kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тире в бессоюзном сложном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Тире в БСП" в 9 классе.

Цель урока.

Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.

Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

Воспитательные: осуществлять эстетическое воспитание: любовь к красоте, моде, искусству 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тире в бессоюзном сложном предложении »

Алматинская область

Илийский район

Средняя школа № 30



Урок русского языка по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс



















Калдыбаева Жазира Курмантаевна

Учитель русского языка и литературы















2013- 2014 учебный год



Тема " Тире в бессоюзном сложном предложении". Класс: 9 «А»

Цель урока.

Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.

Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

Воспитательные: осуществлять эстетическое воспитание: любовь к красоте, моде, искусству

Тип урока: комбинированный по интерактивной методике

Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, презентации учащихся, «дерево достижений», таблица, ассоциативная карта, раздаточный материал, карточки выхода, баллы для оценки, звездочки для деления на мини-группы, тесты

Учебник: "Русская речь. 9 класс" Авторы: Н.Н.Шманова, Н.Ж.Шаймерденова, А.Т.Кошерова

Ход урока:

І. Организационный момент:

1. Подготовка класса к уроку.

А) Ученики хором произносят: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ». Это девиз урока.






Б) Деление на мини группы (выбор лидера, название группы)

«Ведь если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно… Владимир Маяковский» - звчуит стиховорение, я предлагаю закрыть глаза и предстваить тихую звездную ночь.

Далее ученики выбирают звезды, затем по цвету звезд, которые они выбрали класс делится на мини группы

2. Психологический настрой

-«Дерево настроения»

- Обратите внимание на наше одинокое дерево Я попрошу помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Помните, что красота дерева зависит от вас, вашего настроения

ІІ. Проверка домашнего задания:

  1. Выборочно проверим домашнее задание: Упр 248 стр 158 (спишите. Расставляя знаки препинания, объясните их постановку в предложениях)

ІІІ. Проверка знаний учащихся по изученному материалу:

1. Мозговой штурм

- Теперь я предлагаю задать друг другу вопросы:

- Бессоюзное сложное предложение

- Чем же отличаются БСП от союзных предложений? (Cоюзы, интонация)

- С постановкой какого знака препинания в БСП мы познакомились на прошлом уроке? (:)



2. Игра “Третье лишнее” (различные случаи постановки тире) (Слайд)

Найдите лишнее предложение, докажите, что оно лишнее.

1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (К.Г. Паустовский)

2. Деревья словно плакали: с ветвей их на землю всё время падали крупные капли. (В.К.Арсеньев)

3. Замри и услышишь: в сиреневой мгле огромное утро идет по земле. (Зуев)

- Постройте схему этого предложения. (1 – у доски, остальные – в тетрадях)

- Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП, :)

- Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3)

- Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 – поясняет сказуемое: помни - что?; 2 – указывает причину, можно подставить - потому что)

- Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно)

ІҮ. Сообщение темы и целей урока:

- Сегодня мы продолжаем изучение темы «Бессоюзное союзное предложение».

- Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (, ; :)

  • Остался интересный знак препинания – тире, о котором Пешковский сказал: “Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели,

- Сегодня познакомимся с правилами постановки тире в БСП. (Слайд)

  • Запишите тему урока

Ү. Изучение нового материала.

Работаем в группах. У каждой группы карточка-инструкция, по которой вы работаете 3 минуты. Свои знания оформите в таблице “Тире в БСП”.

Предложение-
пример

Союз при замене

Смысловые отношения 
между простыми предложениями
в БСП

 

 

 

 

 

 



Инструкция

1. Прочитайте параграф 23 самостоятельно.

2. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.

3. Оформите свои знания в таблице.

ҮІ. Проверка понимания знаний. Вывод:

- Сколько случаев постановки тире в БСП вы узнали?

– При каких условиях ставится тире в БСП?

ҮІІ. Закрепление знаний:

- Чаще всего употребляются БСП с тире в народной речи, пословицах.

1) Ассоциативная карта «МОДА»

  • Какие ассоциации возникают у вас при слове «МОДА»

2) Работа с текстом. «Знакомьтесь: мода»

- Прочитайте текст.

3) Беседа по содержанию:

- Какие чувства вызывает мода с первого дня своего появления на свет?

- Какая страна считается родиной моды? -. Откуда ведет свое происхождение слова мода?

- В каком веке старомодная одежда России стала меняться на новую, более удобную? Что послужило причиной такой замены? - Какой указ издал Петр І относительно одежды?

- Какие интересные случаи происходили в мире моды?

4) Выпишите из текста «Знакомьтесь: мода» бессоюзные сложные предложения. Произведите синтаксический разбор

5) Творческое задание:

- Что вы можете рассказать о свременных направлениях моды?

- Какой смысл вложен в пословицу: «По одежке встречают- по уму провожают»?

1. Мода и её тенденции (презентация)

2. Модные учителя (видео + презентация)

3. Модные школьники (презентация+ дизайн школьной одежды)



6) Выпонение тестовых заданий

ҮІІІ. Подведение итога урока:

  1. Заполнение «Карточки выхода»

  2. Каково настроение? Во!!!

  3. Взаимооценка (подсчитываются баллы, выставляются оценки)

ІХ. Домашнее задание:

- На следующем уроке ребята мы поговорим о Наурызе.

1. Выучить материал параграфа 23, опираясь на таблицу, составленную в классе.

2. Упр 258 стр 163 (Выпишите из текста крылатые выражения – пословицы, поговорки. Объясните их смысл и постановку в них тире)































Районный семинар

Тема "Тире в бессоюзном сложном предложении". Класс: 9 «А»



Районный семинар

Тема "Тире в бессоюзном сложном предложении". Класс: 9 «А»

Тире в бессоюзном сложном предложении

I вариант

Выпишите номера правильных ответов.

1. Бессоюзным сложным является предложение:

1) На спусках и подъёмах толпы делались гуще и стоял непрерывный стон криков. ( Л. Толстой)

2) Мы не надеялись никогда более встретиться однако встретились…

( М. Лермонтов)

3) Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. ( И. Тургенев)

2. Правильно определены грамматические основы в предложениях:

1) Ввысь взлетает Соколжмётся Уж к земле. ( М. Горький)

2) Солнце уж высоко ходитпора выпускать куриное семейство.

( И. Шмелёв)

3) Только отпахнёшь дверь – хлынет в защуренные глаза солнцем пронизанная свежесть… (И. Шмелёв)

3. Первая часть указывает на условие того, о чём говорится во второй части, в предложении:

1) А побьёт он меня – выходите вы за святую правду-матушку.

( М. Лермонтов)

2) До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя.

( М. Лермонтов)

3) На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.

( И. Бунин)

4. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1) Он держал крепко слово: не ходил к ней, виделся с ней только за обедом… ( И. Гончаров)

2) Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – виноват смотритель. ( А. Пушкин)

3) Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи: мороз-воевода дозором обходит владенья свои. ( Н. Некрасов)

5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) В душе я горько смеюсь над собою – почему раньше такого не было нужно?

( В. Вересаев)

2) Стемнеет: всюду по степи зажигаются огни. ( В. Овечкин)

3) Пашешь – песню поёшь, косишь – устали нет. ( И. Никитин)



Тире в бессоюзном сложном предложении

II вариант

Выпишите номера правильных ответов.

1. Бессоюзными сложными являются предложения:

1) Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем… ( И. Тургенев)

2) Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного.

( М. Лермонтов)

3) Хочу оттолкнуть её от себя она как кошка вцепилась в мою одежду. (М. Лермонтов)

2. Правильно определены грамматические основы в предложении:

1) Глинистая дорога раскислаприходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону. ( Ф. Абрамов)

2)Через пять минут Лизавета Ивановна взглянула в окно опять – молодой офицер стоял на том же месте. (А. Пушкин)

3) Батюшки не было дома, у матушки не было свободной минуты – меня позабыли совсем. ( Ф. Достоевский)

3. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части, в предложении:

1) Вовремя не встанешь – весь год промаешься.

2) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. ( М. Горький)

3) Немудрено голову срубить – мудрено приставить.

4. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1) Все так впились в неё глазами: вот потеха-то сейчас будет.

(Ф. Абрамов)

2) Назвался груздем – полезай в кузов.

3) Небо было чёрное: звёзды горели и переливались всеми цветами радуги… ( В. Арсеньев)

5. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:

1) Солнце село: тёплый вечер спускается на поля… (В. Вересаев)

2) Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света.

( И. Бунин)

3) Берега и реки опустели: не слышно ни весёлых песен, ни смеха, ни звонких голосов по берегам. (И. Гончаров)











Команда: _________________________



Вопрос

Ответ

1

2

3

4

5

1






2






3
















































Инструкция

1. Прочитайте параграф 23 самостоятельно.

2. Прочитайте внимательно пункты 1,2,3,4,5  параграфа 23.

3. Ответьте на вопросы:

  • На сколько частей можно разделить БСП? Разделите БСП на части.

  • Замените БСП синонимичным СПП.

  • Какой союз можно подставить между простыми предложениями в БСП?

  • Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

4. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.

5. Докажите, что в предложении Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. (И. Бунин) нужно ставить тире.

6. Оформите свои знания в таблице.

«Тире в БСП»

Предложение-
пример

Союз при замене

Смысловые отношения 
между простыми предложениями
в БСП

 

 

 

 

 

 

1 группа:

1. Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

2. Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.

2 группа:

1. Труд человека кормит – лень портит.

2. Скажет слово – соловей запоёт.

«Тире в БСП»

Предложение-
пример

Союз при замене

Смысловые отношения 
между простыми предложениями
в БСП

 

 

 

 

 

 



12






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тире в бессоюзном сложном предложении

Автор: Калдыбаева Жазира Курмантаевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)"
    ["seo_title"] => string(56) "tiemaurokatirievbiessoiuznomslozhnompriedlozhienii9klass"
    ["file_id"] => string(6) "307235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458294984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления "
    ["seo_title"] => string(76) "biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-so-znachieniiem-protivopostavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "188497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426687899"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Итоговая работа по теме "Бессоюзные сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(67) "itoghovaia-rabota-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "173569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424009083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства