Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе на тему "Местоимение. Повторение"»
Русский язык
Класс 10 а
11.02.2022г.
Тема нашего урока "Местоимение". Запишите её в тетрадь.
Мир местоимений чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.
О местоимениях очень много высказываний, например,
«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».
А.Реформатский.
Местоименные слова в языках независимо от их появления - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота.
Местоиме́ние (лат. pronomen) — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное и числительное. Европейская грамматическая традиция, восходящая к античности, рассматривает местоимение как одну из частей речи; эта трактовка местоимения сохраняется и в академических грамматиках (например, латинского и греческого языков).
Разряды местоимений
Запоминалка: кое-, либо-, то-, нибудь- чёрточку не позабудь!
Объяснительный диктант. Кое-что, какой-либо, никто, не в чем, кто-либо, ни с кем, кое над чем, весь-то, нечто. Обратить внимание на некоторые трудности в написании местоимений, на способы различия местоимений от наречий и союзов!
Правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений
Запоминалка: кое-, либо-, то-, нибудь- чёрточку не позабудь!
Объяснительный диктант. Кое-что, какой-либо, никто, не в чем, кто-либо, ни с кем, кое над чем, весь-то, нечто. Обратить внимание на некоторые трудности в написании местоимений, на способы различия местоимений от наречий и союзов! (А19) Слайд 4
Слитно
Раздельно
1.Местоимённые наречия
Зачем спешишь? (С какой целью спешишь?)
Сделаем, затем отдохнём. (Потом отдохнём)
Местоимения с предлогами
За чем ты пришёл? (За книгой пришёл)
Спрятался за тем деревом. (За каким деревом?)
2.Союзы (можно заменить союзом, не является членом предложения)
Устал, зато(=но) закончил
Местоимения с частицей (частицу можно опустить, переместить)
Что бы почитать? (Что почитать бы)
Употребление местоимений в речи.Местоимение как средство связи в предложении.
Какова роль местоимений в речи? Можно ли обойтись в нашей речи без местоимений? (Обратиться к эпиграфу)
(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении, н-р, одного и того же имени существительного. Местоимения может выступать как средство связи в предложении. (В7) Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания
(Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась).
Всегда ли мы правильно употребляем в своей речи местоимения?
ЗАДАНИЕ . Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.
1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.
Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.
Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.
Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.
Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.
Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.
2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.
Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.
(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.
(Не-ни) что иное ее не интересовало.
Учитель. Выполняя следующее задание, вы столкнетесь со случаями возникновения функциональных омонимов. Следует помнить, что функциональные омонимы – этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они различаются грамматическим значением, морфологическими исинтаксическими признаками.
ЗАДАНИЕ . Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то).
Он все еще сидит дома.
Все очарование человека заключается в его улыбке.
Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).
Ты все пела, это дело. (И. Крылов).
То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова).
Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.
– Послушайте, барышня-графинюшка, - приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. (Л. Толстой).
Домашняя работа.
1. — Составьте словосочетания или предложения с данными словами и выражениями.
Потому – по тому, поэтому – по этому, затем – за тем, зато – за то.