kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Показательный урок по русскому языку "Понятие о местоимении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  − обобщить и систематизировать знания детей по теме «Местоимение».

           способствовать развитию умения находить местоимения в тексте и правильно         употреблять их в речи, развивать речь, творческое воображение учащихся.

           − воспитывать коллективизм, взаимовыручку, коммуникативные навыки при              работе в группе, уважительное отношение друг к другу.

Тип урока:  комбинированный

Формы работы учащихся: организация упражнений по  изучению и применению знаний, беседа, устный опрос, групповая работа

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

План урока

I. Мотивационно – целевой этап:

Эмоциональный настрой

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

Прямо встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ноги вместе, спинки прямо-

Поработаем на славу!

Пожелаем удачи друг другу.

(Хлопки в ладоши с соседом)

− Сегодня ребята, урок русского языка у нас пройдёт в необычной для вас форме. На уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по стране «Словознайкина». Жители этой страны приготовили для нас интересные задания. Как вы думаете, что нас ждет в этой стране? Конечно новые открытия! Давайте возьмем с собой внимание, воображение, наблюдательность, умение работать друг с другом. Они нам очень пригодятся! Во время нашего путешествия мы будем повторять, обобщать знания, отдыхать, а в конце путешествия закреплять.

Деление на группы

− Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать стикер, он поможет выбрать вагон, в котором вы отправитесь сегодня в путешествие

Актуализация знаний (работа по карточкам)

− Чтобы сделать новые открытия в стране «Словознайка», нам очень пригодятся наши знания: для начала мы займёмся повторением.

− Ребята на прошлых уроках мы с вами повторяли и обобщали знания по каким частям речи?

− Сейчас мне бы хотелось проверить на сколько хорошо вы усвоили эти темы.

Игра «верители вы…?»

1. Верите ли вы, что существительное и прилагательное – это часть нашей речи?

2. Верите ли вы, что прилагательное обозначает действие предмета?

3. Верите ли вы, что имена существительные могут изменяться по числам и падежам?

4. Верите ли вы, что имена прилагательные отвечают на вопрос кто? что?

5.Верите ли вы, что синтаксическая роль прилагательного в предложении – это определение?

Cамопроверка ( на доску вывешивается ключ к самопроверке)

+

-

+

-

+

 

− Выполнение задания: «найди лишнее слово» (на доске слова)

Доброжелательный, отзывчивый, широкое, она, радостная, пасмурное, мужественный, сладкая,.

− Найдите какое слово лишнее? И почему?

− К какой части речи относится это слово? (местоимение)

− Сообщение темы и цели урока.

− Сегодня мы вспомним, обобщим и закрепим наши знания о местоимении

− Наша задача на уроке повторить понятие о местоимении, научится находить местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи.

Оформление тетрадей (запись числа, классной работы)

II. Познавательно – обобщающий этап

− Я предлагаю  вам игру «Вопрос - ответ».

− Ответы вы записываете у себя в тетрадях, в строчку.

− Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради

Как ты говоришь о себе? (я)

Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)

Замени местоимением. Например: Вася мой друг, Лена моя подруга. (Он, она.)

Какого рода слова он, она?  Замени местоимение слово окно (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обра­щаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Вывод: В русском языке есть слова, кото­рые употребляются вместо имен су­ществительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в кон­це е.) Как называются такие слова? (местоимения)                                                                      

Физминутка.

Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Первичное   закрепление. Развитие умений.  

−Игра “Лови ошибку”

  1. Работа   с   деформированным текстом на карточках. Работа в группах.

Задание: восстановить  деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением,  списать.

Карточка.

После уроков Галя зашла в класс. В классе не было учеников. Галя подошла к доске, написала несколько слов и вышла. В глубине коридора Галя услышала разговор своих подруг. Подруги ждали Галю в коридоре. Галя обрадовалась. 

Проверка. (Читают исправленный текст).

− Выборочный слуховой диктант (прослушать песенку и выписать местоимения)

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.
Мы плывём на льдине,
Как на бригантине,
По седым, суровым морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним кораблям

− Составление кластера «местоимение»

III. Рефлексивно – оценочный этап

− О какой часть речи мы говорили  на уроке? (о местоимение)

− Почему эта часть речи получила такое название?( указывает на предмет, но не называет  его)

Рефлексия Стрекоза и муравей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Показательный урок по русскому языку "Понятие о местоимении" »



КГУ « Новопокровская средняя школа»

МО «Нектар»


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

«Путешествие по стране знаний»

(внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов)






Подготовила и провела

учитель начальных классов

Кадырова Н. Р.






2012 – 2013 учебный год

Цель: - расширять кругозор учащихся;

- развивать логическое мышление, стимулировать к познанию нового, развитие инициативности, сообразительности, находчивости;

- воспитывать уважение к мнению товарища, умение сотрудничать, сплочение коллектива учащихся через работу в группах.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, почётные грамоты


Ход мероприятия:


  1. Вводная часть. (Слайд 1)

Вся музыка в презентации включается по щелчку.


1. Вступительное слово ведущего.

- Ребята, дорогие гости разрешите вас поприветствовать!

-Желаю всем отличного настроения и удачи!

-Начнём нашу игру.

- Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие в страну Знаний.

- Я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на этом замечательном поезде. По дороге нам встретятся станции, на которых мы сделаем остановки. Но раз это путешествие необычное, то и станции нам встретятся необычные – волшебные. Нам предстоит выполнить все задания и в конце нашего путешествия нас ждёт сюрприз. Все готовы? Ну, тогда в путь! Помашите вашим родителям ручкой.


«Ту-ту!» - наш поезд отправляется. (Имитация движения поезда)


- Мы будем путешествовать по ней очень долго. Надо лишь открыть замок. Для этого нам надо быть очень внимательными. Тогда дверь и откроется.

Я буду задавать вопросы, а вы там, где надо, говорите - Я.


Учитель: Кто любит шоколад?

Дети: Я.

Учитель: Кто любит мармелад?

Дети: Я.

Учитель: Кто любит груши?

Дети: Я.

Учитель: Кто не моет уши?

Дети: Грязнуля.

Учитель: Кто любит апельсин?

Дети: Я.

Учитель: Кто любит мандарин?

Дети: Я.

Учитель: Кто пьёт бензин?

Дети: Машина.

Учитель: Внимание, открываю.



(Слайд 2)

- Теперь дверь в Страну Знаний открыта, И можем отправиться в необычное путешествие.



II. Основная часть.

1. Выбор капитанов команд.


Участвуют учащиеся двух третьих классов.

Жюри: учителя параллельных классов, библиотекарь.


Каждому классу задается по вопросу. Ученик, ответивший первым на вопрос,

становится капитаном команды.



Вопросы задаются по очереди 2 командам.


Вопрос 3. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно любопытные. Покажите их. (уши) (Слайд 3)

Вопрос 4. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Покажите его. (нос) (Слайд 4)


- Итак, капитаны есть. Продолжаем игру.


2. Отборочный тур.

Капитаны тянут жребий, чей класс первый отвечает на вопросы.


По итогам отборочного тура формируются 2 команды по 6 человек, участники рассаживаются за столы.


Командам по очереди задаются вопросы, побеждает та команда, которая ответила первой на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 2 балла. Если отвечает на вопросы команды-соперницы – 3 балла.


Разминка

Вопросы для одного класса:

1.Катался мячом, пока не стал носком? (клубок)

2.В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («12 месяцев»)

3.Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

4.Замени данное словосочетание близким по значению глаголом «считать ворон» (отвлекаться)

5.Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько всего времени сыграл каждый игрок? (4 часа)

6.Как зовут внучку Деда Мороза (Снегурочка)

7.Много – люди, один – это … (человек)

8.Ответь на вопрос пословицей или поговоркой. Чего не утаишь в мешке?(Шила в мешке не утаишь)

9.Какой фразой заканчивается письмо? (до свидания)

10.Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (спереди)


Вопросы для другого класса:

1.Не летает, не поет, а клюет? (рыба)

2.Маленькие лапки, а в лапках царапки? (кошка)

3.Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)

4.Человек, который живет рядом? (сосед)

5.Насекомое, дающее мед? (пчела)

6. Замени данное словосочетание близким по значению глаголом «бить баклуши» (бездельничать)

7.Место, где растут овощи? (огород)

8.Малина, черника, крыжовник – это … (ягода)

9. На что похожа половина яблока? (на вторую половину)

10.Стоящий на остановке троллейбус или автобус обходят сзади или спереди? (сзади)



А теперь я хочу вручить письмо от Незнайки. Незнайка допустил так много ошибок. Давайте пожжем найти эти ошибки.


Найдите ошибки в тексте.

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была улеса. Утром я пошел на речьку. Над водой кружылис чяйки я поймал щюкуидвалещя.




Задания для зрителей

  • У чего нельзя найти ни начала, ни конца? (у круга)

  • Как назвать 5 дней недели подряд, не говоря их названий? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  • Из какой посуды ничего нельзя поесть? (из пустой)

  • На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое)

  • Игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что от упал со стола. (Чебурашка)

  • С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, а можно даже убить самого страшного героя русских сказок. (игла)

  • Кто из обитателей болота стал женой царевича? (лягушка)

  • Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди? (Иванушка)

  • У какого слона нет хобота? (шахматного)

  • Какое крыло без перьев? (самолета)

  • Что случилось 31 февраля? (такого дня нет)

  • Водитель машины? (шофер)

  • Напиток белого цвета, полезный для здоровья детей и взрослых? (молоко


Музыкальная пауза (Слайд 8)

Игра- танец «Если весело живётся, то делай так». Участвуют все.


Если весело живётся

Хлопай так! (хлоп-хлоп)

Если весело живётся

Хлопай так! (хлоп-хлоп)

Если весело живётся

Мы друг другу улыбнёмся

Если весело живётся

Хлопай так! (хлоп-хлоп)


Если весело живётся

Делай так! (бум-бум)

Если весело живётся

Делай так! (бум-бум)

Если весело живётся

Мы друг другу улыбнёмся

Если весело живётся

Делай так! (бум-бум)


Если весело живётся

Шлёпай так! (шлёп-шлёп)

Если весело живётся

Шлёпай так! (шлёп-шлёп)

Если весело живётся

Мы друг другу улыбнёмся

Если весело живётся

Шлёпай так! (шлёп-шлёп)


Если весело живётся

Топай так! (топ-топ)

Если весело живётся

Топай так! (топ-топ)

Если весело живётся

Мы друг другу улыбнёмся

Если весело живётся

Топай так! (топ-топ)

Если весело живётся

Делай всё! (хлоп-хлоп) (бум-бум) (шлёп-шлёп) (топ-топ)

Если весело живётся

Делай всё! (хлоп-хлоп) (бум-бум) (шлёп-шлёп) (топ-топ)

Если весело живётся

Мы друг другу улыбнёмся

Если весело живётся

Делай всё! (хлоп-хлоп) (бум-бум) (шлёп-шлёп) (топ-топ)


Турнир знатоков состоит из следующих разделов:

  • Калейдоскоп сказок

  • Музыкальный ринг

  • Математическая тропинка

  • Цветочный рай

  • Ребусы


В каждом разделе по два вопроса, которые оцениваются так за каждый правильный ответ команда зарабатывает 2 балла. Если отвечает на вопросы команды-соперницы – 3 балла.


Подсчёт набранных баллов ведёт жюри.

Сегодня мя будем играть под девизом «Улыбнись!»


Итак, начинаем наш турнир.

  1. Игра

  • Калейдоскоп сказок

Вашему вниманию будет представлена иллюстрация по сказке. Необходимо угадать, как называется эта сказка и кто её автор. В случае, если участники предложат только вариант автора или названия, количество баллов уменьшается в половину.


  • Музыкальный ринг

Прозвучит музыкальный фрагмент известной детской песня. Ваша задача узнать не только, что это за песня, но и дружно пропеть несколько строк.


Новогодняя песня из мультфильма «Ну, погоди!»

Расскажи, Снегурочка, где была?

Расскажи-ка милая как дела?

За тобой я бегала, Дед Мороз,

Пролила немало я горьких слез.

Песня «Голубой вагон»

Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди.



  • Математическая тропинка

Здесь в неведомых лабиринтах математики вас ждут вопросы на смекалку.


На сколько частей разделили отрезок, если на нём поставили три точки?

(На четыре части)


Сидят кошки, против каждой кошки – две кошки. Много ли этих кошек?

(Три кошки)


  • Цветочный рай

Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни, без их красоты беднее становится наша жизнь. А знаете ли Вы названия цветов?


Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)


Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок –

И остался стебелёк.

(Одуванчик)


  • Ребусы

Думаю, вам будет интересен этот конкурс. Ведь нет ничего лучше, чем пытаться разгадать таинственно зашифрованное слово.


(Аист)

(Серёжа)


  1. Подведение итогов.

Вот и подошёл к завершению наше путешествие по старее Знаний. Мы ждём решения нашего жюри. Какая команда сегодня оказалась чуть впереди других? А пока жюри работает, мы с вами споём очень хорошую песню про улыбку и дружбу, ведь сегодня мы потрудились на славу под девизом «Улыбнись!»


Исполняется песня «Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.)


  1. Награждение победителей и призёров.

Жюри объявляет результаты. Победитель получает грамоту. Всем участникам вручаются сладкие призы.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Показательный урок по русскому языку "Понятие о местоимении"

Автор: Кадырова Надия Рашитовна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 170975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Показательный урок по русскому языку по теме "Грамматическая основа предложения.Предложения распространённые и нераспространённые. "
    ["seo_title"] => string(148) "pokazatiel-nyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-priedlozhieniia-rasprostranionnyie-i-nierasprostranionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "200283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства