Урок русского языка по развитию речи 4 класс
УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема: «Текст»
Цели и задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания о тексте,
- совершенствовать умение редактировать текст,
- озаглавливать, делить на части, составлять план,
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся,
- развивать самоконтроль, самооценку,
- умение сообща и дружно работать с одноклассниками
Воспитательные:
- воспитывать старание, взаимовыручку
- создать благоприятный климат на уроке.
Оборудование: запись на доске, презентация «Текст», фотографии с изображением васильков и кентавра
Материалы: карточки с заданиями, листы самооценки, конверт с заданием, ножницы
Ход урока
- Орг.момент.
Звенит, заливается школьный звонок.
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение.
- Чистописание
- Переставьте буквы, получите тему нашего урока. (текст) т к ес
- Посмотрите листы самооценки, познакомьтесь с планом нашего урока
- Повторение пройденного.
- Обсуждение информации о тексте
- На розовых карточках записаны предложения
- Перепишите предложения в тетрадь, постарайтесь запомнить информацию. Вам нужно будет передать её одноклассникам.
- Соберитесь в рядах, передайте информацию друг другу. Выберите, кто у вас будет выступать от вашего ряда.
- Оцените себя за это задание.
- Верные и неверные утверждения
- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Что вы знаете о тексте? Поработайте на голубых карточках. К ним мы вернёмся в конце урока и вы оцените себя.
- Физкультминутка (интерактивная)
- - Переходим к следующему заданию. (учебник с.80 у.1)
- Работать будем в парах.
- Проверим, что получилось.
- Какой это тип текста?
- Повторим, чем отличаются типы текста друг от друга? (презентация)
- Оцените это задание.
- Мы узнали много интересного о васильках, но ребята приготовили дополнительный материал. (слушаем сообщения ребят)
- Задание из конверта
- Сейчас мы узнаем, как объясняет происхождение названия этого растения украинская сказка о васильке.
- Достаньте текст из конверта и прочитайте
- К тексту есть план. Вам нужно найти в этом тексте 3 части, соответственно плану. (презентация)
- Подумайте, как разделить этот текст на части. Возьмите ножницы и разрежьте текст так, как считаете нужным.
- Проверим, что получилось.
- Оцените себя за это задание.
4. Домашнее задание.
- У вас есть листочки, на которых записаны рифмы. Попробуйте сочинить четверостишье, используя эти рифмы.
5. Рефлексия.
- Выскажите впечатления от урока.
Приложения к уроку
Задания на розовых карточках
Текст состоит из предложений, связанных по
Каждое предложение в тексте имеет свои границы.
К тексту можно придумать заголовок.
В каждом тексте есть тема.
Текст можно поделить на смысловые части.
Бывают тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения.
К тексту можно составить план.
Верные и неверные утверждения
1. Текст – это устное или письменное высказывание.
2. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.
3. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.
4. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу.
5.Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, называется описанием.
Задание в конверте
Украинская сказка о Васильке
Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. – Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой! Когда Василь увидел русалку, услышал её слова, наотрез отказался покинуть свою землю, своё поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. – Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своём поле! Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше.
Дополнительный материал к уроку
Насчитывается 350—500 видов василька. Встречается это растение почти всюду в Европе среди посевов, особенно во ржи. Есть такая пословица: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут».
Василёк - однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми вместе с зерновыми культурами при плохой очистке зерна, а также находящимися с соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с навозом. Васильки бывают разных цветов: синие, белые, розовые, малиновые. Красота да и только!
Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками.
Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.
И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос.
Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.
Раньше из васильков делали синий и голубой краситель.
С очень давних времен васильки стали разводить в садах. Особенным спросом эти очаровательные фиолетово-синие цветы пользовались у горожанок, которые украшали ими свои прически, прикалывали их к одежде и украшали свои дома. Многие виды васильков выглядят очень привлекательно, поэтому они выращиваются как садовые растения и на срезку для букетов.
Однажды утром на рассвете
Я в поле погулять пошла.
Не удивляйтесь только, дети:
Я василечек там нашла.
Небесно-голубой,
Он рос там сам собой.
Решила я:
Возьму с собой!
Нет, нет, не буду лучше брать,
Пускай растет, цветет,
Пускай кому-нибудь опять
Он радость принесет.
Все дети любят розу,
А я другой цветок.
Не астру, не мимозу –
Обычный василёк.
Он нежный и красивый
Цветочек полевой,
Лиловый, ярко-синий,
Небесно-голубой.
Сорвал цветок любимый,
Восторженно гляжу,
И вдруг среди ворсинок
Я чудо нахожу.
Ведь в серединке мягкой
Шевелится жучок,
Из всех цветочков ярких,
Он выбрал василёк! (Ю. Дулепина)
Научное название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. (Можно показать картинку с изображением кентавра). Кентавр Хирон обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово"
Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский». И если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону.
Народные названия василька: переполох, звонная трава, синецветка, лоскутница, синюха. По-украински василек — волошка. Украинки вплетали васильки в венки, украшали ими иконы в церквях.
В Красную книгу России занесены василёк Дубянского, василёк боровой и василёк Талиева.
• С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии.
• C 1994 года василёк является символом БЕЛКАРТ (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платёжных карточек)
Лист самооценки
Выполнил задание правильно и самостоятельно
Выполнил задание правильно, но с помощью других
Были затруднения, с заданием не справился.
- Чистописание
- Обсуждение информации о тексте со своим рядом.
- «Верные и неверные утверждения» (голубые карточки)
- Упр.1 с.80 (работа в парах по учебнику)
- Задание из конверта
- Дополнительный материал к уроку