Урок русского языка в 10 классе. Тема: Местоимение. Правописание, употребление.
Урок русского языка в 10 классе. Тема: Местоимение. Правописание, употребление.
Повторить и обобщить изученный материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью заданий ЕГЭ разного типа; продолжить знакомить учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и научить редактировать их, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать морально-ценностные чувства сострадания, великодушия, сознательного отношения к языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе. Тема: Местоимение. Правописание, употребление.»
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Местоимение. Правописание, употребление.
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью заданий ЕГЭ разного типа; продолжить знакомить учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и научить редактировать их, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать морально-ценностные чувства сострадания, великодушия, сознательного отношения к языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (комбинированный)
Вид урока: урок-практикум
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Задачи: уметь находить местоимения в тексте; определять разряды местоимений;
закрепить правописание отрицательных и неопределённых местоимений; уметь определять роль местоимений в речи.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные; проблемные; частично-поисковые; исследовательские.
Оборудование: компьютер, презентация.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Ход урока
Эпиграф к уроку «Местоимения – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию» (Реформатский).
(Слово «местоимение» в начале урока закрыто листом бумаги)
1 Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку
Эмоциональный настрой
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
2.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание
Слайд 1. Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях). Задание: вставить пропущенные буквы. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово).
(Учитель зачитывает значения слов, учащиеся их отгадывают) Последним было определено слово "оптимизм". Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!) (Создание ситуации успеха)
РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения
КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту.
АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.
АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.
ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм
- При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? . Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним.
3. Вызов. Создание проблемной ситуации: формулировка учащимися темы и целей урока. Рубрика «Это интересно» В латинском языке ОНО имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть ОНО буквально означает «вместо имени».
- О какой части речи я говорила? Обратите внимание на эпиграф. Какое слово закрыто? Слайд 3. Выборочная работа. Выписать местоимения
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь - звездам!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою, иерей – священник,
Кармен, твоих духов...
Требу - это рекомендуемый размер пожертвования. Показательно, что в полном собрании сочинений А. Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы - только 2. Второе место при таком подсчете у Блока занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой - 9.
- Итак, над чем мы с вами будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока (запись в тетради: Местоимение. Повторение изученного)
- На партах у каждого лежат КИМы. Проанализируйте задание А3, А19, В2, В7
- Скажите, как они связаны с местоимением? Какой трудности они касаются, каких знаний, умений требуют?
- Давайте сформулируем цели урока и задачи (формулировка целей и задач урока учащимися). Слово учителя(проговаривание целей урока учителем)
Итак, главная наша цель - поэтапное устранение орфографических, грамматических, морфологических, речевых трудностей на пути подготовки к ЕГЭ. Цель сегодняшнего урока – обобщить правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений, закрепить умения определять разряд местоимений, избегать ошибок в употреблении местоимений в речи. А задачи - вспомнить изученное ранее, выявить основные трудности, систематизировать знания, закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе.
3. Обобщение и систематизация знаний и умений. Закрепление.
Погружение в тему.
А) Правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений
Запоминалка: кое-, либо-, то-, нибудь- чёрточку не позабудь!
Объяснительный диктант. Кое-что, какой-либо, никто, не в чем, кто-либо, ни с кем, кое над чем, весь-то, нечто. Обратить внимание на некоторые трудности в написании местоимений, на способы различия местоимений от наречий и союзов! (А19) Слайд 4
Слитно
Раздельно
1.Местоимённые наречия
Зачем спешишь? (С какой целью спешишь?)
Сделаем, затем отдохнём. (Потом отдохнём)
Местоимения с предлогами
За чем ты пришёл? (За книгой пришёл)
Спрятался за тем деревом. (За каким деревом?)
2.Союзы (можно заменить союзом, не является членом предложения)
Устал, зато(=но) закончил
Местоимения с частицей (частицу можно опустить, переместить)
Что бы почитать? (Что почитать бы)
Б) Мини-диктант. Определение разряда местоимений. Работа с текстом
1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок?(ПС) Почему?(1) Сострадание - активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг… (По С.Львову)
(Сфера применения - газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях. Стилевые черты: призывность, яркость, эмоциональность, актуальность. Жанры: репортаж, очерк, заметка, интервью, фельетон и др. Языковые средства: обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика.) 2.Какой тип речи преобладает? (рассуждение) К1: формулировка проблемы Связь с жизнью.
-Как воспитать в человеке умение сострадать? Проблема активного сострадания.
К2: комментарий к поставленной проблеме
-В чём заключается актуальность сформулированной проблемы?
-К какой аудитории обращается автор? (молодёжь, среднее поколение, широкая аудитория…)
-Доводы автора убедительны? (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность (Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, автор безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям…)
К3: нахождение авторской позиции Предложение 5, сочувствие должно быть действенным
К4: аргументация Межпредметные связи с литературой, наглядность.
(Ярким примером активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Она без всякого колебания отдаёт подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.)
Коллективная работа. Задание по тексту: найдите в тексте все местоимения и определите разряд Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.
Динамическая пауза Здоровьесбережение
В) Употребление местоимений в речи.Местоимение как средство связи в предложении. (В7) - Какова роль местоимений в речи? Можно ли обойтись в нашей речи без местоимений? (Обратиться к эпиграфу)
(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении, н-р, одного и того же имени существительного. Местоимения может выступать как средство связи в предложении. (В7) Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания
(Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась).
Всегда ли мы правильно употребляем в своей речи местоимения? Задание: прослушайте внимательно отрывок и выпишите ошибки в употреблении местоимений. (А3) Весёлая радионяня – притяжательные местоимения mp3
Предупреждение грамматических ошибок
1.После предлогов у местоимений 3л. появляется Н (у него, к нему, ждать его, послать ему)
2.Формы Р.п. личного мест. 3 л. ЕГО, ЕЁ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности (Услышали его. Услышали его песню)
3.Указательные мест. (ОБ ЭТОМ – О ТОМ, ОБ ЭТОЙ - О ТОЙ)
Г) Местоимение как средство связи в предложении. (В7)
В7. Скажете: таких книг не бывает. Такие книги есть.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
За что бы вы себя могли похвалить? (учащиеся вспоминают, чем занимались на уроке, что получилось лучше, над чем предстоит ещё поработать)
Выставление оценок, комментирование.
5. Домашнее задание: 1гр. – подобрать задания по теме: правописание и употребление местоимений. 2гр. – написать сочинение-рассуждение «Можно ли в речи обойтись без местоимений?» 3гр. – составить тест по теме «Местоимение».
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться». Мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в высшее учебное заведение.
Релаксация: «Букет настроения»(нарисовать вазу на доске).
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше, поаплодировали себе.
Итак, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе понравившийся цветок, если не понравился, пусть он останется на месте, он будет ждать вас до следующего раза.