Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.
Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: осуществлять эстетическое воспитание: любовь к красоте, моде, искусству
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тире в бессоюзном сложном предложении »
Алматинская область
Илийский район
Средняя школа № 30
Урок русского языка по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс
Калдыбаева Жазира Курмантаевна
Учитель русского языка и литературы
2013- 2014 учебный год
Тема " Тире в бессоюзном сложном предложении". Класс: 9 «А»
Цель урока.
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.
Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: осуществлять эстетическое воспитание: любовь к красоте, моде, искусству
Тип урока: комбинированный по интерактивной методике
Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование урока:учебник, интерактивная доска, презентации учащихся, «дерево достижений», таблица, ассоциативная карта, раздаточный материал, карточки выхода, баллы для оценки, звездочки для деления на мини-группы, тесты
А) Ученики хором произносят: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ». Это девиз урока.
Б) Деление на мини группы (выбор лидера, название группы)
«Ведь если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно… Владимир Маяковский» - звчуит стиховорение, я предлагаю закрыть глаза и предстваить тихую звездную ночь.
Далее ученики выбирают звезды, затем по цвету звезд, которые они выбрали класс делится на мини группы
2. Психологический настрой
-«Дерево настроения»
- Обратите внимание на наше одинокое дерево Я попрошу помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Помните, что красота дерева зависит от вас, вашего настроения
ІІ. Проверка домашнего задания:
Выборочно проверим домашнее задание: Упр 248 стр 158 (спишите. Расставляя знаки препинания, объясните их постановку в предложениях)
ІІІ. Проверка знаний учащихся по изученному материалу:
1. Мозговой штурм
- Теперь я предлагаю задать друг другу вопросы:
- Бессоюзноесложное предложение
- Чем же отличаются БСП от союзных предложений? (Cоюзы, интонация)
- С постановкой какого знака препинания в БСП мы познакомились на прошлом уроке? (:)
2. Игра “Третье лишнее” (различные случаи постановки тире) (Слайд)
Найдите лишнее предложение, докажите, что оно лишнее.
1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (К.Г. Паустовский)
2. Деревья словно плакали: с ветвей их на землю всё время падали крупные капли. (В.К.Арсеньев)
3. Замри и услышишь: в сиреневой мгле огромное утро идет по земле. (Зуев)
- Постройте схему этого предложения. (1 – у доски, остальные – в тетрадях)
- Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП, :)
- Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3)
- Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 – поясняет сказуемое: помни - что?; 2 – указывает причину, можно подставить - потому что)
- Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно)
ІҮ. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы продолжаем изучение темы «Бессоюзное союзное предложение».
- Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (, ; :)
Остался интересный знак препинания – тире, о котором Пешковский сказал: “Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели,
- Сегодня познакомимся с правилами постановки тире в БСП. (Слайд)
Запишите тему урока
Ү. Изучение нового материала.
Работаем в группах.У каждой группы карточка-инструкция, по которой вы работаете 3 минуты. Свои знания оформите в таблице “Тире в БСП”.
Предложение- пример
Союз при замене
Смысловые отношения между простыми предложениями в БСП
Инструкция
1.Прочитайте параграф 23 самостоятельно.
2. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.
3. Оформитесвои знания в таблице.
ҮІ. Проверка понимания знаний. Вывод:
- Сколько случаев постановки тире в БСП вы узнали?
– При каких условиях ставится тире в БСП?
ҮІІ. Закрепление знаний:
- Чаще всего употребляются БСП с тире в народной речи, пословицах.
1) Ассоциативная карта «МОДА»
Какие ассоциации возникают у вас при слове «МОДА»
2) Работа с текстом. «Знакомьтесь: мода»
- Прочитайте текст.
3) Беседа по содержанию:
- Какие чувства вызывает мода с первого дня своего появления на свет?
- Какая страна считается родиной моды? -. Откуда ведет свое происхождение слова мода?
- В каком веке старомодная одежда России стала меняться на новую, более удобную? Что послужило причиной такой замены? - Какой указ издал Петр І относительно одежды?
- Какие интересные случаи происходили в мире моды?
4) Выпишите из текста «Знакомьтесь: мода» бессоюзные сложные предложения. Произведите синтаксический разбор
5) Творческое задание:
- Что вы можете рассказать о свременных направлениях моды?
- Какой смысл вложен в пословицу: «По одежке встречают- по уму провожают»?