Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме" УМК «Перспектива»
Цель: - формировать умение находить буквы безударных гласных звуков;
- развивать умение подбирать проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова;
- создавать представление о единообразном написании слова;
- показать значение верного написания слов для различения их по смыслу
- учить делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, внимание.
- способствовать созданию положительного настроя на уроке, воспитанию дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, умение договариваться через организацию совместной деятельности .
Ход урока
1.Организационный момент.
- Запишите число, классная работа.
2.Разминка «Доскажи словечко».
- Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).
- Звуки бывают … и … (гласные и согласные).
- Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).
- Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).
- Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).
3. Каллиграфическая минутка .
На доске: а о я и е ё
- К какой группе относятся эти буквы? (Гласные.)
- На какие группы их можно разделить? (Ответы детей)
- Давайте пропишем эти буквы. Посмотрите, нет ли среди них лишней? (Буква ё. Она всегда находится под ударением.)
4.Постановка проблемы урока.
– Послушайте одну историю
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:
- Спишите, только не спешите.
Все пишут, а Коля - нет…
- Я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то «не спишите»
- Как вы думаете, почему растерялся Коля?
Нам поможет разобраться в этой проблеме сказка
Гласные поссорились
Однажды гласные буквы гуляли по лесу и так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались – всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.
А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда гласные без ударения, то каждая хочет занять место другой.
К счастью, есть волшебник Ударение. Стоит ему сделать гласную ударной, как она сразу ясно слышится. Об этом узнали дети и очень захотели подружиться с волшебником, чтобы уметь правильно и грамотно писать слова.
И вы, ребята, зовите волшебника, когда будите сомневаться, какую гласную писать. Ударение всегда поможет.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
- А нам с вами нужно знать это правило? Для чего?
5. Постановка темы и цели урока.
- Кто может назвать тему нашего урока? ( «Правописание безударных гласных звуков, их обозначение на письме.»)
- Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные.
- Какие цели поставите перед собой? (Научиться писать слова с безударной гласной.)
6.Актуализация знаний. Работа по учебнику
С.92 упр.139
- Обратите внимание, какими буквами обозначаются безударные гласные звуки, которые произносятся одинаково.
- Что заметили? (Одинаковые безударные гласные звуки могут быть обозначены разными буквами)
Создаётся алгоритм
- Прочитай слово, поставь ударение.
- Определи безударный гласный и выдели его.
- Для проверки гласного измени слово так. Чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
- Напиши в слове такую же гласную. Как и в проверочном.
- Обозначь орфограмму.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
7. Чтение правила с.93
- Обратите внимание на подсказку Иван Ивановича
8.Орфографический тренинг. Отработка умения проверять безударную гласную.
С.92 упр.140
- Вот мы сейчас проверим, как работает алгоритм. Сейчас вам нужно правильно проверочное слово и записать гласную.
9.Физминутка.
- Я буду называть слова. Если в этом слове можно проверить безударную гласную, вы приседаете, если это словарное слово, вы хлопаете.
Листва, лопата, сова, мороз, волна, гнездо, арбуз.
10. Закрепление. Выполнение заданий в рабочей тетради.
С.47 упр.85
- Какие слова подсказки вам помогут выполнить задание?
- Выпишите слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами.
Взаимопроверка.
11.Итог урока.
- Как проверить безударную гласную?
- Послушайте стихотворение – напутствие:
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте.
Сосны, воды, травы, дело.
И тогда пишите смело.