kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка,

 проведённого в рамках недели педагогического мастерства                                                                                                                                                           в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

учителя Браговой Светланы Вячеславовны

2014 – 2015 учебный год

Технологическая карта урока русского языка                                                                                                                                                           в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Тема

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий». 

Цель

организовать деятельность учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов. Учиться писать мягкий  знак после шипящих на конце наречий. 

Термины и  понятия

Шипящие звуки, наречие, местоимение, существительное, краткое прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

45 мин

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.

Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать  и  корректировать деятельность

Коммуникативные УУД:  участвовать в учебном диалоге и                            строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" »









Технологическая карта урока русского языка,

проведённого в рамках недели педагогического мастерства в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

учителя Браговой Светланы Вячеславовны











2014 – 2015 учебный год



Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»


Тема

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий». 

Цель

организовать деятельность учащихся по знакомству правописания мягкого знака на конце наречий; систематизировать знания по теме: ь на конце слов разных частей речи.

Основное содержание темы


Актуализация знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце у имен существительных, кратких прилагательных, глаголов. Учиться писать мягкий знак после шипящих на конце наречий. 

Термины и понятия

Шипящие звуки, наречие, местоимение, существительное, краткое прилагательное, глагол.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока

45 мин

Планируемый результат

Личностные умения

осознание алгоритма учебного действия; формулирование собственного высказывания, мнения; положительное отношение к процессу познания; применение правила делового сотрудничества.




Метапредметные умения

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнёра.

Предметные умения

изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;

уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Использование пословиц и поговорок.

Герой Домовенок.


Информационный материал

Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.2,

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями

Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -














Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок.

Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

«Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

- Как вы понимаете эти слова?

- А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать?

- Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

Подготовка класса к работе.


- Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.

- Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний.

  1. Откроем тетради и запишем дату нашей встречи.

  2. Чтение скороговорки.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

-Медленно проговорите, отчетливо выделяя каждый звук.(два раза)

-Проговариваем в убыстряющемся темпе.

- Какой звук чаще других слышится в скороговорке?

- Какие ещё звуки относятся к шипящим? ([ ж],[ш],[ч],[щ])

3. Для открытия новых знаний нам понадобятся знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках. Поэтому мы напишем сейчас мини-тест. Отвечаем коротко: «да» или «нет».

Ответ записываем в тетради.

  1. Наречия обозначают признак действия, признак признака, признак предмета.

  2. Наречия в предложении могут быть дополнением.

  3. Наречия в словосочетании связаны по смыслу.

  4. Наречия могут быть связаны с местоимением.

  5. Наречия в предложении могут быть определением.

  6. Наречие – это слова, которые изменяются.

  7. Наречия могут быть образованы с помощью суффиксов.

  8. Наречия отвечают на вопросы: куда? откуда? где? как? зачем? почему?


Взаимопроверка тетрадей. Ответы на доске.(слайд 2)


1. да. 5. да

2. нет 6. нет

3. да 7. да

4. нет 8. да


- Обобщим всё, что мы знаем о наречии по плану: ( слайд 3)

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Работаем над развитием речи (скороговорки).






Выполнение мини теста. Взаимопроверка по эталону.


















Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.











На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Осуществлять подведение под понятие.


3.Постановка учебной задачи.

Цель этапа: выявить место и причины затруднений

Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока


Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовёнку Кузе.

5. Стук.
Учитель спрашивает:
– Кто бы это мог быть? Да это наш домовенок Кузя. Он хочет что-то нам сказать.
Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, "пахнет знаниями”! Я домовенок Кузя!  У меня к вам серьёзное дело. Понимаете, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотрите, как бы ошибок не было. Все-таки документ.
На экране появляется заявление Кузи.

Заявление.

Заявляю, что как только ноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

-Исправляем, помогаем Кузе.

Учитель:  А остальные слова? Сплош, невмоч, точь-в-точь, навзнич, проч. Итак, что же получается?  Мы не можем помочь Кузе?

– Полностью не можем. У нас остались наречия.Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих у существительных, прилагательных, глаголах. Заполненеие кластера (слайд)

.












Выступает ученица в роли Домовенка





– Ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.
– Врач и луж – тоже существительные, эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.
– Хорош – краткое прилагательное, оно пишется без ь.
– Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока









Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемыПознавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения. А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.


В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.

На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Учитель:  Какой будет тема урока?

На экране высвечивается тема урока.

"МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ”

Учитель:  Определите цель нашего урока . (Слайд 5)


- На какие вопросы предстоит ответить?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

III «Открытие детьми нового знания»

- Какие есть пути решения всех этих задач?

Работаем в группах

Первая группа

Соберите и объясните пословицы

  1. Матушка рожь – кормит всех сплошь.

  2. Землю вскачь не пашут.

  3. Для дорогого гостя и ворота настежь.

  4. Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.

Выпишите наречия с шипящим на конце.

Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.


Вывод: в наречиях после шипящих (каких?) _____________________ _______________________ .


Вторая группа

Подберите наречия по смыслу

1) упасть …

открыть ….

бить …

забыть …

(Слова для справок: наотмашь, прочь, вскачь, замуж, настежь, сплошь, напрочь, навзничь)

Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.


Вывод: в наречиях после шипящих (каких?) _____________________ _______________________ .



Третья группа

Отгадайте загадки-шутки

  1. Какая змея наречием бывает? (кобра, уж, гадюка)

  2. Куда девушка выходит, становясь взрослой? (на улицу, замуж, на дорогу)

  3. Замените наречием: очень, очень хочется и побыстрей (невтерпёж, сплошь, вскачь)


Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.


Вывод: в наречиях после шипящих (каких?) _____________________ _______________________ .


- Как же пишутся наречия с шипящим на конце?

- Наши мнения разделились. Возникла проблема.

-Где мы можем узнать, как пишутся наречия? (в учебнике)

- Прочитаем правило на странице 69. Сделайте вывод о правописании наречий с шипящим на конце. Закончим заполнение кластера.

- Как не ошибиться в правописании наречий с шипящим на конце? Давайте составим алгоритм.

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить правило и исключения.


рифмовка с наречиями-исключениями:


Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь,

Кроме трёх слов:

Уж, замуж, невтерпёж.

Заполнение кластера





–Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречия.



- Научиться правильно, писать наречия с шипящими на конце.

-Всегда ли в наречиях с шипящими на конце пишется мягкий знак? Есть ли исключения?




Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)




Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.

























Выступление каждой группы.


Читают вывод, данный в учебнике.




Коллективное составление алгоритма

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.



Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации





5.Первичное закрепление.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях


На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.


1.Так давайте вернемся к просьбе нашего домовенка и уточним правописание ь на конце наречий после шипящих.


2.Выполнение упражнения 1 стр. 69 с комментированием.

(Слайд )


3.Работа в парах, позволило создать ситуацию успеха.


Задание к первому упражнению: вставить на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и прокомментировать свой выбор. (слайд)


Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Объяснение учащихся. (не пашут (как?) вскачь – в наречии вскачь на конце буква шипящего звука [ч'], это слово не исключение, значит, пишется с мягким знаком на конце)


Дети работают в парах. Проверка по эталону.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные–умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

































8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


Самостоятельная работа выполняется каждым учеником индивидуально. Учащимся были предложены разноуровневые карточки. Это позволяет выделить уровни усвоения материала учащимися.

На экран компьютера выведены тексты упражнений.

Каждому ученику раздается карточка (с разными уровневыми заданиями). После выполнения задания школьник самостоятельно проверяет свой ответ и ставит себе оценку. На доске предложены критерии оценивания. Отдельные работы проверяются учителем. Обратная связь осуществляется через поднятие руки.

Карточка № 1

1 уровень

Вставь ь, где это необходимо. Можно получить консультацию учителя.


Ноч… вскач….

Настеж… сплош…

Уж… гараж…

Замуж… тиш…

Проч.. невтерпёж….


Карточка № 2

2 уровень

Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

  1. Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.


Карточка № 3

3 уровень Творческая работа. Вставь в предложение нужное по смыслу слово.


Решил муравьишко отправиться в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал ……………….. . Глядит, ………………… мягкая трава. Пустились ………….… зелёные кузнечики. …………..… открыты ходы в норки землероек. …………….… лиса тут как тут. ……………….… ей полакомиться чем – нибудь вкусненьким.



Проверка самостоятельной работы осуществляется по карточке.

Организует деятельность по применению новых знаний.






Выборочный диктант. Задание. (Выбирать и записывать слова с основой на шипящую, группируя их по частям речи)


На рыбной ловле

1.Был тёплый вечер, на небе не было видно туч.2. Я и мой товарищ отправились на рыбную ловлю.3. Вот мы и на озере, шумит у берега высокий камыш.4.На лодке мы добрались до середины озера, и скоро моей первой добычей стал лещ.5. «Утешься, скоро и ты поймаешь», говорил я приятелю.6.Клёв рыбы в этот вечер был особенно хорош.7. Между тем надвигалась ночь. 8. Воздух стал свеж. 10. Здесь берег сплошь зарос камышом.11. Мы решили разжечь костёр, крупную рыбу испечь, а из остальной сварить уху.





Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.







На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.


7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Научить школьников:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

оценивать результат учебной деятельности

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (слайд )

- Со всеми поставленными задачами вы справились?

- Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

- При работе над этой же темой, какие задачи вы еще можете поставить перед собой?


Домашнее задание по выбору.

  • 1.Составить текст для диктанта, употребив наречия с шипящими на конце слов.

  • 2. Составить текст для диктанта, употребив слова разных частей речи с шипящими на конце.

  • 3.Рабочая тетрадь №2 Упражнение №1 с.19-20

  • 4.Подумать над темой учебного проекта по теме «Наречие».


Оценочный лист

Ф.И.

  1. Мини-тест

  1. Работа в группе

  1. Упр. 1 стр 69

  1. Работа в паре

  1. Диктант

6.Самост. работа











Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия



Научиться безошибочно писать наречия с шипящим на конце, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить наречия-исключения).

.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.








 

 

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Брагова Светлана Вячеславовна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 219948

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства