Цель: − обобщить и систематизировать знания детей по теме «Местоимение».
− способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи, развивать речь, творческое воображение учащихся.
− воспитывать коллективизм, взаимовыручку, коммуникативные навыки при работе в группе, уважительное отношение друг к другу.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: организация упражнений по изучению и применению знаний, беседа, устный опрос, групповая работа
Оборудование: компьютер, раздаточный материал.
План урока
I. Мотивационно – целевой этап:
− Эмоциональный настрой
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
«Видеть вас мы очень рады!»
Прямо встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Ноги вместе, спинки прямо-
Поработаем на славу!
Пожелаем удачи друг другу.
(Хлопки в ладоши с соседом)
− Сегодня ребята, урок русского языка у нас пройдёт в необычной для вас форме. На уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по стране «Словознайкина». Жители этой страны приготовили для нас интересные задания. Как вы думаете, что нас ждет в этой стране? Конечно новые открытия! Давайте возьмем с собой внимание, воображение, наблюдательность, умение работать друг с другом. Они нам очень пригодятся! Во время нашего путешествия мы будем повторять, обобщать знания, отдыхать, а в конце путешествия закреплять.
− Деление на группы
− Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать стикер, он поможет выбрать вагон, в котором вы отправитесь сегодня в путешествие
− Актуализация знаний (работа по карточкам)
− Чтобы сделать новые открытия в стране «Словознайка», нам очень пригодятся наши знания: для начала мы займёмся повторением.
− Ребята на прошлых уроках мы с вами повторяли и обобщали знания по каким частям речи?
− Сейчас мне бы хотелось проверить на сколько хорошо вы усвоили эти темы.
Игра «верители вы…?»
1. Верите ли вы, что существительное и прилагательное – это часть нашей речи?
2. Верите ли вы, что прилагательное обозначает действие предмета?
3. Верите ли вы, что имена существительные могут изменяться по числам и падежам?
4. Верите ли вы, что имена прилагательные отвечают на вопрос кто? что?
5.Верите ли вы, что синтаксическая роль прилагательного в предложении – это определение?
Cамопроверка ( на доску вывешивается ключ к самопроверке)
+
-
+
-
+
− Выполнение задания: «найди лишнее слово» (на доске слова)
Доброжелательный, отзывчивый, широкое, она, радостная, пасмурное, мужественный, сладкая,.
− Найдите какое слово лишнее? И почему?
− К какой части речи относится это слово? (местоимение)
− Сообщение темы и цели урока.
− Сегодня мы вспомним, обобщим и закрепим наши знания о местоимении
− Наша задача на уроке повторить понятие о местоимении, научится находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи.
Оформление тетрадей (запись числа, классной работы)
II. Познавательно – обобщающий этап
− Я предлагаю вам игру «Вопрос - ответ».
− Ответы вы записываете у себя в тетрадях, в строчку.
− Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради
Как ты говоришь о себе? (я)
Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)
Замени местоимением. Например: Вася мой друг, Лена моя подруга. (Он, она.)
Какого рода слова он, она? Замени местоимение слово окно (Оно)
Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)
Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)
Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)
Вывод: В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в конце е.) Как называются такие слова? (местоимения)
Физминутка.
Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте)
Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши)
Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте)
Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)
Первичное закрепление. Развитие умений.
−Игра “Лови ошибку”
1. Работа с деформированным текстом на карточках. Работа в группах.
Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением, списать.
Карточка.
После уроков Галя зашла в класс. В классе не было учеников. Галя подошла к доске, написала несколько слов и вышла. В глубине коридора Галя услышала разговор своих подруг. Подруги ждали Галю в коридоре. Галя обрадовалась.
Проверка. (Читают исправленный текст).
− Выборочный слуховой диктант (прослушать песенку и выписать местоимения)
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.
Мы плывём на льдине,
Как на бригантине,
По седым, суровым морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним кораблям
− Составление кластера «местоимение»
III. Рефлексивно – оценочный этап
− О какой часть речи мы говорили на уроке? (о местоимение)
− Почему эта часть речи получила такое название?( указывает на предмет, но не называет его)
Рефлексия Стрекоза и муравей