Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс
Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс
Урок толерантности в 3-4 классах по русскому языку.
Урок проводится в 3-4 классах средней школы по новой программе республики Казахстан.
Тема: Повторение частей речи. В 3 классе это 49 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 51 час. В 4 классе это 52 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 68 часов.
Опираемся на то, что дети 4 класса знают весь материал раздела «Морфология» за курс начальной школы и могут помочь и расширить знания детей 3 класса. И объяснение нового материала будет идти не от учителя, а от старшего товарища. Умеют выполнять синтаксический разбор, а дети 4 класса уже знают и умеют находить однородные члены предложения. Дети двух классов имеют представление о русском народном гулянии – Масленица.
Трудности могут возникнуть при объяснении спряжения детьми 4 класса 3 классу при морфологическом разборе глагола.
Урок русского языка проводится с использованием дополнительного материала в виде карточек с разноуровневыми заданиями.
Нравиться проводить уроки русского языка. Ценим в детях умение грамотно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Поэтому стараемся на уроках использовать разноуровневый материал, дополнительную литературу, по возможности проводить интегрированные уроки.
Концепцией данного предмета в системе образования является: обучение детей навыкам грамотного и правильного выражения собственных мыслей, орфографически правильно излагать их на письме, пополнения словарного запаса детей.
Стиль общения с детьми авторитарно-демократический, реалист, конформист, критик-конструктивист ( знает, исправляет ошибки).
Тезис урока: Повторить изученный материал о частях речи.
Задачи урока: Развивать умение определять части речи, делать морфологический и синтаксический разборы, развивать речь, обогащать словарный запас детей. Учить общаться между собой, воспитывать терпимость к чужому мнению. Учить объективно, оценивать работу и ответы товарищей на уроке. Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям, обычаям.
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: тетради, карточки с заданиями, изображение ярмарочного столба, макет бочонка с мёдом, картины с изображением весеннего пейзажа, изображение Масленицы и масленичных дней в виде блинов, объявление, памятки морфологического и синтаксического разборов, контрольные таблицы ответов и работы детей на уроке (5шт.).
Перед началом урока дети делятся на группы: 1 группа - имя существительное, 2 группа - имя прилагательное, 3 группа - глагол, 4 группа – местоимение, 5 группа - служебные части речи.
Ход урока:
1. Психологический настрой на урок.
С шумом и смехом появляются скоморохи.
1. А чего они сошлись, сами не знают. Лучше бы сидели дома.
2. Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
3. Нет, это они на дармовые блины понабежали!
1. Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку, за покупками. В яр спустился – глядь – лисы хоровод водят. И все такие наряженные! И чего это они?
2. Да это что? Я вот знаю что. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
3. Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В Возвышенской школе ученики собрались, бегают, шумят. И чего это они?
Учитель: Я отвечу на ваши вопросы. Лисы водят хоровод и мыши играют – зиму провожают и весну поджидают. И ребята в школе суетятся, готовятся зиму проводить и весну встретить на масленичной неделе.
Ученик: Масленица, Масленица, развесёлый праздник
Шуток, песен, танцев очень много разных
На целую неделю веселья завела
И на русский язык к нам пришла
С блинами и разными заданиями.
Учитель: Встречаем мы с Вами Масленицу дорогую. Пришла она к нам ненадолго. Мы думали на семь недель, а оказалось на семь дней. И каждый день особое название несёт.
День 1-й – понедельник – «Встреча». («Блины» с названием дня появляется на доске возле изображения Масленицы).
1. Запись числа. Классная работа.
2. Минутка чистописания:
__________________
Без блина не ……, без пирога не именины.
- Прочитайте, постарайтесь вставить пропущенное слово. Как будет звучать пословица? Прочтите.
- А почему, как вы думаете, именно эта пословица сегодня у нас на уроке? (Идёт весёлая масленичная неделя.)
- Что такое масленица? (Старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины).
- Как понимаете эту пословицу? (Не бывает блинов без масла, как не бывает именин без пирогов). Допишите пропущенное слово.
- Найдите существительные. Подберите однокоренные слова к существительному блин – блинчик, блинок, блинный.
2. Второй день – «Заигрыш».
- Нарядный народ в этот день устраивает ярмарки, играет и поёт. Вот и наши гласные заигрались, развеселились и не могут найти свои места.
- Почему эти слова сегодня на уроке? (Связаны с праздником).
- Прочитайте слова с безударной гласной «О» - обычай, гореть, скворец; с безударной гласной «И» - ______; с безударной гласной «Е» - звенеть, прекрасный, интересный; с безударной гласной «А» - каравай.
- Назовите глаголы. Что такое глагол?
- Имена прилагательные. Что такое имя прилагательное?
- Какие это части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным?
- А какие части речи кроме самостоятельных ещё знаете? (Служебные).
- Назовите их.
Третий день недели среда называлась «Лакомка».
- В этот день тёщи угощали зятьёв блинами. А для выпечки блинов надо знать много секретов. И чтобы узнать секреты приготовимся к выборочному диктанту: каждая группа выписывает только слова, которые относятся к вашей части речи.
1 группа – имена существительные
2 группа – имена прилагательные
3 группа – глаголы
4 группа - местоимение
5 группа – служебные части речи
Бабушка ставит опару из хорошей муки, свежих дрожжей и молока.
Вливает в неё масло с желтками и сахаром.
Пекут их на сковороде тонкими лепёшками.
Блины едят со сметаной, ароматным маслом и душистым мёдом.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Молодцы! А теперь назовём признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения.
Физкультминутка.
3. Наступает 4 день масленичной недели «Широкий четверг».
- Этот день славился возрождением солнечных лучей, будто блин поспел от солнца.
- Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор.
Предложения дети снимают с ярмарочного столба.
Добрая бабушка испекла вкусные и румяные блины.
- Назовите грамматическую основу. Чем выражены?
- Назовите второстепенные члены предложения. Чем выражены?
Так же повторить роль в предложении каждой части речи.
- Выпишите словосочетания. Прочтите их.
Вот и пятница наступила – «К тёще на блины».
И к вам в гости идут слова для морфологического разбора. Возьмите своих помощников (памятки-опоры) и начнём работать по группам.
1 группа – блины
2 группа – добрая (бабушка)
3 группа – испекла
4 группа – бабушка
5 группа – румяные (блины)
Проверку ведут сильные ученики группы.
Подошла суббота – гостиничный день.
- Ну, а какое гулянье без представления и сладостей. Вот и к нам заглянул медведь и оставил бочонок с интересными заданиями. Выполнять их необходимо грамотно, умело, быстро.
Ученики берут карточки с заданиями из макета бочки с мёдом.
1 карточка – Выдели окончания у имён прилагательных, укажи род, падеж.
Чутк.. ухо ловит признаки долгожданн.. весны.
- Как определить род и падеж у имени прилагательного?
2 карточка – Определи склонение и падеж существительных.
На улиц. зазвенела лазурная капель.
- Как определить падеж у имени существительного?
3 карточка – Определи время и число глагола.
Пришёл в Казахстан март месяц и привёл за руку красавицу весну.
- Как определить время глагола?
4 карточка – Определи лицо и падеж местоимений.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю её на столике.
- Назовите личные местоимения.
5 карточка – Найди глаголы и поставь в неопределённую форму.
Хороша опара уродилась, пора и блины из неё печь.
- Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает?
4. Наступает воскресенье – день Прощения и Любви.
- На каком празднике побывали?
- О чём говорили на уроке?
- Для чего нужны различные части речи?
- Вы сегодня хорошо поработали! Каждая группа поставит самостоятельно оценки за работу на уроке каждому ученику своей группы в контрольные таблицы.
- Спасибо вам за урок! Сегодня было интересно и совсем нетрудно.
- Кончились задания! С масленицей прощаемся, блинами угощаемся!
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс »
Возвышенская средняя школа.
Уроктолерантности 3-4 класс.
Русскийязык «Повторениечастейречи».
Учителя: Науменко Е.Г., Свалухина Е.И.
Урок толерантности в 3-4 классах по русскому языку.
Урок проводится в 3-4 классах средней школы по новой программе республики Казахстан.
Тема: Повторение частей речи. В 3 классе это 49 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 51 час. В 4 классе это 52 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 68 часов.
Опираемся на то, что дети 4 класса знают весь материал раздела «Морфология» за курс начальной школы и могут помочь и расширить знания детей 3 класса. И объяснение нового материала будет идти не от учителя, а от старшего товарища. Умеют выполнять синтаксический разбор, а дети 4 класса уже знают и умеют находить однородные члены предложения. Дети двух классов имеют представление о русском народном гулянии – Масленица.
Трудности могут возникнуть при объяснении спряжения детьми 4 класса 3 классу при морфологическом разборе глагола.
Урок русского языка проводится с использованием дополнительного материала в виде карточек с разноуровневыми заданиями.
Нравиться проводить уроки русского языка. Ценим в детях умение грамотно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Поэтому стараемся на уроках использовать разноуровневый материал, дополнительную литературу, по возможности проводить интегрированные уроки.
Концепцией данного предмета в системе образования является: обучение детей навыкам грамотного и правильного выражения собственных мыслей, орфографически правильно излагать их на письме, пополнения словарного запаса детей.
Стиль общения с детьми авторитарно-демократический, реалист, конформист, критик-конструктивист ( знает, исправляет ошибки).
Тезис урока: Повторить изученный материал о частях речи.
Задачи урока: Развивать умение определять части речи, делать морфологический и синтаксический разборы, развивать речь, обогащать словарный запас детей. Учить общаться между собой, воспитывать терпимость к чужому мнению. Учить объективно, оценивать работу и ответы товарищей на уроке. Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям, обычаям.
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: тетради, карточки с заданиями, изображение ярмарочного столба, макет бочонка с мёдом, картины с изображением весеннего пейзажа, изображение Масленицы и масленичных дней в виде блинов, объявление, памятки морфологического и синтаксического разборов, контрольные таблицы ответов и работы детей на уроке (5шт.).
Перед началом урока дети делятся на группы: 1 группа - имя существительное, 2 группа - имя прилагательное, 3 группа - глагол, 4 группа – местоимение, 5 группа - служебные части речи.
Ход урока:
1. Психологический настрой на урок.
С шумом и смехом появляются скоморохи. 1. А чего они сошлись, сами не знают. Лучше бы сидели дома. 2. Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось! 3. Нет, это они на дармовые блины понабежали! 1. Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку, за покупками. В яр спустился – глядь – лисы хоровод водят. И все такие наряженные! И чего это они? 2. Да это что? Я вот знаю что. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они? 3. Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В Возвышенской школе ученики собрались, бегают, шумят. И чего это они?
Учитель: Я отвечу на ваши вопросы. Лисы водят хоровод и мыши играют – зиму провожают и весну поджидают. И ребята в школе суетятся, готовятся зиму проводить и весну встретить на масленичной неделе. Ученик: Масленица, Масленица, развесёлый праздник Шуток, песен, танцев очень много разных На целую неделю веселья завела И на русский язык к нам пришла С блинами и разными заданиями.
Учитель: Встречаем мы с Вами Масленицу дорогую. Пришла она к нам ненадолго. Мы думали на семь недель, а оказалось на семь дней. И каждый день особое название несёт.
День 1-й – понедельник – «Встреча». («Блины» с названием дня появляется на доске возле изображения Масленицы).
1. Запись числа. Классная работа.
2. Минутка чистописания:
__________________
Без блина не ……, без пирога не именины.
- Прочитайте, постарайтесь вставить пропущенное слово. Как будет звучать пословица? Прочтите.
- А почему, как вы думаете, именно эта пословица сегодня у нас на уроке? (Идёт весёлая масленичная неделя.)
- Что такое масленица? (Старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины).
- Как понимаете эту пословицу? (Не бывает блинов без масла, как не бывает именин без пирогов). Допишите пропущенное слово.
- Найдите существительные. Подберите однокоренные слова к существительному блин – блинчик, блинок, блинный.
2. Второй день – «Заигрыш».
- Нарядный народ в этот день устраивает ярмарки, играет и поёт. Вот и наши гласные заигрались, развеселились и не могут найти свои места.
- Почему эти слова сегодня на уроке? (Связаны с праздником).
- Прочитайте слова с безударной гласной «О» - обычай, гореть, скворец; с безударной гласной «И» - ______; с безударной гласной «Е» - звенеть, прекрасный, интересный; с безударной гласной «А» - каравай.
- Назовите глаголы. Что такое глагол?
- Имена прилагательные. Что такое имя прилагательное?
- Какие это части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным?
- А какие части речи кроме самостоятельных ещё знаете? (Служебные).
- Назовите их.
Третий день недели среда называлась «Лакомка».
- В этот день тёщи угощали зятьёв блинами. А для выпечки блинов надо знать много секретов. И чтобы узнать секреты приготовимся к выборочному диктанту: каждая группа выписывает только слова, которые относятся к вашей части речи.
1 группа – имена существительные
2 группа – имена прилагательные
3 группа – глаголы
4 группа - местоимение
5 группа – служебные части речи
Бабушка ставит опару из хорошей муки, свежих дрожжей и молока.
Вливает в неё масло с желтками и сахаром.
Пекут их на сковороде тонкими лепёшками.
Блины едят со сметаной, ароматным маслом и душистым мёдом.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Молодцы! А теперь назовём признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения.
Физкультминутка.
3. Наступает 4 день масленичной недели «Широкий четверг».
- Этот день славился возрождением солнечных лучей, будто блин поспел от солнца.
- Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор.
Предложения дети снимают с ярмарочного столба.
Добрая бабушка испекла вкусные и румяные блины.
- Назовите грамматическую основу. Чем выражены?
- Назовите второстепенные члены предложения. Чем выражены?
Так же повторить роль в предложении каждой части речи.
- Выпишите словосочетания. Прочтите их.
Вот и пятница наступила – «К тёще на блины».
И к вам в гости идут слова для морфологического разбора. Возьмите своих помощников (памятки-опоры) и начнём работать по группам.
1 группа – блины
2 группа – добрая (бабушка)
3 группа – испекла
4 группа – бабушка
5 группа – румяные (блины)
Проверку ведут сильные ученики группы.
Подошла суббота – гостиничный день.
- Ну, а какое гулянье без представления и сладостей. Вот и к нам заглянул медведь и оставил бочонок с интересными заданиями. Выполнять их необходимо грамотно, умело, быстро.
Ученики берут карточки с заданиями из макета бочки с мёдом.
1 карточка – Выдели окончания у имён прилагательных, укажи род, падеж.
Чутк.. ухо ловит признаки долгожданн.. весны.
- Как определить род и падеж у имени прилагательного?
2 карточка – Определи склонение и падеж существительных.
На улиц. зазвенела лазурная капель.
- Как определить падеж у имени существительного?
3 карточка – Определи время и число глагола.
Пришёл в Казахстан март месяц и привёл за руку красавицу весну.
- Как определить время глагола?
4 карточка – Определи лицо и падеж местоимений.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю её на столике.
- Назовите личные местоимения.
5 карточка – Найди глаголы и поставь в неопределённую форму.
Хороша опара уродилась, пора и блины из неё печь.
- Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает?
4. Наступает воскресенье – день Прощения и Любви.
- На каком празднике побывали?
- О чём говорили на уроке?
- Для чего нужны различные части речи?
- Вы сегодня хорошо поработали! Каждая группа поставит самостоятельно оценки за работу на уроке каждому ученику своей группы в контрольные таблицы.
- Спасибо вам за урок! Сегодня было интересно и совсем нетрудно.
- Кончились задания! С масленицей прощаемся, блинами угощаемся!