kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: • формировать их личностную позицию; • воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. 3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ): 1. 1.Запись на доске: - тема урока; - стихотворный текст для анализа; - дополнительное задание. 2. Мультимедийный проектор 3. Презентация к уроку 4. На рабочем столе учащихся: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко.- 43-е изд. – М. : Просвещение, 2003.; тетради, ручки и карандаши. ХОД УРОКА I. Организационный этап. 1. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2. Взаимное приветствие учителя и учащихся. 3. Визуальный контроль готовности к уроку. 4. Работа с журналом. II. Проверка домашнего задания. Сделать опорный конспект по теме «Бессоюзные сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения. Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока. III. Сообщение темы урока и постановка целей. Бессоюзные сложные предложения. (Тема урока записана на доске) Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них. IV. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске). • Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф. Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается. • Выразительное чтение эпиграфа учащимся. • Все ли слова вам знакомы и понятны? Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-. • Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы. (С доброты человек начинается) Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь. 1. Обратите внимание на написание слова, • Доброта 2. Проникаем в тайну слова – как вы понимаете его значение? • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. • Добро – всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова). Подберите синонимы: доброта – отзывчивость, сердечность, душевность. Подберите антонимы: доброта – злость, ненависть. 3. Находим родственников и друзей: Слова - «Друзья» - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота. - Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова: Существительные Прилагательные Глаголы добряк добродушный добреть доброжелательность доброкачественный одобрить добрососедство добросовестный одобрение добрый - Выделяем части (морфемный разбор); -Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы) - Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию) - Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них. (1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным) (2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом ) -Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию. (Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза) V Актуализация уже имеющихся знаний. 1)Какое предложение называется бессоюзным? (Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения) 2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных? (Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление) 3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) 4) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения? • Обратите внимание на эпиграф. • Почему автор использует бессоюзное предложение? (Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным) VI.Работа с предложениями с опорой на домашнее задание. Дома вы ознакомились с параграфами 24-26 и составили опорный конспект. Используя свой конспект, вы должны выполнить следующие задания: 1. Среди записанных на доске предложений есть предложение, которое не является бессоюзным. Найдите его, объясните постановку знаков препинания в нём. 1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. 3. Желаешь себе добра – не делай зла другому. 4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. 2. Работа по вариантам 1.Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схемы. 1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу. 3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому. 4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена. 6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит. 9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. 1.Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схемы. 1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле. 2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу. 3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому. 4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему. 5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена. 6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки. 7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит. 9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт. Ответы на задания 1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (это сложносочиненное предложение) 2. (учащийся работает у доски ) 1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем) 2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение]. (вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно) 3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина]. (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как) -Выставление оценки- 3. (учащийся работает у доски ) Объяснить постановку знаков препинания и начертить схемы предложений 1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу. [ ] - [сравнение]. (вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как) 2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ]. (первая часть содержит условие) 3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки. [условие] – [ ]. (в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если) 4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление]. (вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а) 3.Собери пословицу.(Работа с презентацией) Получив добро – помни, сделав – забудь. Жизнь дана на добрые дела. Добрые умирают, да дела их живут. Добро желаешь – добро делай. Помогай не словами, а делом 4. Работа с книгой (по вариантам) Выполнить упражнения 249, 254 5. Работа по картине. Составить бессоюзные сложные предложения. 6.На доске: - Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания. 1. С детских лет постигаем мы истину… 2. Держится мир на доброте… 3. Хочешь изменить мир к лучшему… 7. Из предложенного учителем текста найдите бессоюзные сложные предложения, в которых между простыми предложениями ставится запятая и точка с запятой, и выпишите их себе в тетрадь. Один из учащихся готовит краткий пересказ текста VII.Подведение итогов урока. VIII.Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение по тексту, который мы с вами рассмотрели. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте. IX. Прослушивание песни о доброте в исполнении М.Минкова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения".»

План – конспект урока «Бессоюзные сложные предложения»

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • формировать их личностную позицию;

  • воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

  1. 1.Запись на доске:
    - тема урока;
    - стихотворный текст для анализа;
    - дополнительное задание.

2. Мультимедийный проектор

3. Презентация к уроку

4. На рабочем столе учащихся: Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко.- 43-е изд. – М. : Просвещение, 2003.; тетради, ручки и карандаши.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы урока и постановка целей.

  4. Работа с эпиграфом к уроку.

  5. Работа с предложениями с опорой на домашнее задание.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  • Устный и письменный.

  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  3. Визуальный контроль готовности к уроку.

  4. Работа с журналом.

II. Проверка домашнего задания.

Сделать опорный конспект по теме «Бессоюзные сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.

Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.



III. Сообщение темы урока и постановка целей.

Бессоюзные сложные предложения.

(Тема урока записана на доске)

Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.



IV. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

  • Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.



  • Выразительное чтение эпиграфа учащимся.

  • Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.

  • Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

(С доброты человек начинается)

Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.

1. Обратите внимание на написание слова,

  • Доброта

2. Проникаем в тайну слова – как вы понимаете его значение?

  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

Подберите синонимы: доброта – отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта – злость, ненависть.

3. Находим родственников и друзей:

Слова - «Друзья» - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота.

- Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

добряк

добродушный

добреть

доброжелательность

доброкачественный

одобрить

добрососедство

добросовестный

 

одобрение

добрый

 




- Выделяем части (морфемный разбор);



-Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы)

- Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию)

- Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.

(1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным)

(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )

-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.

(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

V Актуализация уже имеющихся знаний.

1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)

3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

4) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?

  • Обратите внимание на эпиграф.

  • Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)



VI.Работа с предложениями с опорой на домашнее задание.

Дома вы ознакомились с параграфами 24-26 и составили опорный конспект.

Используя свой конспект, вы должны выполнить следующие задания:

1. Среди записанных на доске предложений есть предложение, которое не является бессоюзным. Найдите его, объясните постановку знаков препинания в нём.

  1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

  3. Желаешь себе добра – не делай зла другому.

  4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

  5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

2. Работа по вариантам

1.Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схемы.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

 1.Выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Начертите схемы.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.

  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

Ответы на задания

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

(это сложносочиненное предложение)

2. (учащийся работает у доски )

1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].

(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)

2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].

(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].

(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

-Выставление оценки-

3. (учащийся работает у доски ) Объяснить постановку знаков препинания и начертить схемы предложений

1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

[ ] - [сравнение].

(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)

2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].

(первая часть содержит условие)

3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.

[условие] – [ ].

(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)

4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].

(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

3 .Собери пословицу.(Работа с презентацией)

Получив добро – помни, сделав – забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь – добро делай.
Помогай не словами, а делом

4. Работа с книгой (по вариантам)

Выполнить упражнения 249, 254

5. Работа по картине. Составить бессоюзные сложные предложения.

6.На доске:

- Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

  1. С детских лет постигаем мы истину…

  2. Держится мир на доброте…

  3. Хочешь изменить мир к лучшему…

7. Из предложенного учителем текста найдите бессоюзные сложные предложения, в которых между простыми предложениями ставится запятая и точка с запятой, и выпишите их себе в тетрадь. Один из учащихся готовит краткий пересказ текста

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…

А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила:

-Кем же стал твой сын?

-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

-А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

-Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

-Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - сказал он на прощанье и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

-У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились.

К Белокосой матери никто не проходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел.

Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:

-Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она заплакала.

-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.


Учитель: Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце за вас, дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет. Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости. И помните: с доброты человек начинается!

Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.



VII.Подведение итогов урока.



VIII.Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по тексту, который мы с вами рассмотрели. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.



IX. Прослушивание песни о доброте в исполнении М.Минкова.































Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

Андрей Дементьев


Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

давайте воевать за доброту!

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живём на Земле.



Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнесли в тот самый час,

Когда они другим необходимы.



Почему-то в XXI веке
Очень редко в людях встретишь доброту,
И даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут.

Подумают: "Вам трудно?? Ну и ладно!
У меня своих полно забот!.."
Шагают мимо (лично мне досадно!..),
Будто в свой воды набрали рот.

А человек совсем уж впал в отчаяние,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,
Увидел доброты последний след,

Увидел помощи протянутую руку!
(неважно, что на тысячу - одна)
Покуда существует сердце друга,
Не будет умирать и доброта



В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить. 

Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

Высказывания великих людей о доброте



Высказывания и афоризмы о доброте.

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Гюго В.

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Толстой Л. Н.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Конфуций

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Марк Твен

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Сократ

Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.

Торо Г.

Верх Счастья на вершине Доброты.

Поуп А.

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Толстой Л. Н.

Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Шопенгауэр А.

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Эмерсон У.

Каждое существо, до тех пор пока оно существует, должно обладать качеством доброты точно так же, как обладает качеством существования.

Августин

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.

Бэкон Ф.

Доброта — качество, излишек которого не вредит.

Голсуорси Д.

Великие люди способны на великую доброту.

Сервантес

Против всего можно устоять, но не против доброты.

Руссо Ж.

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

Торо Г.

Не столько в веру я верю, сколько в доброту, которая и без веры легко обходится, и даже может являться продуктом сомнения.

Манн Т.

Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта.

Руставели Ш.

Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.

Хун Цзычен

Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.

Руссо Ж.

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

Уайльд О.





Доброта и вежливость (Притча)

Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.

— Зачем тебе это? — спросил мастер.

— Хочу стать сильным и непобедимым.

— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.

— Почему?

— Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.

— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.

— Я пришел поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи...

И тогда Учитель взял его в ученики

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней



Безмерное богатство – доброта.
И пусть ее надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро свое тратит.



Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.









Приложение




Опорный конспект.


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,

происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

[ ]; [ ].

3.Двоеточие ставится:

1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)


2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)


3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)


4.Тире ставится:

1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)


2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)


3) [ время ] - [ ]. (когда)

[ условие ] - [ ]. (если)


4) [ ] - [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)


5) [ ] - [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения".

Автор: Фещенко Мария Александровна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "194753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427809329"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока : Обощение по теме: "Бессоюзное сложное предложение". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-oboshchieniie-po-tiemie-biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "183004"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425666675"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект занятия на тему : Бессоюзное сложное предложение с отношениями одновременности, последовательности, сопоставления."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_na_temu_bessoiuznoe_slozhnoe_predlozhenie_s_otnosheniiami_odn"
    ["file_id"] => string(6) "533472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577214062"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "106909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403111124"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Открытый урок  "Бессоюзные сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyi-urok-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414754798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства