урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения"
Урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения"
Тире между частями бессоюзного сложного предложения
Получите лучшие проекты для работы учителя
Тире между частями бессоюзного сложного предложения
Автор: Кравцова Валентина Фёдоровна, Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №19 Донецкой области, Размер: 53.8 КB
Добавлен: 24.09.2013.
Цели урока: углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении и знаках препинания в нём ; формирование пунктуационных навыков и умений; развитие умений определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, употребление бессоюзных сложных предложений в своей речи для решения определённых коммуникативных задач, развитие творческих способностей учащихся; воспитание компетентного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: учебные тексты, учебник.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
І.Организационный момент. Сообщение темы и цели.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на каждом этапе урока. Сумма полученных в течение урока баллов – оценка вашего труда, ваших знаний, которая будет выставлена в конце урока.
ІІ.Работа по теме урока. Актуализация опорних знаний.
1. Работа в группах. Проверка знаний по изученной теме «Двоеточие с бессоюзном сложном предложении». Выставление баллов за работу.1 балл.
2. Слушание 2-3 творческих работ из домашнего задания.
Сочинение-миниатюра «Золотая осень».1 балл.
3. «Да-нетка»(ученики отвечают на вопросы словами «Да», «Нет»). После записи один ученик комментирует ответы. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа. Ученики, правильно ответившие на все вопросы, получают 1 балл.
1. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2. На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: запятой, точка с запятой, двоеточие, тире.
3. Запятая ставится, если предложения не связаны по смыслу друг с другом.
4. Точка с запятой ставится в составе бессоюзного сложного предложения в том случае, когда в простых предложениях перечисляются какие-либо однородные явления, события, происходящие одновременно или одно за другим.
5. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
6. В предложении Я знаю … в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь на месте пропуска необходимо поставить запятую.
ІІІ.Изучения нового материала.
1. Работа в парах (мозговая атака) - обучение друг друга. Тетрадь делится на 3 колонки: в первую учащиеся записывают всё, что знают по этой теме, во вторую - вопросы, которые поставили перед собою, в третью колонку записывают всё, о чём узнали. Работа с учебником А.Н.Рудикова, Т.Я.Фроловой «Русский язык. 9 класс» §34,с.203.
Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в таких случаях:
предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: Проснулся - пять станций убежало назад. (Н. Гоголь) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)
содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого, например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. (Л. Толстой)
первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. (И. Тургенев)
первое предложение указывает условие того, о чём говорится во втором, например: Ставнем стукнет - он вздрогнет и побледнеет.
второе предложение (или группа предложений) указывает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев)
содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, например: Молвит слово - соловей поёт
2. Работа с текстом. Самостоятельное чтение текста, повторение изученных орфограмм.
Грибы — дары леса
Осени без грибов не бывает. В лесах, на лугах, в огородах - везде осенью набирается не менее двадцати видов только съедобных грибов. Самый многосемейный гриб — настоящий осенний опенок. Во множестве эти грибки повсюду: лепятся по дубовым, ольховым, осиновым, березовым пням, по сухим стволам забираются выше нашего роста, прячутся под полегшей, перепутанной травой, под опавшими листьями. Увидел семейство опят — ищи рядом другие. Собирая опенки, не надо ни помнить, ни соблюдать никаких правил грибной охоты — можно только шляпки резать, можно и с куском пня оторвать всю семью. От этого опенка в лесу не убудет.
Чуть приподняв над собой бугорок, как в уютном моховом гнезде, прячется молоденький рыжичек. Весь в росных каплях, твердый, скользкий; как живого лягушонка, не удержишь в пальцах такой.
Наберется сил, выпрямится, разрывая перепутанную траву. Порвать не удастся - сам себе обломит половинку шляпки и такой ценой освободится.
Из густого зеленого мха торчат разноцветные сыроежки: одни темно-красные, другие телесного цвета. Это не летние недотроги-сыроежки, это упругие, крепкие грибки. У них хватает силенки, чтобы разорвать плотную моховую подушку и вызывающе развернуть яркую шляпку.
Осенние грибы — последний и самый щедрый дар наших лесов.
(178 сл.) (По Л. Семаго.)
3. Беседа о грибах. Чтение вслух и пересказ текста. (Индивидуальная работа) 1 балл. Повторение пунктограмм : знаки препинания при однородных членах, обобщающих словах, тире между подлежащим и сказуемым.
Весь материал - смотрите документ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения"»
Тире между частями бессоюзного сложного предложения
Получите лучшие проекты для работы учителя
Тире между частями бессоюзного сложного предложения
Автор: Кравцова Валентина Фёдоровна, Краматорская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №19 Донецкой области, Размер: 53.8 КB
Добавлен: 24.09.2013.
Цели урока: углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении и знаках препинания в нём ; формирование пунктуационных навыков и умений; развитие умений определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, употребление бессоюзных сложных предложений в своей речи для решения определённых коммуникативных задач, развитие творческих способностей учащихся; воспитание компетентного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: учебные тексты, учебник.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
І.Организационный момент. Сообщение темы и цели.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя. В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на каждом этапе урока. Сумма полученных в течение урока баллов – оценка вашего труда, ваших знаний, которая будет выставлена в конце урока.
ІІ.Работа по теме урока. Актуализация опорних знаний.
1. Работа в группах. Проверка знаний по изученной теме «Двоеточие с бессоюзном сложном предложении». Выставление баллов за работу.1 балл.
2. Слушание 2-3 творческих работ из домашнего задания.
Сочинение-миниатюра «Золотая осень».1 балл.
3. «Да-нетка»(ученики отвечают на вопросы словами «Да», «Нет»). После записи один ученик комментирует ответы. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа. Ученики, правильно ответившие на все вопросы, получают 1 балл.
1. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2. На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются следующими знаками препинания: запятой, точка с запятой, двоеточие, тире.
3. Запятая ставится, если предложения не связаны по смыслу друг с другом.
4. Точка с запятой ставится в составе бессоюзного сложного предложения в том случае, когда в простых предложениях перечисляются какие-либо однородные явления, события, происходящие одновременно или одно за другим.
5. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
6. В предложении Я знаю … в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь на месте пропуска необходимо поставить запятую.
ІІІ.Изучения нового материала.
1. Работа в парах (мозговая атака) - обучение друг друга. Тетрадь делится на 3 колонки: в первую учащиеся записывают всё, что знают по этой теме, во вторую - вопросы, которые поставили перед собою, в третью колонку записывают всё, о чём узнали. Работа с учебником А.Н.Рудикова, Т.Я.Фроловой «Русский язык. 9 класс» §34,с.203.
Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в таких случаях:
предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: Проснулся - пять станций убежало назад. (Н. Гоголь) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)
содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого, например: Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. (Л. Толстой)
первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, например: Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. (И. Тургенев)
первое предложение указывает условие того, о чём говорится во втором, например: Ставнем стукнет - он вздрогнет и побледнеет.
второе предложение (или группа предложений) указывает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении, например: Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев)
содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, например: Молвит слово - соловей поёт
2. Работа с текстом. Самостоятельное чтение текста, повторение изученных орфограмм.
Грибы — дары леса
Осени без грибов не бывает. В лесах, на лугах, в огородах - везде осенью набирается не менее двадцати видов только съедобных грибов. Самый многосемейный гриб — настоящий осенний опенок. Во множестве эти грибки повсюду: лепятся по дубовым, ольховым, осиновым, березовым пням, по сухим стволам забираются выше нашего роста, прячутся под полегшей, перепутанной травой, под опавшими листьями. Увидел семейство опят — ищи рядом другие. Собирая опенки, не надо ни помнить, ни соблюдать никаких правил грибной охоты — можно только шляпки резать, можно и с куском пня оторвать всю семью. От этого опенка в лесу не убудет.
Чуть приподняв над собой бугорок, как в уютном моховом гнезде, прячется молоденький рыжичек. Весь в росных каплях, твердый, скользкий; как живого лягушонка, не удержишь в пальцах такой.
Наберется сил, выпрямится, разрывая перепутанную траву. Порвать не удастся - сам себе обломит половинку шляпки и такой ценой освободится.
Из густого зеленого мха торчат разноцветные сыроежки: одни темно-красные, другие телесного цвета. Это не летние недотроги-сыроежки, это упругие, крепкие грибки. У них хватает силенки, чтобы разорвать плотную моховую подушку и вызывающе развернуть яркую шляпку.
Осенние грибы — последний и самый щедрый дар наших лесов.
(178 сл.) (По Л. Семаго.)
3. Беседа о грибах. Чтение вслух и пересказ текста. (Индивидуальная работа) 1 балл. Повторение пунктограмм : знаки препинания при однородных членах, обобщающих словах, тире между подлежащим и сказуемым.