Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка».
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка».
МОУ Опалиховская СОШ города Красногорска
Учитель русского языка и литературы Пимонова Светлана Васильевна
Урок русского языка в 8 классе «Великий, богатый наш русский язык»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок по теме «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка».
Цели урока:
образовательная - повторение, обобщение и систематизация знаний по указанной теме; подготовка школьников к успешной сдаче государственной аттестации;
развивающая – развивать умение находить в тексте выразительные средства языка, определяя, с точки зрения какого раздела лингвистики они рассматриваются;
воспитательная – воспитывать любовь и интерес к русской речи, бережное отношение к ресурсам родного языка.
Эпиграф урока: «Берегите чистоту языка как святыню» (И.С. Тургенев).
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Целеполагание.
- Вам известно, ребята, о том, что русский язык является не только государственным языком нашей страны, не только языком межнационального общения народов России, но и одним из важнейших мировых языков. Чистоту языка нужно научиться беречь, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «как святыню». Обратите внимание, какое большое количество словарей на нашей выставке – все люди, участвовавшие в создании этих великих источников знаний, горячо любили свой родной язык. Учась видеть богатство и значимость родного языка, мы учимся беречь его.
Для повторения красот и богатств, заключённых в нашем языке, мы сегодня постараемся вспомнить ряд выразительных средств языка и соотнести их с теми разделами науки о языке, с которыми они тесным образом связаны.
3.Практические упражнения на повторение разделов науки о языке.
1). Терминологический диктант.
* Раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов и ударения… (орфоэпия).
* Морфемы и морфемный состав слов изучаются в разделе… (морфемика).
* Части речи изучает раздел… (морфология).
* Способы образования слов мы рассматриваем в разделе… (словообразование).
* Словосочетание и предложение изучаются в разделе… (синтаксис).
* Правила расстановки знаков препинания излагаются в разделе… (пунктуация).
* Правила написания слов представлены в разделе… (орфография).
- На доске отражена таблица, в которой понятия правого и левого столбцов не соответствуют друг другу. Попробуйте самостоятельно распутать предложенную цепочку.
Пунктуация
балУясь, позвонИшь, конечно /ш/
Орфография О море! О тебе пишу стихи я…
Орфоэпия По…виться, прибл…жались, пр…зидент
Морфемика Звуки речи.
Фонетика Приставка, корень, суффикс, морфема.
После выполнения задания результаты озвучиваем и проверяем.
3). Словарная работа на повторение фонетических выразительных средств языка.
- На доске обозначены два термина – АЛЛИТЕРАЦИЯ и АССОНАНС. Один из этих терминов вам знаком, а второй можно считать антонимом известного. Постарайтесь вспомнить смысл знакомого вам слова и изложить определение письменно. (Озвучиваем написанное определение.)
У доски работает один человек, остальные – в тетрадях, записывая под диктовку скороговорку, одновременно комментируя правила пунктуации:
Мышонку шепчет мышь: «Ты всё не спишь? Шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
- Какое выразительное средство языка нам интересно в этой скороговорке с точки зрения фонетики? (Аллитерация)
- Какую картину мы представляем и ощущаем через часто произносимый в скороговорке шипящий звук /Ш/ ? (Мы представляем шуршание, шорох, ощущаем призыв к тишине.)
- Приведите свои примеры с использованием аллитерации.
У доски и в тетрадях делаем ещё одну запись:
Помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу…
- Откуда взяты эти слова? (Из сказки А.С. Пушкина.)
- Какие звуки чаще всего повторяются в предложении? (/О/ и /А/)
- Что мы ощущаем благодаря тянущимся гласным звукам? (Мы ощущаем, что королевича Елисея ожидает долгий и нелёгкий путь.)
- Как называется это фонетическое средство языка? (Ассонанс)
- Оформите письменно определение ассонанса самостоятельно. (Ассонанс – выразительное средство языка, при котором автор через гласные звуки передаёт картину реальных событий.)
4). Работа над лексическими средствами выразительности.
- Обратите ещё раз внимание на тему и эпиграф урока. Увидели ли вы какие-либо выразительные средства языка? (Эпитеты, сравнение)
- К какому разделу науки о языке мы относим тропы? (К лексике)
- Что изучает лексика? (Слово и его лексическое значение)
- Назовите известные вам лексические средства выразительности. (Ребята перечисляют.)
- Запишите по памяти названные термины, вспомните их значение.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность оформления записей.
5). Работа с фразеологическими оборотами речи.
- Запишите следующие фразы, объяснив их толкование:
Как сыр в масле –
море по колено –
бежать сломя голову –
делать спустя рукава –
кот наплакал –
авгиевы конюшни –
домоклов меч –
ахиллесова пята –
- К какому разделу науки о языке относятся фразеологизмы?
- Что объединяет два раздела – лексику и фразеологию? (Объектом изучения является значение слов и фразеологизмов)
4. Подведение итогов урока.
5. Рефлексия.
Приём «Верные-неверные утверждения» (с обсуждением ответов):
* Лингвистика – это раздел науки о русском языке (НЕТ).
* Части речи изучает раздел морфология (ДА).
* Метафора относится к лексическим средствам языка (ДА).
* Фразеологизмы изучаются в разделе синтаксис (НЕТ).
* Грамматика включает в себя только синтаксис и пунктуацию (НЕТ)
* Тропы основаны на переносном значении слов (ДА).
* Аллитерация и ассонанс рассматриваются как выразительные средства языка с точки зрения фонетики (ДА).
6. Домашнее задание. Придумать и записать в тетрадях по 2 предложения с использованием лексических и фонетических средств выразительности языка. Сделать синтаксический разбор одного придуманного предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». »
МОУ Опалиховская СОШ города Красногорска
учитель русского языка и литературы Пимонова Светлана Васильевна
Урок русского языка в 8 классе «Великий, богатый наш русский язык» Тип урока: повторительно-обобщающий урок по теме «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». Цели урока: образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по указанной теме; подготовка школьников к успешной сдаче государственной аттестации; развивающая – развивать умение находить в тексте выразительные средства языка, определяя, с точки зрения какого раздела лингвистики они рассматриваются; воспитательная – воспитывать любовь и интерес к русской речи, бережное отношение к ресурсам родного языка. Оборудование: выставка словарей (орфографических, орфоэпических, толковых, фразеологических, синонимов, антонимов и других). Эпиграф урока: «Берегите чистоту языка как святыню» (И.С. Тургенев). Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Целеполагание. - Вам известно, ребята, о том, что русский язык является не только государственным языком нашей страны, не только языком межнационального общения народов России, но и одним из важнейших мировых языков. Чистоту языка нужно научиться беречь, по словам Ивана Сергеевича Тургенева, «как святыню». Обратите внимание, какое большое количество словарей на нашей выставке – все люди, участвовавшие в создании этих великих источников знаний, горячо любили свой родной язык. Учась видеть богатство и значимость родного языка, мы учимся беречь его. Для повторения красот и богатств, заключённых в нашем языке, мы сегодня постараемся вспомнить ряд выразительных средств языка и соотнести их с теми разделами науки о языке, с которыми они тесным образом связаны. 3.Практические упражнения на повторение разделов науки о языке. 1). Терминологический диктант. * Раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов и ударения… (орфоэпия). * Морфемы и морфемный состав слов изучаются в разделе… (морфемика). * Части речи изучает раздел… (морфология). * Способы образования слов мы рассматриваем в разделе… (словообразование). * Словосочетание и предложение изучаются в разделе… (синтаксис). * Правила расстановки знаков препинания излагаются в разделе… (пунктуация). * Правила написания слов представлены в разделе… (орфография). Проверяем правильность написания диктанта фронтально. 2). Запутанная цепочка. - На доске отражена таблица, в которой понятия правого и левого столбцов не соответствуют друг другу. Попробуйте самостоятельно распутать предложенную цепочку.
Пунктуация
балУясь, позвонИшь, конечно /ш/
Орфография
О море! О тебе пишу стихи я…
Орфоэпия
По…виться, прибл…жались, пр…зидент
Морфемика
Звуки речи.
Фонетика
Приставка, корень, суффикс, морфема.
После выполнения задания результаты озвучиваем и проверяем. 3). Словарная работа на повторение фонетических выразительных средств языка. - На доске обозначены два термина – АЛЛИТЕРАЦИЯ и АССОНАНС. Один из этих терминов вам знаком, а второй можно считать антонимом известного. Постарайтесь вспомнить смысл знакомого вам слова и изложить определение письменно. (Озвучиваем написанное определение.)У доски работает один человек, остальные – в тетрадях, записывая под диктовку скороговорку, одновременно комментируя правила пунктуации: Мышонку шепчет мышь: «Ты всё не спишь? Шуршишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». - Какое выразительное средство языка нам интересно в этой скороговорке с точки зрения фонетики? (Аллитерация) - Какую картину мы представляем и ощущаем через часто произносимый в скороговорке шипящий звук /Ш/ ? (Мы представляем шуршание, шорох, ощущаем призыв к тишине.) - Приведите свои примеры с использованием аллитерации. У доски и в тетрадях делаем ещё одну запись: Помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу… - Откуда взяты эти слова? (Из сказки А.С. Пушкина.) - Какие звуки чаще всего повторяются в предложении? (/О/ и /А/) - Что мы ощущаем благодаря тянущимся гласным звукам? (Мы ощущаем, что королевича Елисея ожидает долгий и нелёгкий путь.) - Как называется это фонетическое средство языка? (Ассонанс) - Оформите письменно определение ассонанса самостоятельно. (Ассонанс – выразительное средство языка, при котором автор через гласные звуки передаёт картину реальных событий.) 4). Работа над лексическими средствами выразительности. - Обратите ещё раз внимание на тему и эпиграф урока. Увидели ли вы какие-либо выразительные средства языка? (Эпитеты, сравнение) - К какому разделу науки о языке мы относим тропы? (К лексике) - Что изучает лексика? (Слово и его лексическое значение) - Назовите известные вам лексическиесредства выразительности. (Ребята перечисляют.) - Запишите по памяти названные термины, вспомните их значение. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность оформления записей. 5). Работа с фразеологическими оборотами речи. - Запишите следующие фразы, объяснив их толкование: Как сыр в масле – море по колено – бежать сломя голову – делать спустя рукава – кот наплакал – авгиевы конюшни – домоклов меч – ахиллесова пята – - К какому разделу науки о языке относятся фразеологизмы? - Что объединяет два раздела – лексику и фразеологию? (Объектом изучения является значение слов и фразеологизмов) 4. Подведение итогов урока. 5. Рефлексия. Приём «Верные-неверные утверждения» (с обсуждением ответов): * Лингвистика – это раздел науки о русском языке (НЕТ). * Части речи изучает разделморфология (ДА). * Метафора относится к лексическим средствам языка (ДА). * Фразеологизмы изучаются в разделе синтаксис (НЕТ). * Грамматика включает в себя только синтаксис и пунктуацию (НЕТ) * Тропы основаны на переносном значении слов (ДА). * Аллитерация и ассонанс рассматриваются как выразительные средства языка с точки зрения фонетики (ДА). 6. Домашнее задание. Придумать и записать в тетрадях по 2 предложения с использованием лексических и фонетических средств выразительности языка. Сделать синтаксический разбор одного придуманного предложения.