Урок- повторение: «Бессоюзные сложные предложения»
Цель: Повторить и обобщить знания по сложным предложениям. Выработать у учащихся умения и навыки выяснять смысловые отношения в БСП, расставлять знаки препинания. Работа над развитием речи. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудования: слайды.
Фронтальный тренинг
І.Вопросы для повторения.
1)Что изучает синтаксис?
2)Какие предложения называются сложными?
3)Чем отличаются простые от сложных предложений?
4)Назовите виды ССП?
5)Назовите виды СПП?
6)Какие предложения называются бессоюзными?
Тест
1)Сложносочиненным называется предложение, части которого соединены…
А) сочинительными союзами
Б) при помощи союзных слов
В) только интонацией
2)Союзы а, но, зато, однако являются:
А) противительными
Б) разделительными
В) подчинительными
3)Союзы или, либо, то…то являются:
А) разделительными
Б) соединительными
В) подчинительными
4)Укажите простое предложение
А) Ночью злой хищный филин охотится, днем прячется.
Б) Я иду по лесной тропе, и осенний лес становится как море.
В) Голубеет небо, и кричат грачи.
5)Укажите ССП с противительным союзом.
А) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
Б) Стали дни холоднее, и от птичьего крика сердцу только грустнее.
В) Зазвенел звонок, и начался урок.
6)Укажите схему, которой соответствует предложение.
Если первое слово правдиво, остальным легко поверят
А)( ), [ ]
Б) [ ], ( )
В) ( ), [ ], ( )
7)Укажите СПП с придаточным места
А) Везде, где сосредоточена национальная диаспора, открыты воскресные школы по изучению родного языка.
Б) Когда я подошел к забору, я увидел распахнутую калитку.
В) Я так сильно устал, что не могу идти дальше
8)Какая схема соответствует предложению
Пришла зима, вокруг все забелело
А) [ ],и [ ]
Б) [ ], [ ]
В) [ ], все [ ]
9)Как соединяются части в БСП?
А) сочинительными союзами
Б) подчинительными союзами
В) с помощью интонации
10)Укажите, какой знак препинания пропущен в предложении:
За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь
А) запятая
Б) двоеточие
В) точка запятой
Г) тире
ІІ.Практический блок
Работа по таблице
Графический тест
Знаки Значение Как проверить
, Одновременность и последовательность
По смыслу
: А)поясняет
Б)дополняет первую часть
В)причина
а именно, что,
потому что
- А) противопоставление
Б) время, условие
В) во втором предложении следствие (результат)
Г) второе предложение указывает на быструю смену событий а, но,
если, когда,
так что
Знаки Значения Как проверить
І Качались деревья скрипели ставни
ІІ Глаза боятся руки делают
Будет дождик будут и грибки
ІІІ Поедем домой будет холодно.
В поле потемнело надвигалась гроза.
Творческая работа
Опережающее задание.Сочинение «Праздник Наурыз». Работа по учебнику (упр 258)
Прочитайте текст. Ответить на вопросы.
Ассоциация к слову Наурыз
IV.Занимательная логика
Что лишнее, почему?
1.Наурыз, 8 марта, Новый год, Масленица, пятница
2.Астана, Алматы, Караганда, Атырау, Ишим
3.Пушкин, Абай, Некрасов, Кастеев.
4.Балалайка,?обыз,домбыра,жетіген,сыбыз?ы.
5.К?кпар, жмурки, асы?,к?рес,аударыспа?
V.Дифференцированная работа
I уровень
1.Вставить слово
Если увидишь _____ - очисти его.
Срубил _____ - посади десять.
II уровень
Синтаксический разбор предложений. Построить схему.
1. В этот день народ организует массовый праздник, который символизирует изобилие, достаток.
2. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко
ІІІ уровень
Выделить грамматическую основу, построить схему предложения, расставить знаки препинания.
1. Во время Наурыза забываются старые обиды прекра- щается вражда между соседями и родственниками.
2. Я доверяю любящим они великодушны.
3. Лето собирает зима прибирает.
Домашнее задание.
Рецепты национальных блюд.(презентация)