Русский язык 5 класс Урок № 10 Дата ________
Тема: Местоимение. Предлог. Союз.
Цели: закрепить и систематизировать знания о местоимении и служебных частях речи; сформировать навыки правописания служебных частей речи.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: информационно-развивающий, творчески-репродуктивный
Оборудование: рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Проверка домашнего задания
Учитель выборочно проверяет домашнее сочинение у 2-3 учащихся (работы зачитываются классу, обсуждаются). Остальные сдают тетради ни проверку.
Контрольный словарный диктант.
Рассчитать, расчет, парашют, солнце, везде, жюри, тренироваться, тренер, брошюра, адъютант, подъезд, рюкзак, трясина, известный, счастливый.
ΙII. Изучение нового материала
1. Беседа по теме «Местоимение»
- Ребята, прочтите текст, записанный на доске.
Даурен сегодня не пришел в школу. Даурен заболел. У него болит горло. Вместе с Дауреном дома его мама.
- Нравится ли нам этот текст?
- Почему нельзя подобным образом строить текст?
- Как Можно сделать его более привлекательным для слуха? Правильно, заменить в некоторых предложениях имя мальчика местоимением. Давайте отредактируем текст.
Даурен сегодня не пришел в школу. Он заболел. У него болит горло. Вместе с Дауреном дома его мама.
- Так какую роль играют и нашей речи местоимения?
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 38 и 39 на стр. 14 Рабочей тетради. Запиши местоимения.
л., ед. ч., и. п. -
3 л., ед. ч., м. р., р. п. -
3 л., ед. ч., ср. р., и. п. -
л., ед. ч., п. п. -
2 л., мн. ч., п. п. -
1 л., ед. ч., д. п. -
л., мн. ч., д. п. -
л., ед. ч., р. п. -
Найди грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Запиши правильный вариант.
Ихний ребенок много читает.
У ней хорошее воспитание.
У ее много проблем.
Мы пошли к им в гости.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Физкультминутка. (По усмотрению учителя.)
Беседа по теме «Предлог».
- Чтобы отличить предлог от приставки, нужно помнить, что... (Учащиеся вместе с учителем вспоминают изученное о предлоге.)
1. Предлог - часть речи, а приставка - часть слова.
2. Между предлогом и следующим словом можно вставить прилагательное или местоимение: при (нашей) школе, но при(?)школьный участок.
3. Если слово поставить в им. п., предлог исчезает, а приставка остается: при школе - школа; пришкольным - пришкольный
4. Предлоги пишутся обычно перед существительными и местоимениями, с глаголами предлоги не употребляются.
Тренировочные упражнения.
Учащиеся выполняют упр. 68 на стр. 19 учебника.
Учащиеся выполняют упр. 40 на стр. 14 Рабочей тетради. Вставь нужный предлог.
Шел восьмой час, когда ученик:
вышел дому;
сошел крыльца;
пошел дорожке;
зашел двор;
подошел воротам;
отошел газетного киоска;
дошел остановки;
вошел трамвай.
Беседа по теме «Союз».
Запишите предложение. Найдите в нем союзы.
Богата и щедра земля Казахстана, и все народы на ней живут в мире и согласии.
- Какую роль играет союз и в данном предложении?
Является ли союз самостоятельной частью речи?
Имеет ли он лексическое значение и является ли членом предложения?
Тренировочные упражнения.
Учищиеся выполняют упр. 70 на стр. 19 учебника.
Домашнее задание
1. §§ 8.9.
2. Упражнение 69 на стр. 19.