи.

- Запишите следующие фразы, объяснив их толкование:

Как сыр в масле –

море по колено –

бежать сломя голову –

делать спустя рукава –

кот наплакал –

авгиевы конюшни –

домоклов меч –

ахиллесова пята –

- К какому разделу науки о языке относятся фразеологизмы?

- Что объединяет два раздела – лексику и фразеологию? (Объектом изучения является значение слов и фразеологизмов)

4. Подведение итогов урока.

5. Рефлексия.

Приём «Верные-неверные утверждения» (с обсуждением ответов):

* Лингвистика – это раздел науки о русском языке (НЕТ).

* Части речи изучает раздел морфология (ДА).

* Метафора относится к лексическим средствам языка (ДА).

* Фразеологизмы изучаются в разделе синтаксис (НЕТ).

* Грамматика включает в себя только синтаксис и пунктуацию (НЕТ)

* Тропы основаны на переносном значении слов (ДА).

* Аллитерация и ассонанс рассматриваются как выразительные средства языка с точки зрения фонетики (ДА).

6. Домашнее задание. Придумать и записать в тетрадях по 2 предложения с использованием лексических и фонетических средств выразительности языка. Сделать синтаксический разбор одного придуманного предложения. 

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». »

МОУ Опалиховская СОШ города Красногорска

учитель русского языка и литературы Пимонова Светлана Васильевна

Урок русского языка в 8 классе «Великий, богатый наш русский язык» Тип урока: повторительно-обобщающий урок по теме «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». Цели урока: образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по указанной теме; подготовка школьников к успешной сдаче государственной аттестации; развивающая – развивать умение находить в тексте выразительные средства языка, определяя, с точки зрения какого раздела лингвистики они рассматриваются; воспитательная – воспитывать любовь и интерес к русской речи, бережное отношение к ресурсам родного языка. Оборудование: выставка словарей (орфографических, орфоэпических, толковых, фразеологических, синонимов, антонимов и других). Эпиграф урока: «Берегите чистоту языка как святыню» (И.С. Тургенев). Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Целеполагание. - Вам известно, ребята, о том, что русский язык является не только государственным языком нашей страны, не только языком межнационального общения народов России, но и одним из важнейших мировых языков. Чистоту языка нужно научиться беречь, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «как святыню». Обратите внимание, какое большое количество словарей на нашей выставке – все люди, участвовавшие в создании этих великих источников знаний, горячо любили свой родной язык. Учась видеть богатство и значимость родного языка, мы учимся беречь его. Для повторения красот и богатств, заключённых в нашем языке, мы сегодня постараемся вспомнить ряд выразительных средств языка и соотнести их с теми разделами науки о языке, с которыми они тесным образом связаны. 3.Практические упражнения на повторение разделов науки о языке. 1). Терминологический диктант. * Раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов и ударения… (орфоэпия). * Морфемы и морфемный состав слов изучаются в разделе… (морфемика). * Части речи изучает раздел… (морфология). * Способы образования слов мы рассматриваем в разделе… (словообразование). * Словосочетание и предложение изучаются в разделе… (синтаксис). * Правила расстановки знаков препинания излагаются в разделе… (пунктуация). * Правила написания слов представлены в разделе… (орфография). Проверяем правильность написания диктанта фронтально. 2). Запутанная цепочка. - На доске отражена таблица, в которой понятия правого и левого столбцов не соответствуют друг другу. Попробуйте самостоятельно распутать предложенную цепочку.
Пунктуация балУясь, позвонИшь, конечно /ш/
Орфография О море! О тебе пишу стихи я…
Орфоэпия По…виться, прибл…жались, пр…зидент
Морфемика Звуки речи.
Фонетика Приставка, корень, суффикс, морфема.
После выполнения задания результаты озвучиваем и проверяем. 3). Словарная работа на повторение фонетических выразительных средств языка. - На доске обозначены два термина – АЛЛИТЕРАЦИЯ и АССОНАНС. Один из этих терминов вам знаком, а второй можно считать антонимом известного. Постарайтесь вспомнить смысл знакомого вам слова и изложить определение письменно. (Озвучиваем написанное определение.) У доски работает один человек, остальные – в тетрадях, записывая под диктовку скороговорку, одновременно комментируя правила пунктуации: Мышонку шепчет мышь: «Ты всё не спишь? Шуршишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». - Какое выразительное средство языка нам интересно в этой скороговорке с точки зрения фонетики? (Аллитерация) - Какую картину мы представляем и ощущаем через часто произносимый в скороговорке шипящий звук /Ш/ ? (Мы представляем шуршание, шорох, ощущаем призыв к тишине.) - Приведите свои примеры с использованием аллитерации. У доски и в тетрадях делаем ещё одну запись: Помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу… - Откуда взяты эти слова? (Из сказки А.С. Пушкина.) - Какие звуки чаще всего повторяются в предложении? (/О/ и /А/) - Что мы ощущаем благодаря тянущимся гласным звукам? (Мы ощущаем, что королевича Елисея ожидает долгий и нелёгкий путь.) - Как называется это фонетическое средство языка? (Ассонанс) - Оформите письменно определение ассонанса самостоятельно. (Ассонанс – выразительное средство языка, при котором автор через гласные звуки передаёт картину реальных событий.) 4). Работа над лексическими средствами выразительности. - Обратите ещё раз внимание на тему и эпиграф урока. Увидели ли вы какие-либо выразительные средства языка? (Эпитеты, сравнение) - К какому разделу науки о языке мы относим тропы? (К лексике) - Что изучает лексика? (Слово и его лексическое значение) - Назовите известные вам лексические средства выразительности. (Ребята перечисляют.) - Запишите по памяти названные термины, вспомните их значение. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность оформления записей. 5). Работа с фразеологическими оборотами речи. - Запишите следующие фразы, объяснив их толкование: Как сыр в масле – море по колено – бежать сломя голову – делать спустя рукава – кот наплакал – авгиевы конюшни – домоклов меч – ахиллесова пята – - К какому разделу науки о языке относятся фразеологизмы? - Что объединяет два раздела – лексику и фразеологию? (Объектом изучения является значение слов и фразеологизмов) 4. Подведение итогов урока. 5. Рефлексия. Приём «Верные-неверные утверждения» (с обсуждением ответов): * Лингвистика – это раздел науки о русском языке (НЕТ). * Части речи изучает раздел морфология (ДА). * Метафора относится к лексическим средствам языка (ДА). * Фразеологизмы изучаются в разделе синтаксис (НЕТ). * Грамматика включает в себя только синтаксис и пунктуацию (НЕТ) * Тропы основаны на переносном значении слов (ДА). * Аллитерация и ассонанс рассматриваются как выразительные средства языка с точки зрения фонетики (ДА). 6. Домашнее задание. Придумать и записать в тетрадях по 2 предложения с использованием лексических и фонетических средств выразительности языка. Сделать синтаксический разбор одного придуманного предложения.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пимонова Светлана Васильевна

Дата: 09.09.2014

Номер свидетельства: 113459

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства