Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение».
Цель: 1. Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; совершенствовать навыки определения морфологических признаков местоимения; повторить основные орфограммы, связанные с правописанием местоимений;
2. Развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи, толерантность.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
-Ребята, какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Чему учат сказки?
Сейчас вам предстоит работа над выборочным диктантом. Я читаю предложения из сказок Пушкина, вы выписываете местоимения и объясняете их правописание.
XIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание: упр.5 стр.103
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 8 классе »
Русский язык в 8 классе
Учитель русского языка и литературы
средней школы №68 г. Астана
Дуйсенбаева Динара Куандыковна
Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение».
Цель: 1. Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; совершенствовать навыки определения морфологических признаков местоимения; повторить основные орфограммы, связанные с правописанием местоимений; 2. Развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи, толерантность.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
I.Оргмомент (Приветствие учащихся и гостей, психологический настрой к уроку). - Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко! Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок. -Ребята, начиная с 6 класса, вы изучали тему «Местоимение».
II. Повторение изученного материала.
Давайте с вами вспомним с помощью кластера (Слайд «№ 1)
часть речи разряды отличие от других частей речи
не склоняются МЕСТОИМЕНИЕ
правописание неопределенных местоимений
Нет именительного падежа правописание отрицательных местоимений
1.Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) 2,Так чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного? (Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает). 3.Какие местоимения не склоняются? (Некто, каков, таков). 4.У каких местоимений нет именительного падежа? (У возвратного местоимения «себя»). 5.Какие местоимения пишутся через дефис? (Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь,что-либо, кое-как) 6.Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый. (В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно). 7.Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не? (Ни – без ударения, не – под ударением (никто, нечего). 8.В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? (Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем).
III.Проверка домашнего задания
Упражнение 6 стр.99. Определить написание отрицательных местоимений и какими членами предложения они являются?
IV. Работа с таблицей.
Теперь мы посмотрим на доску, где вы видите таблицу «Разряды местоимений». Вторая колонка с примерами пуста. Вам необходимо перечертить эту таблицу в тетрадь. Далее я буду читать вам предложения, из которых вы должны будете выписывать местоимения в колонку с нужным разрядом. Потом мы откроем вторую половину таблицы и дополним ваши таблицы недостающими примерами. (слайд № 2)
Разряд
Пример
Личные
Я, ты, он, она
Возвратное
Себя
Вопросительные
Что
Относительные
Что
Неопределенные
Кто-то
Отрицательные
Ничего
Притяжательные
Их,своя
Указательные
Тот, та
Определительные
Всякий
1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка) Тот, та – указательные местоимения; 2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский) Я, ты, он, она - личные местоимения; 3) Счастье или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева) Ничего – отрицательное местоимение; 4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка) Свет чей? – их (притяжательное местоимение); 5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин) Себя – возвратное местоимение. 6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин) Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного. 7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский) Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса. 8) Всякому зерну своя борозда (Пословица). Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное. 9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок) Кто-то – неопределенное. - Молодцы, ребята. Теперь давайте посмотрим на 2 колонку нашей таблицы. Выпишите себе те местоимения, которых нет у вас в тетрадях.
V. Работа с текстом.
Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству двух замечательных людей. Каких вы думаете? Почему именно их произведения я взяла за основу наших практических работ? (слайд №3) Велико творчество Абая. И есть среди его произведений поистине уникальное. «Слова назидания». Все слова этой книги можно сгруппировать вокруг нескольких тем, одна из которых – это рассуждения и наставления Абая об образовании, знании и воспитании. Одно из этих слов я предлагаю для практической работы. (Слайд № 4-5)
Задание 1 группы: Прочитать отрывок, выписать все местоимения и определить разряд.
Разница между умными и глупыми людьми представляется мне своеобразным мерилом для сопоставления противоречивого. И действительно, умный человек стремится познать окружающий мир и принести пользу людям: уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти. Он постоянно увлечён и ищет в жизни удивительное, необычное, и дни его поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни. … Он не жалеет о своём прошлом. Глупый же не найдёт своего места в жизни. Он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не задумывается над этим. … И однажды, слишком поздно, замечает – время согнуло его, лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием. Из «Слов назидания» Абая
Задание 2 группы: Следующий отрывок из стихотворения приблизит нас к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. Выписать местоимения и определить их непостоянные признаки( падеж и число).
Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да крутит по сторонам.
VI. Игра «Угадай-ка».
- А сейчас я предлагаю вам поиграть. Правила просты. Перед вами таблица. Игрок каждой команды открывает любую из клеток в таблице. Вы увидите спрятанное местоимение, задача игрока определить разряд, лицо, число и падеж , а еще составить с этим местоимением предложение.
- На кого указывает это местоимение в составленном тобой предложении?
(предложения записываются в тетрадь)
( слайд №6)
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
тот
О них
ему
Кого-то
нами
мой
никакого
некоторого
который
самым
собой
Об этом
Тот- указательное, ед.ч., И.п.
О них- личное, 3 лицо, мн.ч. П.п.
Мой- притяжательный, ед. ч., И.П.
Ему- личное,3 лицо, ед. ч., Д.п.
Кого-то – неопределенное, ед.ч. Р.п.
Нами- личное, 1 лицо, множ.ч. Т.п.
Собой- возвратное, ед.ч., Т.п.
Который -вопросительное, ед.ч., И.п.
Никакого- отрицательное, ед.ч., Р.п.
Некоторого –неопределенное, ед.ч., Р.п.
Самым- определительное, ед.ч, Т.п.
Об этом- указательное, ед. ч. П.п.
VII. Просклоняйте местоимения: несколько, кто-нибудь, что-либо, некоторый.
Задания выполняются на доске. От каждой команды выходят 2 ученика.
И.П. Несколько Кто-нибудь Что-либо Некоторый Р.П. Нескольких Кого-нибудь Чего-либо Некоторого Д.П. Нескольким Кому-нибудь Чему-либо Некоторому В.П. Несколько Кого-нибудь Что-либо Некоторого Т.П. Несколькими Кем-нибудь Чем-либо Некоторым П.П. О нескольких О ком-нибудь О чем-либо О некотором
VIII. А теперь так называемаямыслительная гимнастика.( слайд №7) а)Какие два местоимения мешают движению на дороге? (ямы)
б)Сколько личных местоимений в слове “семья”? (семь) в)1 слог – личное местоимение, 2 – это суффикс в словах “сварщик”, “барабанщик”, а вместе – вместилище для чего-нибудь? (ящик) г)1 слог – личное местоимение, 2 – то же, что и несчастье. Вместе – мелкая клевета (ябеда). д)Когда можно сказать о руках что они чистые (вы-мы-ты) е) Какое местоимение требует чистоты? Мой
ж) 1слог- личное местоимение 2-го лица. 2 звук, который издает лягушка.( Тыква) з) В каком местоимении два звука, а одна буква? ( Я) и) За какое личное местоимение надо спрятать букву « Ц» , чтобы получилось название животного ( Заяц)
к) Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (Я)
IX. Релакспауза. ( 5 минут) ( Слайд №8 природа)
- Молодцы, вы справились с заданием. А теперь отдохнем под звуки природы. - Встаньте из- за столов поднимите руки вверх, потянитесь, выполните круговые движения руками, повороты в сторону. Закройте глаза и сядьте как вам удобно.
«На поляне»
Представьте себе поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук… Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
X. Выборочный диктант
-Ребята, какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Чему учат сказки? Сейчас вам предстоит работа над выборочным диктантом. Я читаю предложения из сказок Пушкина, вы выписываете местоимения и объясняете их правописание.
1. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (Неопределенное И.п.)
2. Видит девица, что тут Люди добрые живут… Никого меж тем не видно (отрицательное р.п.)
3. Пригрожу сама я псу И кое-что тебе снесу…. (неопределенное И.п.)
4. Нами ты была любима (личное И.п.) И для милого хранима – не досталась никому, (отрицательное Д.п.) только гробу одному.
5. Гроб качается хрустальный На цепях между столбов Не видать ничьих следов…(отрицательное Р.п.)
6. Свадьбу тотчас учинили И с невестою своей (притяжательноеТ.п.) Обвенчался Елисей; И никто с начала мира (отрицательное И.п.) Не видал такого пира.
7. Не хочу я ничего! (отрицательное Р.п.) Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу!
8. И кто-то в дымной глубине (неопределенное) Взвился чернее мглы туманной…
9. Ещё ничей в его обитель (отрицательное И.п) Не проникал доныне взор…
10. На склоне тёмных берегов Какой-то речки безымянной, (неопределенное И.п.) В прохладном сумраке лесов, Стоял поникшей хаты кров…
XI.Самостоятельная работа.
Упражнение 4 стр. 102. Выбрать местоимения, которые могут употребляться с данными глаголами.
XII. Интерактивный метод «ПРЕСС»
Детям предлагается клише для высказывания на тему: «Местоимения в нашей речи нужны» (Слайд №9) 1. Я считаю, что…(высказывание собственной точки зрения) 2. Так как…(обоснование своей мысли) 3. Например…(примеры и аргументы для своей точки зрения) 4. Итак…(обобщение, вывод)]
Каждая группа выступает по отдельности. Оценивает выступление противоположная команда по методу «Светофор». (слайд «10)
XIII. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое местоимение. Давайте проговорим все, что было сказано на уроке. Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое местоимение, на какие разряды оно делится, морфологические признаки, потренировались на конкретных примерах.
Оценки соей команде выставляет капитан команды на оценочные листы + баллы поставленные другой командой.
За дополнительное задание отдельным учащимся ставит баллы учитель. Суммирование всех баллов