kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"

Цели и задачи:
Образовательный компонент.
1. Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»:определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль.
2. Выявить знания учащихся оботличии глагола от именных частей речи.
3. Углубить понятие осемантических группах глаголов:
 


                                                                                                     Ход урока
1. Приветствие.

2. Актуализация знаний.

  • Как называлась тема прошлого урока: (Морфология)
  • Что изучает наука морфология?
  • Какие самостоятельные части речи вы можете назвать? Служебные части речи?
  • Назовите часть речи следующих слов: смотрим, ненавидим, строим, пилим.
  • Правильно, это глагол.

Задание №1. Конэрс
Участники команды № 1 раздайте задание № 1

1. Повторим материал, который вы изучили в начальных классах.
2 этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла.
2 этап:У вас на столах  лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту.
1. Какое из этих 4 утверждений о глаголе  вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам.Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется. В предложении является сказуемымИмеет начальную форму – инфинитив.
3 этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение,  которое вы считаете наиболее    правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам  номером.Найдите  партнёра из вашей команды.
6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение.Начинает тот партнёр,  у которого больше букв в имени.
Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр?
Ребята, а кто нашёл  себе друзей, тех, кто думает также, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места.
3. Определение темы и цели урока.
Глагол -
 это часть речи, которая обозначает действие предмета. Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать. Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
Ну что, вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шепот, дыханье,  колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Когда говорим, что глагол обозначает действие, мы имеем ввиду не прямое значение этого слова.
Давайте  посмотрим, в каком значении мы это слово употребляем.
Посмотрим примеры:
Слайд 1.
Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить.
Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие.
А обозначает ли глагол лениться действие?А глагол бездействие?
Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока.
Значения глагола, что обозначает глагол
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.

У каждого из вас есть  один лист
-  «Цели (что я  хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой   в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Назовите цели,  которые вы поставили перед собой. Начинает команда №1, отвечает участник №1.

Задание №2 (ЭЙ АР ГАЙД)
Участники команды №1 раздайте задание №2

Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно.
1. В столбике «ДО»  поставьте  +, если вы согласны с утверждением, или  -, если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение этого задания даётся 1 минута.

Давайте посмотрим презентацию. Используйте утверждения, чтобы сосредоточиться на основной идее презентации.
Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _ , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После».  Изменились 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" »

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"

Цели и задачи:
Образовательный компонент.
1. Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»:определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль.
2. Выявить знания учащихся оботличии глагола от именных частей речи.
3. Углубить понятие осемантических группах глаголов:



                                                                                                     Ход урока
1. Приветствие.

2. Актуализация знаний.

  • Как называлась тема прошлого урока: (Морфология)

  • Что изучает наука морфология?

  • Какие самостоятельные части речи вы можете назвать? Служебные части речи?

  • Назовите часть речи следующих слов: смотрим, ненавидим, строим, пилим.

  • Правильно, это глагол.

Задание №1. Конэрс
Участники команды № 1 раздайте задание № 1

1. Повторим материал, который вы изучили в начальных классах.
2 этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла.
2 этап:У вас на столах  лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту.
1. Какое из этих 4 утверждений о глаголе  вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам.Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется . В предложении является сказуемымИмеет начальную форму – инфинитив.
3 этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение,  которое вы считаете наиболее    правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам  номером.Найдите  партнёра из вашей команды.
6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение.Начинает тот партнёр,  у которого больше букв в имени.
Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр?
Ребята, а кто нашёл  себе друзей, тех, кто думает также, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места.
3. Определение темы и цели урока.
Глагол -
 это часть речи, которая обозначает действие предмета. Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать. Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
Ну что, вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шепот, дыханье,  колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Когда говорим , что глагол обозначает действие, мы имеем ввиду не прямое значение этого слова.
Давайте  посмотрим , в каком значении мы это слово употребляем.
Посмотрим примеры:
Слайд 1.
Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить.
Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие.
А обозначает ли глагол лениться действие?А глагол бездействие?
Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока.
Значения глагола, что обозначает глагол
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть  один лист
-  «Цели (что я  хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой   в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Назовите цели,  которые вы поставили перед собой. Начинает команда №1 , отвечает участник №1.

Задание №2 (ЭЙ АР ГАЙД)
Участники команды №1 раздайте задание №2

Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно.
1. В столбике «ДО»  поставьте  +, если вы согласны с утверждением, или  -, если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение этого задания даётся 1 минута.

Давайте посмотрим презентацию. Используйте утверждения, чтобы сосредоточиться на основной идее презентации.
Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _  , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После».  Изменились ли ваши убеждения? Запишите, почему?Для выполнения этого задания даётся 1 минута._______________________________________________________________________________________________________________

Затем каждый из вас  в течение 1 минуты должен проговорить свои  ответы  в команде по кругу один раз.  Отвечать начинает Партнёр  под номером 3и  рассказывает партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими.
Встаньте те участники команды , чьи убеждения не изменились.
Встаньте те участники команды , чьи убеждения  изменились.
Теперь поделитесь мыслями. В течение 1 минуты запишите,
какие из этих утверждений являются самыми важным и главными  для вас. Почему?
______________________________________________________________________________________________________________

В течение 30 секунд каждый должен высказаться.  Начинает Партнёр под номером 4. Он должен проговорить ответ в течение 1 минуты Партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими. Проговорить свои  ответы  в команде по кругу нужно один раз.

Задание № 3 Самостоятельная работа с текстом
Участники команды 1. Раздайте задание №3

  • Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…»

  • Выпишите все глаголы в столбик и определите их значение (или надпишите над глаголами).

  • Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы: это ошибкоопасные места, будьте внимательны, записывая эти глаголы.

Слайд: Ответы:

Самопроверка.
Кто не сумел определить значения некоторых глаголов? Кто не все значения определил правильно?

Задание №4

Участники команды №1 раздайте задание№4

 

Рефлексия:

Участник команды №1 раздаёт задание №4

Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 секунд как можно  закончите её одним предложением. Высказываетесь по кругу в течение 30 секунд. Начинает участник команды №4.

Домашнее задание :

Для всех: №71, упр580




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"

Автор: Жуматаева Нуржамал Байжановна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214718

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Методическая разработка урока русского языка для 6 класса "Глагол как часть речи""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_dlia_6_klassa_glaghol_kak_cha"
    ["file_id"] => string(6) "358060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478945007"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока русского языка в 4 классе. Глаголы - исключения "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440103083"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства