ГБОУ Октябрьская коррекционная школа №19
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Словарная работа
на уроках русского языка
( доклад на ШМО
учителей начальных классов)
Подготовила Овчинникова Р.М.
г. Октябрьский - 2017г.
Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно орфографической работе, в процессе которой обучающиеся усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями.
Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить обучающихся писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы обучающийся познакомился с грамматическим значением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы обучающийся мог их “переносить” на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом обучающиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания обучающихся, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Обучающимся непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения обучающихся целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
1. Фонетические упражнения.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы обучающиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха.
Большая роль в обучении обучающихся отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.
2. Орфографические упражнения.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости обучающихся. В этих целях обучающиеся выполняют упражнения по подчеркиванию орфограмм, находят в текстах то, что “спрятал” автор, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также обучающиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.
3. Словообразовательные упражнения.
Большой интерес у обучающихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у обучающихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.
4. Морфологические упражнения.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание обучающимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
5. Синтаксические упражнения.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые обучающиеся получили по синтаксису, показывают роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают составлять словосочетания и предложения.
6. Лексические упражнения.
Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Перед нами стоит задача - активизировать словарь обучающихся.
В связи с изучением грамматики обучающиеся выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность обучающихся, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Для более удобного запоминания обучающимися правописания словарных слов, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждым блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются. Приведу примеры заданий, которые использую при изучении обучающимися слов из блока “ Животные”.
2 класс
Фонетические упражнения.
1. Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.
2. Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
3.Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
Орфографические упражнения.
1.Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м_ дведь, м_док, з_ яц, зв_рек, с_бака.
2.Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м_ дведь, м_док, з _яц, зв_рек, с_бака.
3.Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м_ дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака
Синтаксические упражнения.
1.К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря.Трусливый., безрогая. рыжая., косолапый., охотничья..Составь предложение с одним из словосочетаний.
2.Восстанови пословицы, используя словарные слова.
1. Хорош. – белый, а охотник – смелый.
2. черна, да молоко у нее бело.
3.. – старая льстица.
4. Для. зима – одна ночъ.
5.. – верный друг человека.
3.Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
Косой –., Буренка –., рыжая плутовка –., Топтыгин –., пес –..
1. За двумя. погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Ешь. соломку, поминай лето.
3. Старую. не травят молодыми собаками.
4. Два. в одной берлоге не живут.
5. Без. зайца не поймаешь.
Лексические упражнения.
1.Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.
1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
3. В лесу живет, кур крадет.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.
5. Зимой беленький, летом серенький.
2.Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,
1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко.
2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
3. Хвост пушистый, мех золотистый.
4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.
5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
3.Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
2. Это слово означает “едящий мед”.
3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.