Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"
Цели и задачи: Образовательный компонент.
1. Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»:определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль.
2. Выявить знания учащихся оботличии глагола от именных частей речи.
3. Углубить понятие осемантических группах глаголов:
Ход урока
1. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
Как называлась тема прошлого урока: (Морфология)
Что изучает наука морфология?
Какие самостоятельные части речи вы можете назвать? Служебные части речи?
Назовите часть речи следующих слов: смотрим, ненавидим, строим, пилим.
Правильно, это глагол.
Задание №1. Конэрс
Участники команды № 1 раздайте задание № 1
1. Повторим материал, который вы изучили в начальных классах.
2 этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла.
2 этап:У вас на столах лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту. 1. Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах.
1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым.
2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения.
3. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам.Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым.
4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется. В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив.
3 этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение, которое вы считаете наиболее правильным и сможете доказать свою правоту на примерах.
4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос.
5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам номером.Найдите партнёра из вашей команды.
6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение.Начинает тот партнёр, у которого больше букв в имени. Выслушаем команды:
Расскажите, что вам ответил ваш партнёр? Ребята, а кто нашёл себе друзей, тех, кто думает также, как вы?
Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места. 3. Определение темы и цели урока.
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать. Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
Ну что, вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шепот, дыханье, колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Когда говорим, что глагол обозначает действие, мы имеем ввиду не прямое значение этого слова.
Давайте посмотрим, в каком значении мы это слово употребляем.
Посмотрим примеры:
Слайд 1. Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить.
Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие.
А обозначает ли глагол лениться действие?А глагол бездействие?
Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока. Значения глагола, что обозначает глагол
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
У каждого из вас есть один лист
- «Цели (что я хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Назовите цели, которые вы поставили перед собой. Начинает команда №1, отвечает участник №1.
Задание №2 (ЭЙ АР ГАЙД)
Участники команды №1 раздайте задание №2
Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно.
1. В столбике «ДО» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или -, если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
На выполнение этого задания даётся 1 минута.
Давайте посмотрим презентацию. Используйте утверждения, чтобы сосредоточиться на основной идее презентации.
Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _ , если вы не согласны с утверждением.
Сравните столбики «До» и «После». Изменились
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" »
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол"
Цели и задачи: Образовательный компонент. 1. Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»:определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль. 2. Выявить знания учащихся оботличии глагола от именных частей речи. 3. Углубить понятие осемантических группах глаголов:
Ход урока 1. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
Как называлась тема прошлого урока: (Морфология)
Что изучает наука морфология?
Какие самостоятельные части речи вы можете назвать? Служебные части речи?
Назовите часть речи следующих слов: смотрим, ненавидим, строим, пилим.
Правильно, это глагол.
Задание №1. Конэрс Участники команды № 1 раздайте задание № 1
1. Повторим материал, который вы изучили в начальных классах. 2 этап. Ребята, посмотрите, наш класс разделён условно на 4 угла. 2 этап:У вас на столах лежат карточки, где дано 4 определения части речи глагол. Я вам их прочту. 1. Какое из этих 4 утверждений о глаголе вы считаете более точным? Почему? Докажите на примерах. 1. Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, временам. В предложении является сказуемым. 2. Глагол – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, не является членом предложения. 3. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает не только действие предмета, но и его состояние. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется по родам, числам, лицам, временам.Имеет 1и 2 спряжение. Имеет начальную форму – инфинитив. В предложении является сказуемым. 4. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Изменяется . В предложении является сказуемым. Имеет начальную форму – инфинитив. 3 этап: Прочитайте эти утверждения внимательно в тишине. Выберите себе то утверждение, которое вы считаете наиболее правильным и сможете доказать свою правоту на примерах. 4 этап: Не обсуждая с друзьями, запишите номер утверждения в своём блокнотике. В течение 30 секунд напишите ответ на вопрос. 5 этап: Подойдите к части аудитории с нужным вам номером.Найдите партнёра из вашей команды. 6 этап: В парах в течение 30 секунд объясните своему партнёру, почему вы выбрали именно это утверждение.Начинает тот партнёр, у которого больше букв в имени. Выслушаем команды: Расскажите, что вам ответил ваш партнёр? Ребята, а кто нашёл себе друзей, тех, кто думает также, как вы? Поблагодарите своих партнёров за работу и пройдите на свои места. 3. Определение темы и цели урока. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Знаете, это не совсем правда. На самом деле обозначать действие очень хорошо может и существительное. Например, даже стихотворение можно без глаголов писать. Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья Ну что, вы услышали, увидели хоть один глагол? ( Шепот, дыханье, колыханье) Это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Когда говорим , что глагол обозначает действие, мы имеем ввиду не прямое значение этого слова. Давайте посмотрим , в каком значении мы это слово употребляем. Посмотрим примеры: Слайд 1. Идти, лениться, бездействовать, готовить, говорить, болеть, состоять, спать, решать, пилить. Глаголы идти, рубить, готовить, решать, пилить действительно обозначат собственно действие. А обозначает ли глагол лениться действие?А глагол бездействие? Так к какому выводу вы пришли? У глаголов есть много других значений. Давайте определим тему сегодняшнего урока. Значения глагола, что обозначает глагол Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. У каждого из вас есть один лист - «Цели (что я хочу узнать)», в течение 30 секунд отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Назовите цели, которые вы поставили перед собой. Начинает команда №1 , отвечает участник №1.
Задание №2 (ЭЙ АР ГАЙД) Участники команды №1 раздайте задание №2
Над этим заданием вам предстоит поработать самостоятельно. 1. В столбике «ДО» поставьте +, если вы согласны с утверждением, или -, если вы не согласны с утверждением. 2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. На выполнение этого задания даётся 1 минута.
Давайте посмотрим презентацию. Используйте утверждения, чтобы сосредоточиться на основной идее презентации. Теперь, по завершении просмотра презентации, ещё раз прочтите все утверждения. В течение 30 секунд В столбике «После » поставьте +, если вы согласны с утверждением, или _ , если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Запишите, почему?Для выполнения этого задания даётся 1 минута._______________________________________________________________________________________________________________
Затем каждый из вас в течение 1 минуты должен проговорить свои ответы в команде по кругу один раз. Отвечать начинает Партнёр под номером 3и рассказывает партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими. Встаньте те участники команды , чьи убеждения не изменились. Встаньте те участники команды , чьи убеждения изменились. Теперь поделитесь мыслями. В течение 1 минуты запишите, какие из этих утверждений являются самыми важным и главными для вас. Почему? ______________________________________________________________________________________________________________
В течение 30 секунд каждый должен высказаться. Начинает Партнёр под номером 4. Он должен проговорить ответ в течение 1 минуты Партнёру по плечу. Ответы должны быть краткими. Проговорить свои ответы в команде по кругу нужно один раз.
Задание № 3 Самостоятельная работа с текстом Участники команды 1. Раздайте задание №3
Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Поет зима – аукает…»
Выпишите все глаголы в столбик и определите их значение (или надпишите над глаголами).
Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы: это ошибкоопасные места, будьте внимательны, записывая эти глаголы.
Слайд: Ответы:
Самопроверка. Кто не сумел определить значения некоторых глаголов? Кто не все значения определил правильно?
Задание №4
Участники команды №1 раздайте задание№4
Рефлексия:
Участник команды №1 раздаёт задание №4
Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 секунд как можно закончите её одним предложением. Высказываетесь по кругу в течение 30 секунд. Начинает участник команды №4.