Конспект урока русского языка в 1 классе: «Ударение».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята! У нас сегодня гости, они пришли посмотреть, как у нас с вами проходят занятия. Поздороваемся с ними.
Повторение правил посадки. Руки? - на месте. Ноги? - на месте. Локти? - у края. Спинка? - прямая.
2. Этап мотивации к уроку.
Ребята, сегодня к нам на уроке гость. Для этого вспомните, как мы рисуем звёздочку, (слайд 1)
Это ВОЛШЕБНИК-УДАРЕНИЕ! (слайд 2) Что такое ударение?
-А почему ударение волшебное? Для чего нужно ударение?
- Оно приглашает нас сегодня на экскурсию, чтобы открыть нам свои секреты.
3. Актуализация знаний
Куда же мы отправимся узнаете, ответив на вопросы УДАРЕНИЯ. -Сколько букв в русском алфавите?
- На какие группы их можно разделить?
- Что такое слог?
- Как узнать сколько слогов в слове?
- Как называется слог, который звучит громче других? Молодцы! Куда же мы отправимся? (слайд 3)
ЗООПАРК
Клип «Зоопарк».
4. Чистописание.
-На какие звуки падает ударение?
-Назовите гласные буквы в этом слове. Запишем их.
5. Работа по теме.
1. Работа в паре.
Поставьте ударения в словах. А теперь прочитаем ударные слоги. Какое слово получилось?(Раздать звёздочки - билеты) (слайд 4)
2. Смыслоразличительная роль ударения.
- Итак, мы вместе с ударением отправляемся в зоопарк.
- Но посмотрите - ворота зоопарка закрыты. Что весит на воротах?(замок) Что такое замок? Разделим на слоги, поставим ударение, (слайд 5)
-Как мы попадем в зоопарк? Попросим ударение нам помочь.
-Какое слово получится?( замок)
Что такое замок? (слайд 6)
Что нам помогло изменить слово?
Разделим на слоги, поставим ударение.
Что вы можете сказать о буквенном составе ( ), слоговой структуре этого слова? ()
А поменялся ли его смысл? Отчего? ()
Какие вы у меня молодцы!
-Допишите нужное слово и обозначьте ударение (слайд 7) На горе стоит. На двери висит. (Проверка)
- Что меняет смысл этих слов?
-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ. Вы ещё много о них узнаете.
6. Физминутка (слайд 8)
4) Ударение в односложных словах.
-Делая нашу физминутку, мы совсем забыли об экскурсии в зоопарк и новых секретах Ударения. Но ударение ждёт нас у первых вольеров. Оно загадает нам загадки. Если разгадаем верно, то увидим животных. Слова-отгадки будем записывать в столбик.
(На доске: 1 столбик - изображения животных, 2 столбик - слова отгадки, 3 столбик изображения детёнышей, 4 столбик названия детёнышей животных. В тетрадях один столбик слов - названия животных.)
Хищник полосатый,
Рыжий и усатый.
На кота похож немножко
И мяукает как кошка, (тигр) (слайд 8)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто он такой? (слон) (слайд 9)
Через море - океан
Плывёт чудо - великан,
А ус во рту прячет, (кит) (слайд 10)
- Можно ли разделить эти слова на слоги? Почему?
- А нужно ли ставить ударение?
- Какой вывод можно сделать? (Если слово состоит из одного слога, ударение не ставится.) - (слайд 11)
5) Ударение в словах с «ё».(слайд 12)
- Ну а Ударение приглашает нас дальше. Знаете, ведь оно остановилось в самом интересном месте зоопарка. Это место называется «Детская площадка». Кто здесь находится? (Детёныши животных)
(На доске третий столбик - изображения детёнышей животных.)
- Давайте назовём, кто это, названия запишем в тетрадь.
(На доске четвёртый столбик - названия детёнышей животных, в тетрадях -второй столбик.)
тигр тигрёнок
слон слонёнок
кит китёнок
- Что общего у слов второго столбика? (Сколько слогов?)
- Определите ударный слог в каждом слове.
- Какой вывод мы можем сделать? (Буква «ё» всегда ударная.)
- Послушайте стихотворение о букве «Ё». (Читают два ученика по ролям).
Расскажи-ка, буква Ё, Как твоё житьё-бытьё? Буква Ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт. Я ударная всегда. Ой-ёй-ёй.
Вот это да!
6) Самостоятельная работа. Поставьте ударение,
Белка, аист, лебеди, утка лиса, кабан, енот ворона, крокодил, барсуки. Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог, на второй, на третий. Молодцы! Со всеми задания справились
7.Итог
- Понравилась вам экскурсия?
- А с какими своими секретами вас познакомило Ударение?
(ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова)
3. Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог:
Кружки — кружки, полки - полки, заплачу — заплачу, хлопок - хлопок, пропасть- пропасть, пары — пары, дорога - дорога.
8. Рефлексия.
Поблагодарим Ударение за интересную экскурсию. Если вы хорошо работали на уроке, то приклеите свои звёздочк