kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по развитию речи на тему «Текст»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  по развитию речи  4 класс

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема: «Текст»

Цели и задачи:

Образовательные:

 - актуализировать знания о тексте,

 - совершенствовать умение  редактировать текст,

 -  озаглавливать, делить на части, составлять план,

 - обогащать словарный запас.

Развивающие:

   - активизировать мыслительную деятельность учащихся,

 - развивать самоконтроль, самооценку,

 - умение сообща и дружно работать с одноклассниками

Воспитательные:

 - воспитывать старание, взаимовыручку

 - создать благоприятный климат на уроке.

Оборудование: запись на доске, презентация «Текст», фотографии с изображением васильков и кентавра

Материалы: карточки с заданиями, листы самооценки, конверт с заданием, ножницы

Ход урока

  1. Орг.момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

  1. Чистописание

- Переставьте буквы, получите тему нашего урока. (текст) т к ес

- Посмотрите листы самооценки, познакомьтесь с планом нашего урока

  1. Повторение пройденного.
  • Обсуждение информации о тексте

 - На розовых карточках записаны предложения

 - Перепишите предложения в тетрадь, постарайтесь запомнить информацию. Вам нужно будет передать её одноклассникам.

- Соберитесь в рядах, передайте информацию друг другу. Выберите, кто у вас будет выступать от вашего ряда.

 - Оцените себя за это задание.

  • Верные и неверные утверждения

 - А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Что вы знаете о тексте? Поработайте на голубых карточках. К ним мы вернёмся в конце урока и вы оцените себя.

  • Физкультминутка (интерактивная)
  • - Переходим к следующему заданию. (учебник с.80 у.1)

 - Работать будем в парах.

 - Проверим, что получилось.

  - Какой это тип текста?

  - Повторим, чем отличаются типы текста друг от друга? (презентация)

 - Оцените это задание.

 - Мы узнали много интересного о васильках, но ребята приготовили дополнительный материал. (слушаем сообщения ребят)

  • Задание из конверта

 - Сейчас мы узнаем, как объясняет происхождение названия этого растения украинская сказка о васильке.

 - Достаньте текст из конверта и прочитайте

 - К тексту есть план. Вам нужно найти в этом тексте 3 части, соответственно плану. (презентация)

 - Подумайте, как разделить этот текст на части. Возьмите ножницы и разрежьте текст так, как считаете нужным.

 - Проверим, что получилось.

 - Оцените себя за это задание.

4. Домашнее задание.

 - У вас есть листочки, на которых записаны рифмы. Попробуйте сочинить четверостишье, используя эти рифмы.

5. Рефлексия.

 - Выскажите впечатления от урока.

 

 

 

Приложения к уроку

Задания на розовых карточках

Текст состоит из предложений, связанных по

  1.  

Каждое предложение в тексте имеет свои границы.

К тексту можно придумать заголовок.

В каждом тексте есть тема.

Текст можно поделить на смысловые части.

Бывают тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения.

К тексту можно составить план.

Верные и неверные утверждения

1. Текст – это устное или письменное высказывание.

2. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

3. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

      4. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу.

5.Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, называется описанием.

Задание в конверте

Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.   – Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой! Когда Василь увидел русалку, услышал её слова, наотрез отказался покинуть свою землю, своё поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.  – Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своём поле! Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память  об исчезнувшем юноше.

Дополнительный материал к уроку

Насчитывается 350—500 видов василька. Встречается это растение почти всюду в Европе среди посевов, особенно во ржи.        Есть такая пословица: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут».                                                  

 Василёк -  однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми вместе с зерновыми культурами при плохой очистке зерна, а также находящимися с соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с навозом. Васильки бывают разных цветов: синие, белые, розовые, малиновые. Красота да и только!

Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками.

Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.

И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос.

Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.

Раньше из васильков делали синий и голубой краситель.

С очень давних времен васильки стали разводить в садах. Особенным спросом эти очаровательные фиолетово-синие цветы пользовались у горожанок, которые украшали ими свои прически, прикалывали их к одежде и украшали свои дома. Многие виды васильков выглядят очень привлекательно, поэтому они выращиваются как садовые растения и на срезку для букетов.

Однажды утром на рассвете

Я в поле погулять пошла.

Не удивляйтесь только, дети:

Я василечек там нашла.

Небесно-голубой,

Он рос там сам собой.

Решила я:

Возьму с собой!

Нет, нет, не буду лучше брать,

Пускай растет, цветет,

Пускай кому-нибудь опять

Он радость принесет.

Все дети любят розу,

А я другой цветок.

Не астру, не мимозу –

Обычный василёк.

Он нежный и красивый

Цветочек полевой,

Лиловый, ярко-синий,

Небесно-голубой.

Сорвал цветок любимый,

Восторженно гляжу,

И вдруг среди ворсинок     

Я чудо нахожу.

Ведь в серединке мягкой

Шевелится жучок,

Из всех цветочков ярких,

Он выбрал василёк!   (Ю. Дулепина)

Научное название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. (Можно показать картинку с изображением кентавра).  Кентавр Хирон обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово"

Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский». И если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону.

Народные названия василька: переполох, звонная трава, синецветка, лоскутница, синюха.  По-украински василек — волошка. Украинки вплетали васильки в венки, украшали ими иконы в церквях.

  В Красную книгу России занесены василёк Дубянского, василёк боровой  и василёк Талиева.

•        С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии.

•        C 1994 года василёк является символом БЕЛКАРТ (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платёжных карточек)

Лист самооценки

Выполнил задание правильно и самостоятельно

Выполнил задание правильно, но с помощью других

Были затруднения, с заданием не справился.

  1. Чистописание
  1. Обсуждение информации о тексте со своим рядом.
  1. «Верные и неверные утверждения» (голубые карточки)
  1. Упр.1 с.80 (работа в парах по учебнику)
  1. Задание из конверта
  1. Дополнительный материал к уроку

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по развитию речи на тему «Текст»»

Урок русского языка по развитию речи 4 класс

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема: «Текст»

Цели и задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания о тексте,

- совершенствовать умение редактировать текст,

- озаглавливать, делить на части, составлять план,

- обогащать словарный запас.

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся,

- развивать самоконтроль, самооценку,

- умение сообща и дружно работать с одноклассниками

Воспитательные:

- воспитывать старание, взаимовыручку

- создать благоприятный климат на уроке.

Оборудование: запись на доске, презентация «Текст», фотографии с изображением васильков и кентавра

Материалы: карточки с заданиями, листы самооценки, конверт с заданием, ножницы



Ход урока

  • Орг.момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.



  • Чистописание

- Переставьте буквы, получите тему нашего урока. (текст) т к ес

- Посмотрите листы самооценки, познакомьтесь с планом нашего урока



  • Повторение пройденного.

  • Обсуждение информации о тексте

- На розовых карточках записаны предложения

- Перепишите предложения в тетрадь, постарайтесь запомнить информацию. Вам нужно будет передать её одноклассникам.

- Соберитесь в рядах, передайте информацию друг другу. Выберите, кто у вас будет выступать от вашего ряда.

- Оцените себя за это задание.

  • Верные и неверные утверждения

- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Что вы знаете о тексте? Поработайте на голубых карточках. К ним мы вернёмся в конце урока и вы оцените себя.

  • Физкультминутка (интерактивная)

  • - Переходим к следующему заданию. (учебник с.80 у.1)

- Работать будем в парах.

- Проверим, что получилось.

- Какой это тип текста?

- Повторим, чем отличаются типы текста друг от друга? (презентация)

- Оцените это задание.

- Мы узнали много интересного о васильках, но ребята приготовили дополнительный материал. (слушаем сообщения ребят)

  • Задание из конверта

- Сейчас мы узнаем, как объясняет происхождение названия этого растения украинская сказка о васильке.

- Достаньте текст из конверта и прочитайте

- К тексту есть план. Вам нужно найти в этом тексте 3 части, соответственно плану. (презентация)

- Подумайте, как разделить этот текст на части. Возьмите ножницы и разрежьте текст так, как считаете нужным.

- Проверим, что получилось.

- Оцените себя за это задание.

4. Домашнее задание.

- У вас есть листочки, на которых записаны рифмы. Попробуйте сочинить четверостишье, используя эти рифмы.

5. Рефлексия.

- Выскажите впечатления от урока.







Приложения к уроку

Задания на розовых карточках

Текст состоит из предложений, связанных по

смыслу.

Каждое предложение в тексте имеет свои границы.

К тексту можно придумать заголовок.

В каждом тексте есть тема.

Текст можно поделить на смысловые части.

Бывают тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения.

К тексту можно составить план.



Верные и неверные утверждения

1. Текст – это устное или письменное высказывание.

2. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

3. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

4. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу.

5.Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, называется описанием.


Задание в конверте


Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. – Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой! Когда Василь увидел русалку, услышал её слова, наотрез отказался покинуть свою землю, своё поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. – Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своём поле! Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше.














































Дополнительный материал к уроку

Насчитывается 350—500 видов василька. Встречается это растение почти всюду в Европе среди посевов, особенно во ржи. Есть такая пословица: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут».

Василёк - однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми вместе с зерновыми культурами при плохой очистке зерна, а также находящимися с соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с навозом. Васильки бывают разных цветов: синие, белые, розовые, малиновые. Красота да и только!

Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками.

Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.

И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос.

Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.

Раньше из васильков делали синий и голубой краситель.

С очень давних времен васильки стали разводить в садах. Особенным спросом эти очаровательные фиолетово-синие цветы пользовались у горожанок, которые украшали ими свои прически, прикалывали их к одежде и украшали свои дома. Многие виды васильков выглядят очень привлекательно, поэтому они выращиваются как садовые растения и на срезку для букетов.



Однажды утром на рассвете

Я в поле погулять пошла.

Не удивляйтесь только, дети:

Я василечек там нашла.

Небесно-голубой,

Он рос там сам собой.

Решила я:

Возьму с собой!

Нет, нет, не буду лучше брать,

Пускай растет, цветет,

Пускай кому-нибудь опять

Он радость принесет.



Все дети любят розу,

А я другой цветок.

Не астру, не мимозу –

Обычный василёк.

Он нежный и красивый

Цветочек полевой,

Лиловый, ярко-синий,

Небесно-голубой.

Сорвал цветок любимый,

Восторженно гляжу,

И вдруг среди ворсинок

Я чудо нахожу.

Ведь в серединке мягкой

Шевелится жучок,

Из всех цветочков ярких,

Он выбрал василёк! (Ю. Дулепина)



Научное название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. (Можно показать картинку с изображением кентавра). Кентавр Хирон обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово"

Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский». И если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону.

Народные названия василька: переполох, звонная трава, синецветка, лоскутница, синюха. По-украински василек — волошка. Украинки вплетали васильки в венки, украшали ими иконы в церквях.

В Красную книгу России занесены василёк Дубянского , василёк боровой  и василёк Талиева.

  • С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии.

  • C 1994 года василёк является символом БЕЛКАРТ (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платёжных карточек)





Лист самооценки


Выполнил задание правильно и самостоятельно

Выполнил задание правильно, но с помощью других

Были затруднения, с заданием не справился.

  • Чистописание




  • Обсуждение информации о тексте со своим рядом.




  • «Верные и неверные утверждения» (голубые карточки)




  • Упр.1 с.80 (работа в парах по учебнику)




  • Задание из конверта




  • Дополнительный материал к уроку













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка по развитию речи на тему «Текст»

Автор: Князева Лия Алексеевна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта по русскому языку.  "Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(105) "tiekhnologhichieskaiakartaporusskomuiazykurazvitiieriechisostavlieniietiekstaposiuzhietnymkartinkam3klass"
    ["file_id"] => string(6) "292410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455275254"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект  урока русского языка.. Изложение зрительного восприятия текста "Оляпка" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-izlozhieniie-zritiel-nogho-vospriiatiia-tieksta-oliapka"
    ["file_id"] => string(6) "137302"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417333488"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства