kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок толерантности в 3-4 классах по русскому языку.

 

Урок проводится в 3-4 классах средней школы по новой программе республики Казахстан.

 

Тема: Повторение частей речи. В 3 классе это 49 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 51 час. В 4 классе это 52 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 68 часов.

 

Опираемся на то, что дети 4 класса знают весь материал раздела «Морфология» за курс начальной школы и могут помочь и расширить знания детей 3 класса. И объяснение нового материала будет идти не от учителя, а от старшего товарища. Умеют выполнять синтаксический разбор, а дети 4 класса уже знают и умеют находить однородные члены предложения. Дети двух классов имеют представление о русском народном гулянии – Масленица.

 

Трудности могут возникнуть при объяснении спряжения детьми 4 класса 3 классу при морфологическом разборе глагола.

 

Урок русского языка проводится с использованием дополнительного материала в виде карточек с разноуровневыми заданиями.

 

Нравиться проводить уроки русского языка. Ценим в детях умение грамотно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Поэтому стараемся на уроках использовать разноуровневый материал, дополнительную литературу, по возможности проводить интегрированные уроки.

                  

Концепцией данного предмета в системе образования является: обучение детей навыкам грамотного и  правильного выражения собственных мыслей, орфографически правильно излагать их на письме, пополнения словарного запаса детей.

 

Стиль общения с детьми авторитарно-демократический,  реалист, конформист, критик-конструктивист ( знает, исправляет ошибки).

 

Тезис урока: Повторить изученный материал о частях речи.

Задачи урока: Развивать умение определять части речи, делать морфологический и синтаксический разборы, развивать речь, обогащать словарный запас детей. Учить общаться между собой, воспитывать терпимость к чужому мнению. Учить объективно, оценивать работу и ответы товарищей на уроке. Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям, обычаям.

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: тетради, карточки с заданиями, изображение ярмарочного столба, макет бочонка с мёдом, картины с изображением весеннего пейзажа, изображение Масленицы и масленичных дней в виде блинов, объявление, памятки морфологического и синтаксического разборов, контрольные таблицы ответов и работы детей на уроке (5шт.).

 

 

 

 

Перед началом урока дети делятся на группы: 1 группа - имя существительное, 2 группа -  имя прилагательное, 3 группа - глагол, 4 группа – местоимение, 5 группа -  служебные части речи.

 

Ход урока:

 

1. Психологический настрой на урок.

С шумом и смехом появляются скоморохи.
1. А чего они сошлись, сами не знают. Лучше бы сидели дома.
2. Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
3. Нет, это они на дармовые блины понабежали!
1. Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку, за покупками. В яр спустился – глядь – лисы хоровод водят. И все такие наряженные! И чего это они?
2. Да это что? Я вот знаю что. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
3. Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В Возвышенской школе ученики собрались, бегают, шумят. И чего это они?

Учитель: Я отвечу на ваши вопросы. Лисы водят хоровод и мыши играют – зиму провожают и весну поджидают. И ребята в школе суетятся, готовятся зиму проводить и весну встретить на масленичной неделе.
Ученик: Масленица, Масленица, развесёлый праздник
Шуток, песен, танцев очень много разных
На целую неделю веселья завела
И на русский язык к нам пришла
С блинами и разными заданиями.

Учитель: Встречаем мы с Вами Масленицу дорогую. Пришла она к нам ненадолго. Мы думали на семь недель, а оказалось на семь дней. И каждый день особое название несёт.

 День 1-й – понедельник – «Встреча». («Блины» с названием дня появляется на доске возле изображения Масленицы).

1. Запись числа. Классная работа.

2. Минутка чистописания:

__________________

Без блина не ……, без пирога не именины.

- Прочитайте, постарайтесь вставить пропущенное слово. Как будет звучать пословица? Прочтите.

- А почему, как вы думаете, именно эта пословица сегодня у нас на уроке? (Идёт весёлая масленичная неделя.)

- Что такое масленица? (Старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины).

- Как понимаете эту пословицу? (Не бывает блинов без масла, как не бывает именин без пирогов). Допишите пропущенное слово.

- Найдите существительные. Подберите однокоренные слова к существительному блин – блинчик, блинок, блинный.    

2. Второй день – «Заигрыш».

- Нарядный народ в этот день устраивает ярмарки, играет и поёт. Вот и наши гласные заигрались, развеселились и не могут найти свои места.

 

 

Игра «Спор гласных».

(О,а)бычай, к(а,о)равай, г(а,о)реть, зв(е,и)неть, скв(о,а)рец, пр(е,и)красный, инт(е,и)ресный.

- Определите части речи.

- Почему эти слова сегодня на уроке? (Связаны с праздником).

- Прочитайте слова с безударной гласной «О» - обычай, гореть, скворец; с безударной гласной «И» - ______; с безударной гласной «Е» - звенеть, прекрасный, интересный; с безударной гласной «А» - каравай.

- Назовите глаголы. Что такое глагол?

- Имена прилагательные. Что такое имя прилагательное?

- Какие это части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным?

- А какие части речи кроме самостоятельных ещё знаете? (Служебные).

- Назовите их.

Третий день недели среда называлась «Лакомка».

- В этот день тёщи угощали зятьёв блинами. А для выпечки блинов надо знать много секретов. И чтобы узнать секреты приготовимся к выборочному диктанту: каждая группа выписывает только слова, которые относятся к вашей части речи.

1 группа – имена существительные

2 группа – имена прилагательные

3 группа – глаголы

4 группа - местоимение

5 группа – служебные части речи

 

Бабушка ставит опару из хорошей муки, свежих дрожжей и молока.

Вливает в неё масло с желтками и сахаром.

Пекут их на сковороде тонкими лепёшками.

Блины едят со сметаной, ароматным маслом и душистым мёдом.

 

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Молодцы! А теперь назовём признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения.

Физкультминутка.

3. Наступает 4 день масленичной недели «Широкий четверг».

 - Этот день славился возрождением солнечных лучей, будто блин поспел от солнца.

- Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор.

Предложения дети снимают с ярмарочного столба.

Добрая бабушка испекла вкусные и румяные блины.

- Назовите грамматическую основу. Чем выражены?

- Назовите второстепенные члены предложения. Чем выражены?

Так же повторить роль в предложении каждой части речи.

- Выпишите словосочетания. Прочтите их.

Вот и пятница наступила – «К тёще на блины».

И к вам в гости идут слова для морфологического разбора. Возьмите своих помощников (памятки-опоры) и начнём работать по группам.

1 группа – блины

2 группа – добрая (бабушка)

3 группа – испекла

4 группа – бабушка

5 группа – румяные (блины)

Проверку ведут сильные ученики группы.

Подошла суббота – гостиничный день.

- Ну, а какое гулянье без представления и сладостей. Вот и к нам заглянул медведь и оставил бочонок с интересными заданиями. Выполнять их необходимо грамотно, умело, быстро.

 Ученики берут карточки с заданиями из макета бочки с мёдом.

1 карточка – Выдели окончания у имён прилагательных, укажи род, падеж.

Чутк.. ухо ловит признаки долгожданн.. весны.

- Как определить род и падеж у имени прилагательного?

2 карточка – Определи склонение и падеж существительных.

 На улиц. зазвенела лазурная капель.

- Как определить падеж у имени существительного?

3 карточка – Определи время и число глагола.

Пришёл в Казахстан март месяц и привёл за руку красавицу весну.

- Как определить время глагола?

4 карточка – Определи лицо и падеж местоимений.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю её на столике.

- Назовите личные местоимения.

5 карточка – Найди глаголы и поставь в неопределённую форму.

Хороша опара уродилась, пора и блины из неё печь.

- Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает?

4. Наступает воскресенье – день Прощения и Любви.

- На каком празднике побывали?

- О чём говорили на уроке?

- Для чего нужны различные части речи?

- Вы сегодня хорошо поработали! Каждая группа поставит самостоятельно оценки за работу на уроке каждому ученику своей группы в контрольные таблицы.

- Спасибо вам за урок! Сегодня было интересно и совсем нетрудно.

- Кончились задания! С масленицей прощаемся, блинами угощаемся!

(Звучит музыка. Скоморохи угощают гостей блинами).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс »

Возвышенская средняя школа.














Урок толерантности 3-4 класс.

Русский язык «Повторение частей речи».

Учителя: Науменко Е.Г., Свалухина Е.И.



















Урок толерантности в 3-4 классах по русскому языку.


Урок проводится в 3-4 классах средней школы по новой программе республики Казахстан.


Тема: Повторение частей речи. В 3 классе это 49 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 51 час. В 4 классе это 52 урок в разделе «Морфология». На этот раздел отводится 68 часов.


Опираемся на то, что дети 4 класса знают весь материал раздела «Морфология» за курс начальной школы и могут помочь и расширить знания детей 3 класса. И объяснение нового материала будет идти не от учителя, а от старшего товарища. Умеют выполнять синтаксический разбор, а дети 4 класса уже знают и умеют находить однородные члены предложения. Дети двух классов имеют представление о русском народном гулянии – Масленица.

Трудности могут возникнуть при объяснении спряжения детьми 4 класса 3 классу при морфологическом разборе глагола.


Урок русского языка проводится с использованием дополнительного материала в виде карточек с разноуровневыми заданиями.


Нравиться проводить уроки русского языка. Ценим в детях умение грамотно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения. Поэтому стараемся на уроках использовать разноуровневый материал, дополнительную литературу, по возможности проводить интегрированные уроки.

Концепцией данного предмета в системе образования является: обучение детей навыкам грамотного и правильного выражения собственных мыслей, орфографически правильно излагать их на письме, пополнения словарного запаса детей.


Стиль общения с детьми авторитарно-демократический, реалист, конформист, критик-конструктивист ( знает, исправляет ошибки).


Тезис урока: Повторить изученный материал о частях речи.

Задачи урока: Развивать умение определять части речи, делать морфологический и синтаксический разборы, развивать речь, обогащать словарный запас детей. Учить общаться между собой, воспитывать терпимость к чужому мнению. Учить объективно, оценивать работу и ответы товарищей на уроке. Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать уважительное отношение к народным традициям, обычаям.

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.


Оборудование: тетради, карточки с заданиями, изображение ярмарочного столба, макет бочонка с мёдом, картины с изображением весеннего пейзажа, изображение Масленицы и масленичных дней в виде блинов, объявление, памятки морфологического и синтаксического разборов, контрольные таблицы ответов и работы детей на уроке (5шт.).





Перед началом урока дети делятся на группы: 1 группа - имя существительное, 2 группа - имя прилагательное, 3 группа - глагол, 4 группа – местоимение, 5 группа - служебные части речи.


Ход урока:


1. Психологический настрой на урок.

С шумом и смехом появляются скоморохи.
1. А чего они сошлись, сами не знают. Лучше бы сидели дома.
2. Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
3. Нет, это они на дармовые блины понабежали!
1. Слушайте, братья, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку, за покупками. В яр спустился – глядь – лисы хоровод водят. И все такие наряженные! И чего это они?
2. Да это что? Я вот знаю что. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол да посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
3. Интересно. Только я ещё интереснее новость знаю. В Возвышенской школе ученики собрались, бегают, шумят. И чего это они?

Учитель: Я отвечу на ваши вопросы. Лисы водят хоровод и мыши играют – зиму провожают и весну поджидают. И ребята в школе суетятся, готовятся зиму проводить и весну встретить на масленичной неделе.
Ученик: Масленица, Масленица, развесёлый праздник
Шуток, песен, танцев очень много разных
На целую неделю веселья завела
И на русский язык к нам пришла
С блинами и разными заданиями.

Учитель: Встречаем мы с Вами Масленицу дорогую. Пришла она к нам ненадолго. Мы думали на семь недель, а оказалось на семь дней. И каждый день особое название несёт.

День 1-й – понедельник – «Встреча». («Блины» с названием дня появляется на доске возле изображения Масленицы).

1. Запись числа. Классная работа.

2. Минутка чистописания:

__________________

Без блина не ……, без пирога не именины.

- Прочитайте, постарайтесь вставить пропущенное слово. Как будет звучать пословица? Прочтите.

- А почему, как вы думаете, именно эта пословица сегодня у нас на уроке? (Идёт весёлая масленичная неделя.)

- Что такое масленица? (Старинный славянский праздник проводов зимы, от которого сохранился обычай печь блины).

- Как понимаете эту пословицу? (Не бывает блинов без масла, как не бывает именин без пирогов). Допишите пропущенное слово.

- Найдите существительные. Подберите однокоренные слова к существительному блин – блинчик, блинок, блинный.

2. Второй день – «Заигрыш».

- Нарядный народ в этот день устраивает ярмарки, играет и поёт. Вот и наши гласные заигрались, развеселились и не могут найти свои места.



Игра «Спор гласных».

(О,а)бычай, к(а,о)равай, г(а,о)реть, зв(е,и)неть, скв(о,а)рец, пр(е,и)красный, инт(е,и)ресный.

- Определите части речи.

- Почему эти слова сегодня на уроке? (Связаны с праздником).

- Прочитайте слова с безударной гласной «О» - обычай, гореть, скворец; с безударной гласной «И» - ______; с безударной гласной «Е» - звенеть, прекрасный, интересный; с безударной гласной «А» - каравай.

- Назовите глаголы. Что такое глагол?

- Имена прилагательные. Что такое имя прилагательное?

- Какие это части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным?

- А какие части речи кроме самостоятельных ещё знаете? (Служебные).

- Назовите их.

Третий день недели среда называлась «Лакомка».

- В этот день тёщи угощали зятьёв блинами. А для выпечки блинов надо знать много секретов. И чтобы узнать секреты приготовимся к выборочному диктанту: каждая группа выписывает только слова, которые относятся к вашей части речи.

1 группа – имена существительные

2 группа – имена прилагательные

3 группа – глаголы

4 группа - местоимение

5 группа – служебные части речи


Бабушка ставит опару из хорошей муки, свежих дрожжей и молока.

Вливает в неё масло с желтками и сахаром.

Пекут их на сковороде тонкими лепёшками.

Блины едят со сметаной, ароматным маслом и душистым мёдом.


- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Молодцы! А теперь назовём признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения.

Физкультминутка.

3. Наступает 4 день масленичной недели «Широкий четверг».

- Этот день славился возрождением солнечных лучей, будто блин поспел от солнца.

- Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор.

Предложения дети снимают с ярмарочного столба.

Добрая бабушка испекла вкусные и румяные блины.

- Назовите грамматическую основу. Чем выражены?

- Назовите второстепенные члены предложения. Чем выражены?

Так же повторить роль в предложении каждой части речи.

- Выпишите словосочетания. Прочтите их.

Вот и пятница наступила – «К тёще на блины».

И к вам в гости идут слова для морфологического разбора. Возьмите своих помощников (памятки-опоры) и начнём работать по группам.

1 группа – блины

2 группа – добрая (бабушка)

3 группа – испекла

4 группа – бабушка

5 группа – румяные (блины)

Проверку ведут сильные ученики группы.

Подошла суббота – гостиничный день.

- Ну, а какое гулянье без представления и сладостей. Вот и к нам заглянул медведь и оставил бочонок с интересными заданиями. Выполнять их необходимо грамотно, умело, быстро.

Ученики берут карточки с заданиями из макета бочки с мёдом.

1 карточка – Выдели окончания у имён прилагательных, укажи род, падеж.

Чутк.. ухо ловит признаки долгожданн.. весны.

- Как определить род и падеж у имени прилагательного?

2 карточка – Определи склонение и падеж существительных.

На улиц. зазвенела лазурная капель.

- Как определить падеж у имени существительного?

3 карточка – Определи время и число глагола.

Пришёл в Казахстан март месяц и привёл за руку красавицу весну.

- Как определить время глагола?

4 карточка – Определи лицо и падеж местоимений.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю её на столике.

- Назовите личные местоимения.

5 карточка – Найди глаголы и поставь в неопределённую форму.

Хороша опара уродилась, пора и блины из неё печь.

- Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает?

4. Наступает воскресенье – день Прощения и Любви.

- На каком празднике побывали?

- О чём говорили на уроке?

- Для чего нужны различные части речи?

- Вы сегодня хорошо поработали! Каждая группа поставит самостоятельно оценки за работу на уроке каждому ученику своей группы в контрольные таблицы.

- Спасибо вам за урок! Сегодня было интересно и совсем нетрудно.

- Кончились задания! С масленицей прощаемся, блинами угощаемся!

(Звучит музыка. Скоморохи угощают гостей блинами).



















Приложение.


Объявление

Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись честной народ,

Тебя Масленица зовёт!


Памятка № 1.

Главные члены предложения.


Подлежащее Сказуемое

И.п. кто? что? что делает?

Второстепенные члены предложения.


Дополнение Определение Обстоятельство

Р.п. кого? чего? какой? где? как?

Д.п. кому? чему? какая? когда?

В.п. кого? что? какое? куда?

Т.п. кем? чем? какие? откуда?

П.п. о ком? о чём? чей? почему?


Памятка №2.

Морфологический разбор

Имени существительного.

  1. Часть речи

  2. Начальная форма – И. п., ед. ч.

  3. Собственное или нарицательное.

  4. Одушевлённое или неодушевлённое.

  5. Род.

  6. Число.

  7. Падеж.

  8. Склонение.

  9. Член предложения.

Имени прилагательного.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма – И. п., ед. ч., м. р.

  3. Род.

  4. Число.

  5. Падеж.

  6. Член предложения.

Глагола.

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма – неопределённая форма.

  3. Вид.

  4. Спряжение.

  5. Число.

  6. Время.

  7. Лицо. если есть

  8. Род.

  9. Член предложения.


Контрольные таблицы.


Фамилия Имя ученика

оценка

1.



2.



3.



4.




Блины с названиями дней.




Встреча Заигрыш





Лакомка Широкий

четверг




Тёщины Золовкины

Вечерки посиделки




Прощённое

воскресенье




Литература.


  1. Вахрушева Т.В. Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку» Москва «Аквариум» 2001г.

  2. Библиотека «Первого сентября» Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Москва «Первое сентября» 2002г.

  3. Газета «Неделя СК» за 9 февраля 2007г.(№6).

  4. Узорова О.В. Нефёдова Е.А. «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ Премьера 2001г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс

Автор: Науменко Елена Геннадьевна

Дата: 29.08.2014

Номер свидетельства: 113147

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку по теме «Определение» "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "216228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432906831"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "План-конспект по русскому языку "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(42) "plan-konspiekt-po-russkomu-iazyku-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "235370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443695103"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "125730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415037457"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания при однородных членах предложения""
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-znaki-priepinaniia-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "289821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454863016"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-5-klassie-shokoladnyi-tort"
    ["file_id"] => string(6) "131580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166675"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства