Урок русского языка: "Тире в бессоюзном сложном предложении".
Урок русского языка: "Тире в бессоюзном сложном предложении".
Цель урока
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
- развитие навыков монологической речи;
-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: "Тире в бессоюзном сложном предложении".»
Конспект урока
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9
Вид урока: изучение новой темы.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков 5-й урок по теме «Знаки препинания в БСП»
Цель урока
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Задачи:
- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
- развитие навыков монологической речи;
-формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала;
-развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей;
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование:
компьютерная презентация, учебник, рабочий лист.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Скажите, пожалуйста, если бы у вас была возможность самим определить предмет для нашей встречи, это был бы русский язык или литература?
-Вы бы предпочли больше письменных заданий или устных?
-А вам хочется в большей степени быть наблюдателем происходящего или активным участником занятия?
2.Проверка домашнего задания
Откройте тетради с домашней работой. Дома вы составляли на каждый случай постановки запятой, точки с запятой и двоеточия по одному бессоюзному сложному предложению.
(выборочная проверка)
3.Актуализация опорных знаний
Один ученик идет к доске. Задание написано на доске.
Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Объяснить их выбор.
Со всех сторон охватывает лес разноцветное бездымное пламя: теплятся ровным восковым светом березки; горят трепетным оранжевым огнем клены; пылают, жарко червонея, осины; рассыпаются (фиолетово)-розовым фейерверком вязы.(а именно-значение пояснения;части предложения распространены)
Пока ученик выполняет задание у доски, учитель работает с классом.
Объяснительное письмо.
Ребята, вам задание будет следующее: я читаю предложения, вы слушаете, записываете и объясняете постановку знаков препинания.
Дождь прошел, вечернее небо очистилось, в селе было тихо, избы темны.(значение перечисления)
Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.(вторая часть имеет значение пояснения-а именно)
(Из какого произведения эта фраза?) /Грибоедов «Горе от ума», Фамусов/
Он покраснел: ему было стыдно убить безоружного человека.(вторая часть имеет значение причины-так как)
Проверим. Читаем со знаками препинания и объясняем свой выбор.
Давайте проверим задание, которое было выполнено у доски.
Обратите внимание на словарное слово «фейерверк».
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Откройте стр. 102. Обратите внимание на слово, данное в рамочке: «фельетон». Каково его лексическое значение?
Значение слова Фельетон по Ефремовой: Фельетон - 1. Жанр художественно-публицистической литературы, использующий юмористические и сатирические приемы изложения (обычно в виде газетной или журнальной статьи). 2. устар. Раздел газеты, в котором помещались статьи такого жанра.
Найдите к этому слову слова-синонимы: выдумка, книга, композиция, пьеса, сочинение, статья.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Сегодня мы познакомимся со случаями постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
Как вы думаете, какой знак препинания ставится чаще между частями БСП?
Готовясь к уроку, я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела, читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, что помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее, мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.
Пашню пашут - руками не машут. Прочитайте предложение с правильной интонацией
Ноги бежали сами - пришлось сдерживать их торопливость. Прочитайте предложение с правильной интонацией
Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому.
Прочитайте предложение с правильной интонацией
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Прочитайте предложение с правильной интонацией
Сделаем вывод .
Итак, когда ставится тире в БСП? (ученики называют случаи постановки тире в БСП - учитель вешает на доску иллюстративный материал или слайд 15)
А теперь обратите внимания на карточку - помощник, она поможет вам выполнить тренировочные упражнения (раздать каждому ученику, см.распечатку слайда 15).
5.Первичное закрепление
Русскую культуру невозможно представить без русской литературы.
Предлагаю вам для анализа предложения из произведения великого русского писателя и поэта. Определите условия постановки тире в следующих предложениях
1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. (Противопоставление)
3.Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. (Следствие)
4.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. (Время)
5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились. (Противопоставление)
Из какого произведения эти предложения?(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)
Цифровой диктант с последующей самопроверкой
Народная мудрость стала отражением русской культуры. Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки.
Сгруппируйте предложения по смысловым отношениям частей.
1) Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце. (Противопоставление)
2) Наука даром не даётся - наука трудом берётся. (Противопоставление)
3) Азбуку учат – на всю избу кричат.(Условие)
4) Есть терпение - будет и умение.(Время)
5) С глупым водиться – сам поглупеешь. ( Условие)
6) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.( Следствие)
7) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. (Противопоставление)
8) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. (Противопоставление)
9) Будешь книги читать – будешь всё знать. (Условие)
10) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. (Противопоставление)
Противопоставление
Условие
Время
Следствие
1,2,7,8,10
4,3,5,9
4
6
Перед вами текст с пронумерованными предложениями. Найдите сложное бессоюзное предложение, напишите номер этого предложения.
Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает носами. (2) Но Белогрудка стала появляться у домов даже днем – её выследили и ранили из ружья. (3)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (4)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
Она была уверена,(1)что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно(2) он был молчальником. Однажды он принес в класс несколько прутиков и поставил их в банку в водой. И все посмеивались над прутиками,(3) кто-то даже пытался подмести ими пол,(4) как веником.
IV. Стадия рефлексии
Учитель:
- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что постановка знаков препинания в БСП – это сложная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.
Предлагаю вам ещё раз вспомнить условия постановки тире и полученные сегодня сведения оформить в виде схемы (кластера)
Тире в БСП ставится, если между частями отношения
Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
(то, что известно о БСП; узнали о случаях постановки тире в БСП)
2)Что делали?
(сами формулировали вопросы, требующие решения; самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные нами; закрепляли знания через применение их на практике).
Домашнее задание (на выбор)
1.§17, правило, упр.231
2.Из изучаемого произведения русской литературы выписать 5-6 БСП, объяснить постановку знаков препинания в них.
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен