Автор:Кука Виктория Евгеньевна, МАОУ СОШ №45 г. Калининград
Тема урока: Ударение
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.
2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; умение оценивать результаты деятельности.
3)актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева; электронное приложение к учебнику; компьютер, проектор, экран.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Формы учебной работы: фронтальная форма обучения, групповая форма обучения, индивидуальная форма обучения.
Оборудование.
1.Карточки для работы в группах.
2. Электронное приложение к учебнику
3.Учебник «Русский язык. 1 класс». Автор Л.Ф. Климанова. Изд. «Просвещение», 2012.
4. Словарь ударений, орфографический словарь.
ТСО. Проектор, компьютер.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
- Чему был посвящён наш последний урок?
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с делением слов на слоги и откроем ещё одно новое знание.
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание.)
- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому.)
- Давайте вспомним правило. (Терпение в работе, к другим.)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
- Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого отметьте на полях своё настроение: лицо человечка радостного, грустного, спокойного.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.
- Как вы думаете, чем мы сейчас займемся?
(Повторим то, что нам понадобится для открытия нового знания)
Рассмотрите картинки.
- Составьте модели слов. (Работа с моделями слов крýжки — кружки? на доске и в тетрадях.)
- Я ставлю перед вами критерии, по которому буду оценивать: умение наблюдать и сравнивать.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
- Что интересного вы заметили?
Учитель подводит учеников к выводу: слова по значению различны, но по звуковому составу одинаковы.
- Вот так чудеса, схемы мы с вами составили совершенно одинаковые, а вот слова, к которым они составлены – разные.
- Почему так получается? Сможем ли мы с вами ответить на этот вопрос?
- Что вам помогает различать эти слова по смыслу? (Ударение). Как узнали, куда ставить ударение?
(Установив ударный слог в каждом слове, дети приходят к заключению, что значение слова зависит от места ударения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;
2) согласовать тему урока;
3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- О чём же поговорим сегодня? Назовите тему урока.
(Ударение)
- Давайте поставим цель нашего урока.
(Научиться ставить ударение)
Работа в группах:
- А сейчас поработаем в группах. Какие правила работы в группах вы знаете?
Каждая группа получает задание на карточках.
1 группа: Что такое ударение? Ответ найди в словаре Ожегова.
2 группа: Как найти ударный слог? Поставьте знак ударения над каждым словом.
Заяц, лиса, медведь, овца, баран.
Дети применяют три способа постановки ударения в слове. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п. – зАяц, заЯц).
Второй способ – «позови» слово (зАяц!).
Третий способ - спросить (зАяц?).)
3 группа: В каких случаях знак ударения над словом не ставится? Наблюдения и обобщения помогут вам прийти к решению.
Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог. Что общего заметили?
Берёза, тётя, клён. Дом, лес, кот.
В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?
4 группа: Почему важно правильно ставить знак ударения? Обсудив, запишите ваши ответы. Выберите ответы с доказательством.
ДорОга – дорогА. МелА - мЕла. МоЮ - мОю..
5 группа: Как правильно произносить эти слова? Используй орфоэпический словарь русского языка.
ПортфЕль, хвОя, Искра, спалА, столЯр, щавЕль.
- Ребята, обобщим наши знания: какую роль играет ударение в слове?
Молодцы!
У нас получился плакат – опорная таблица «Ударение». Таблица будет нам помощником на уроках русского языка и литературного чтения.
5. Первичное закрепление.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Сейчас работаем в парах упражнение из рабочей тетради.(стр.35, упр.1)
Работаем на экране по электронному приложению к учебнику. Подбери к картинкам слова.
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
3) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Работа по электронному приложению к учебнику. Помоги сове.
1-ый ряд – 1-ый дуб, 2-ой ряд – 2-ой дуб, 3-ий ряд – 3-ий дуб.
Проверка с экрана.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать повторение способов определения ударения в словах.
Работа с учебником Выполнение упражнения 132. (взаимопроверка)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;
2) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
Что нового вы узнали?
Достигли ли цели урока? Докажите.
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
Если у вас сегодня все получилось, и самостоятельная работа была выполнена без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.
Если открытие вам удалось сделать, и в самостоятельной работе только 1 ошибка – поставьте себя на 2 ступеньку.
Если у вас после урока осталось много вопросов, и в самостоятельной работе 2 и больше ошибок, поставьте себя на 3 ступеньку.
Молодцы, те, кто не побоялся признать, что у него остались вопросы. Ребята, что мы порекомендуем, тем, кто поставил себя на 3 ступеньку?
А остальным не нужно больше тренироваться? (нужно)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.
2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; умение оценивать результаты деятельности.
3)актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева; электронное приложение к учебнику; компьютер, проектор, экран.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Формы учебной работы: фронтальная форма обучения, групповая форма обучения, индивидуальная форма обучения.
Оборудование.
1.Карточки для работы в группах.
2. Электронное приложение к учебнику
3.Учебник «Русский язык. 1 класс». Автор Л.Ф. Климанова. Изд. «Просвещение», 2012.
4. Словарь ударений, орфографический словарь.
ТСО. Проектор, компьютер.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
- Чему был посвящён наш последний урок?
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с делением слов на слоги и откроем ещё одно новое знание.
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание.)
- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому.)
- Давайте вспомним правило. (Терпение в работе, к другим.)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
- Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого отметьте на полях своё настроение: лицо человечка радостного, грустного, спокойного.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.
- Как вы думаете, чем мы сейчас займемся?
(Повторим то, что нам понадобится для открытия нового знания)
Рассмотрите картинки.
- Составьте модели слов. (Работа с моделями слов крýжки — кружки́ на доске и в тетрадях.)
- Я ставлю перед вами критерии, по которому буду оценивать: умение наблюдать и сравнивать.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
- Что интересного вы заметили?
Учитель подводит учеников к выводу: слова по значению различны, но по звуковому составу одинаковы.
- Вот так чудеса, схемы мы с вами составили совершенно одинаковые, а вот слова, к которым они составлены – разные.
- Почему так получается? Сможем ли мы с вами ответить на этот вопрос?
- Что вам помогает различать эти слова по смыслу? (Ударение). Как узнали, куда ставить ударение?
(Установив ударный слог в каждом слове, дети приходят к заключению, что значение слова зависит от места ударения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;
2) согласовать тему урока;
3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- О чём же поговорим сегодня? Назовите тему урока.
(Ударение)
- Давайте поставим цель нашего урока.
(Научиться ставить ударение)
Работа в группах:
- А сейчас поработаем в группах. Какие правила работы в группах вы знаете?
Каждая группа получает задание на карточках.
1 группа: Что такое ударение? Ответ найди в словаре Ожегова.
2 группа: Как найти ударный слог? Поставьте знак ударения над каждым словом.
Заяц, лиса, медведь, овца, баран.
Дети применяют три способа постановки ударения в слове. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п. – зАяц, заЯц).
Второй способ – «позови» слово (зАяц!).
Третий способ - спросить (зАяц?).)
3 группа: В каких случаях знак ударения над словом не ставится? Наблюдения и обобщения помогут вам прийти к решению.
Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог. Что общего заметили?
Берёза, тётя, клён. Дом, лес, кот.
В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?
4 группа: Почему важно правильно ставить знак ударения? Обсудив, запишите ваши ответы. Выберите ответы с доказательством.
ДорОга – дорогА. МелА - мЕла. МоЮ - мОю. .
5 группа: Как правильно произносить эти слова? Используй орфоэпический словарь русского языка.
ПортфЕль, хвОя, Искра, спалА, столЯр, щавЕль.
- Ребята, обобщим наши знания: какую роль играет ударение в слове?
Молодцы!
У нас получился плакат – опорная таблица «Ударение». Таблица будет нам помощником на уроках русского языка и литературного чтения.
5. Первичное закрепление.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Сейчас работаем в парах упражнение из рабочей тетради.(стр.35, упр.1)
Работаем на экране по электронному приложению к учебнику. Подбери к картинкам слова.
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
3) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Работа по электронному приложению к учебнику. Помоги сове.
1-ый ряд – 1-ый дуб, 2-ой ряд – 2-ой дуб, 3-ий ряд – 3-ий дуб.
Проверка с экрана.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать повторение способов определения ударения в словах.
Работа с учебником Выполнение упражнения 132. (взаимопроверка)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;
2) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
Что нового вы узнали?
Достигли ли цели урока? Докажите.
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
Если у вас сегодня все получилось, и самостоятельная работа была выполнена без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.
Если открытие вам удалось сделать, и в самостоятельной работе только 1 ошибка – поставьте себя на 2 ступеньку.
Если у вас после урока осталось много вопросов, и в самостоятельной работе 2 и больше ошибок, поставьте себя на 3 ступеньку.
Молодцы, те, кто не побоялся признать, что у него остались вопросы. Ребята, что мы порекомендуем, тем, кто поставил себя на 3 ступеньку?
А остальным не нужно больше тренироваться? (нужно)
Разделите слова на слоги
и поставьте ударения:
КОНЬ МАЛЫШ ДОМ
ЛИСИЦА ЛЕС КОТ
Разделите слова на слоги
и поставьте ударения:
БЕРЁЗА ЛЕТО ТЁТЯ
КЛЁН ОСИНА КЛЁСТ
В выделенных словах поставить ударение.
Дорога привела нас к деревне.
Эта фотография мне дорога.
На столе лежит кусочек мела.
Девочка мела пол.
Брат взял мою чашку.
Я всегда мою руки перед едой.
Поставьте ударения, в случае затруднения воспользуйтесь словарём.
ЩАВЕЛЬ СТОЛЯР ПОРТФЕЛЬ
ХВОЯ СПАЛА ЗАНЯТА ИСКРА
Ударение – это выделение (слога, слова) силой голоса или повышениемтона.
В словах, где есть
буква Ё, ударение
не ставим.
В словах, с одним
слогом, ударение
не ставим.
Вслучаях затруднения
постановки ударения
пользуемся словарём.
Смысловое ударение.
Дополни предложения
Речь состоит из _________________ .
Предложения состоят из _________ .
Слова состоят из ___________ .
Слоги бывают ______________ и
_______________ .
Слог, который произносится с большей силой голоса ___________ .
Поставить ударение, применяя три способа (позови слово, поменяй ударение, спроси).