kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме: "Ударение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока по русскому языку в 1 классе.

УМК: «Перспектива»

Учебник: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Русский язык»

Класс: 1

Автор:Кука Виктория Евгеньевна, МАОУ СОШ №45 г. Калининград

Тема урока: Ударение

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.

2) содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; умение оценивать результаты деятельности.

3)актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 1 класс, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева;  электронное приложение к учебнику; компьютер, проектор,  экран.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Формы учебной работы: фронтальная форма обучения, групповая  форма обучения, индивидуальная форма обучения.            

Оборудование.

1.Карточки для работы в группах.

2. Электронное приложение к учебнику

3.Учебник «Русский язык. 1 класс». Автор  Л.Ф. Климанова. Изд. «Просвещение», 2012.

4. Словарь ударений, орфографический словарь.

ТСО. Проектор, компьютер.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

- Чему был посвящён наш последний урок?

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с делением слов на слоги  и откроем ещё одно новое знание.

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание.)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому.)

- Давайте вспомним правило.  (Терпение в работе, к  другим.)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

- Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого   отметьте на полях своё настроение: лицо человечка радостного, грустного, спокойного.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать знание о делении на слоги;

2) тренировать умения определять ударный слог

3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;

4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

- Как вы думаете, чем мы сейчас займемся?

(Повторим то, что нам понадобится для открытия нового знания)

Рассмотрите картинки.

   - Составьте модели слов. (Работа с моделями слов крýжки — кружки? на доске и в тетрадях.)

-  Я ставлю перед вами критерии, по которому буду оценивать: умение наблюдать и сравнивать.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

    - Что интересного вы заметили?

Учитель подводит учеников к выводу: слова по значению различны, но по звуковому составу одинаковы.

- Вот так чудеса, схемы мы с вами составили совершенно одинаковые, а вот слова, к  которым  они  составлены – разные.

- Почему так получается? Сможем ли мы с вами ответить на этот вопрос?

- Что вам помогает различать эти слова по смыслу? (Ударение).  Как узнали, куда ставить ударение?

(Установив ударный слог в каждом слове, дети приходят к заключению, что значение слова зависит от места ударения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;

2) согласовать тему урока;

3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;

4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- О чём же поговорим сегодня? Назовите тему урока.

(Ударение)

-  Давайте поставим цель нашего урока.

(Научиться ставить ударение)

Работа в группах:

- А сейчас поработаем в группах. Какие правила работы в группах вы знаете?

Каждая группа получает задание на карточках.

1 группа: Что такое ударение? Ответ найди в словаре Ожегова.

2 группа: Как найти ударный слог? Поставьте знак ударения над каждым словом.

Заяц, лиса, медведь, овца, баран.

Дети применяют три способа постановки ударения в слове. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п. – зАяц, заЯц).

Второй способ – «позови» слово (зАяц!). 

Третий способ  - спросить (зАяц?).)

3 группа: В каких случаях знак ударения над словом не ставится? Наблюдения и обобщения помогут вам прийти к решению.

Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог. Что общего заметили?

Берёза, тётя,  клён. Дом, лес, кот.

В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?

4 группа: Почему важно правильно ставить знак ударения? Обсудив, запишите ваши ответы. Выберите ответы с доказательством.

ДорОга – дорогА. МелА - мЕла. МоЮ - мОю..

5 группа: Как правильно произносить  эти слова?  Используй орфоэпический словарь русского языка.

ПортфЕль, хвОя, Искра, спалА, столЯр, щавЕль.

- Ребята, обобщим наши знания: какую роль играет ударение в слове?

Молодцы!

У нас получился  плакат – опорная таблица «Ударение». Таблица будет нам помощником на уроках русского языка и литературного чтения.

5. Первичное закрепление.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Сейчас работаем в парах упражнение  из рабочей тетради.(стр.35, упр.1)

Работаем на экране  по электронному приложению к учебнику. Подбери к картинкам слова.

6. Физкультминутка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

3) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;

4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Работа по электронному  приложению к учебнику. Помоги сове.

1-ый ряд – 1-ый дуб,            2-ой ряд – 2-ой дуб,              3-ий ряд – 3-ий дуб.

Проверка с экрана.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  1. организовать повторение способов определения ударения в словах.

Работа с учебником Выполнение упражнения 132. (взаимопроверка)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;

2) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  •  Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
  • Что нового вы узнали?
  • Достигли ли цели урока? Докажите.
  • У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
  • Кому не удалось, почему?
  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
  • Если у вас сегодня все получилось, и самостоятельная работа была выполнена без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.
  •  Если открытие вам удалось сделать, и в самостоятельной работе только 1 ошибка – поставьте себя на 2 ступеньку.
  •  Если у вас после урока осталось много вопросов, и в самостоятельной работе 2 и больше ошибок, поставьте себя на 3 ступеньку.
  • Молодцы, те, кто не побоялся признать, что у него остались вопросы. Ребята, что мы порекомендуем, тем, кто поставил себя на 3 ступеньку?
  • А остальным не нужно больше тренироваться? (нужно)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Ударение". »

План – конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе.


УМК: «Перспектива»

Учебник: Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Русский язык»

Класс:1

Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МАОУ СОШ №45 г.Калининград


Тема урока:Ударение


Тип урока:ОНЗ


Основные цели:

1) развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.

2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; умение оценивать результаты деятельности.

3)актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.


Оборудование: учебник «Русский язык» 1 класс, авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева; электронное приложение к учебнику; компьютер, проектор, экран.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Формы учебной работы: фронтальная форма обучения, групповая  форма обучения, индивидуальная форма обучения.            

Оборудование.

1.Карточки для работы в группах.

2. Электронное приложение к учебнику

3.Учебник «Русский язык. 1 класс». Автор Л.Ф. Климанова. Изд. «Просвещение», 2012.

4. Словарь ударений, орфографический словарь.

ТСО. Проектор, компьютер.


Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

- Чему был посвящён наш последний урок?

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с делением слов на слоги и откроем ещё одно новое знание.

- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание.)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому.)

- Давайте вспомним правило. (Терпение в работе, к другим.)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

- Ребята, давайте попытаемся определить, насколько комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого отметьте на полях своё настроение: лицо человечка радостного, грустного, спокойного.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать знание о делении на слоги;

2) тренировать умения определять ударный слог

3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;

4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

- Как вы думаете, чем мы сейчас займемся?

(Повторим то, что нам понадобится для открытия нового знания)

Рассмотрите картинки.

- Составьте модели слов. (Работа с моделями слов крýжки — кружки́ на доске и в тетрадях.)

- Я ставлю перед вами критерии, по которому буду оценивать: умение наблюдать и сравнивать.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

- Что интересного вы заметили?

Учитель подводит учеников к выводу: слова по значению различны, но по звуковому составу одинаковы.

- Вот так чудеса, схемы мы с вами составили совершенно одинаковые, а вот слова, к которым они составлены – разные.

- Почему так получается? Сможем ли мы с вами ответить на этот вопрос?


- Что вам помогает различать эти слова по смыслу? (Ударение). Как узнали, куда ставить ударение?

(Установив ударный слог в каждом слове, дети приходят к заключению, что значение слова зависит от места ударения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;

2) согласовать тему урока;

3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;

4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- О чём же поговорим сегодня? Назовите тему урока.

(Ударение)

- Давайте поставим цель нашего урока.

(Научиться ставить ударение)

Работа в группах:

- А сейчас поработаем в группах. Какие правила работы в группах вы знаете?

Каждая группа получает задание на карточках.

1 группа: Что такое ударение? Ответ найди в словаре Ожегова.

2 группа: Как найти ударный слог? Поставьте знак ударения над каждым словом.

Заяц, лиса, медведь, овца, баран.

Дети применяют три способа постановки ударения в слове. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п. – зАяц, заЯц).

Второй способ – «позови» слово (зАяц!).

Третий способ - спросить (зАяц?).)

3 группа: В каких случаях знак ударения над словом не ставится? Наблюдения и обобщения помогут вам прийти к решению.

Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог. Что общего заметили?

Берёза, тётя, клён. Дом, лес, кот.

В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?

4 группа: Почему важно правильно ставить знак ударения? Обсудив, запишите ваши ответы. Выберите ответы с доказательством.

ДорОга – дорогА. МелА - мЕла. МоЮ - мОю. .

5 группа: Как правильно произносить эти слова? Используй орфоэпический словарь русского языка.

ПортфЕль, хвОя, Искра, спалА, столЯр, щавЕль.

- Ребята, обобщим наши знания: какую роль играет ударение в слове?

Молодцы!

У нас получился плакат – опорная таблица «Ударение». Таблица будет нам помощником на уроках русского языка и литературного чтения.

5. Первичное закрепление.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Сейчас работаем в парах упражнение из рабочей тетради.(стр.35, упр.1)

Работаем на экране по электронному приложению к учебнику. Подбери к картинкам слова.

6. Физкультминутка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

  2. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;

3) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;

4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.


Работа по электронному приложению к учебнику. Помоги сове.

1-ый ряд – 1-ый дуб, 2-ой ряд – 2-ой дуб, 3-ий ряд – 3-ий дуб.

Проверка с экрана.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  1. организовать повторение способов определения ударения в словах.


Работа с учебником Выполнение упражнения 132. (взаимопроверка)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;

2) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.


Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

  • Что нового вы узнали?

  • Достигли ли цели урока? Докажите.

  • У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.

  • Кому не удалось, почему?

  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

  • Если у вас сегодня все получилось, и самостоятельная работа была выполнена без ошибок, то поставьте себя на верхнюю ступеньку.

  • Если открытие вам удалось сделать, и в самостоятельной работе только 1 ошибка – поставьте себя на 2 ступеньку.

  • Если у вас после урока осталось много вопросов, и в самостоятельной работе 2 и больше ошибок, поставьте себя на 3 ступеньку.


  • Молодцы, те, кто не побоялся признать, что у него остались вопросы. Ребята, что мы порекомендуем, тем, кто поставил себя на 3 ступеньку?

  • А остальным не нужно больше тренироваться? (нужно)



Разделите слова на слоги

и поставьте ударения:


КОНЬ МАЛЫШ ДОМ


ЛИСИЦА ЛЕС КОТ


Разделите слова на слоги

и поставьте ударения:


БЕРЁЗА ЛЕТО ТЁТЯ


КЛЁН ОСИНА КЛЁСТ

В выделенных словах поставить ударение.


Дорога привела нас к деревне.

Эта фотография мне дорога.

На столе лежит кусочек мела.

Девочка мела пол.

Брат взял мою чашку.

Я всегда мою руки перед едой.

Поставьте ударения, в случае затруднения воспользуйтесь словарём.


ЩАВЕЛЬ СТОЛЯР ПОРТФЕЛЬ


ХВОЯ СПАЛА ЗАНЯТА ИСКРА





Ударение – это выделение (слога, слова) силой голоса или повышениемтона.


В словах, где есть

буква Ё, ударение

не ставим.




В словах, с одним

слогом, ударение

не ставим.



Вслучаях затруднения

постановки ударения

пользуемся словарём.



Смысловое ударение.





Дополни предложения

Речь состоит из _________________ .

Предложения состоят из _________ .

Слова состоят из ___________ .

Слоги бывают ______________ и

_______________ .

Слог, который произносится с большей силой голоса ___________ .


Поставить ударение, применяя три способа (позови слово, поменяй ударение, спроси).


ЛИСА ОВЦА БАРАН


МЕДВЕДЬ СОРОКА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме: "Ударение".

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 25.08.2015

Номер свидетельства: 226914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»"
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassienatiemupravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "289705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853106"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект  урока русского языка.. Изложение зрительного восприятия текста "Оляпка" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-izlozhieniie-zritiel-nogho-vospriiatiia-tieksta-oliapka"
    ["file_id"] => string(6) "137302"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417333488"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства