kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка Сложное предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - повторение изученного по теме "Сложное предложение".К уроку прилагаются технологические карты для учащихся с последовательными формами работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Сложное предложение»

Тема: Сложное предложение. 9 класс

Цели:

Образовательные:

  • Повторить ранее изученный материал по теме: «Сложное предложение»

  • Повторить виды связи в ССП, СПП, БСП.

  • Продолжить работу по подготовке к экзамену (диктант). Повторить разбор словосочетаний, способы связей слов в словосочетании.

  • Отрабатывать умения в составлять схемы к ССП, СПП, БСП; характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора).

Развивающие:

  • Формировать умения различать простые осложнённые предложения от сложных, ССП от СПП и БСП.

  • Закреплять умения в постановке знаков препинания в ССП, СПП, простом осложнённом предложении.

  • Формировать умения различать сочинительные союзы в ССП, виды придаточных в СПП.

  • Формировать коммуникативные умения (работать в коллективе, делать выбор, нести за него ответственность)

Воспитывающие:

  • Прививать интерес к изучению русского языка

  • Повышать самооценку учащихся.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

  3. Основная часть.

  1. Подготовка к экзамену.

- Что вы видите на слайде? Как назвать одним словом?

- Что такое словосочетание?

- Какие способы связей слов в словосочетании знаете?

- Что общего во всех этих словосочетаниях?

Угарный дым, прикосновение руки, быстро запирать, выровнять дорогу, прилагать усилия.

1, 2 мини-тест.

  1. Загорел на солнце, 2. Прикасаться к воде, 3. Вытереть насухо,

4. Решить уравнение, 5. Сложное предложение. (У,У,П,У,С)

ВЗАИМОПРОВЕРКА, ИТОГИ, %, Цели следующего этапа урока.

2. Отличие простого предложения от сложного.

- Что такое предложение?

- Чем отличается предложение от словосочетаний?

- Какие бывают предложения?

- Какие предложения называются простыми?

- Какие предложения называются сложными? Докажите свои знания на практике.

Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил её за собой.

Перепадали частые дожди, и на берёзовых листьях появилась первая желтуха.

3 диктант с буквенным обозначением.

Первый вариант

1. Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.

2. Наскоро одевшись, он вышел в ночь.

3. Двое продолжали гулять вопреки дождю.

4. Когда мы двигались к школе, за спиной всё время звучал голос Толи.

5. Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

Второй вариант

1. Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.

2. Одного за другим уводят лошадей, слышатся людские голоса.

3. Он шёл, нервно оглядываясь, и думал о своём.

4. Надо и знать, и любить, и беречь свою землю.

5. Снова нахмурилось небо и появились грозовые тучи.

КЛЮЧ: 1. –С,П,П,С,С 2. – П,С,П,П,С.

САМОПРОВЕРКА, ИТОГИ, %, Цели следующего этапа урока.

3. Виды сложных предложений. Схема.

СП


Простое сложное



Союзное бессоюзное БСП

ССП СПП

- Какое предложение называется СС?

Вспомните порядок работы с предложением.

1. Выделить грамматическую основу.

2. Указать количество грамматических основ, расставить знаки препинания, сделать вывод.

Определить тип соединения простых предложений в сложном. Назвать союз( если есть).

3. Составить схему. Определить вид СП.


4. Виды ССП.

Ветер валит с ног но я не обращаю внимания.

На меня надвинулись горести и страдания и настал час разлуки.

То облака медленно тонули то воды серебрились от ветра.

В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор ветеранов.

4 мини-тест «ССП»

КЛЮЧ:

ВЗАИМОПРОВЕРКА, ИТОГИ, %, Цели следующего этапа урока.

5. СПП, виды придаточных.

Схема

Очнулся он когда солнце стояло уже высоко.

Вдруг я понял что она всё равно ничего не скажет.

Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым днём.

Чтобы колёса не раскатывались под них подкладывают цепи.

ВЫВОД: место придаточного в СПП.

5 мини-тест «СПП»

КЛЮЧ:

САМОПРОВЕРКА, ИТОГИ, %, Цели следующего этапа урока.

6. БСП. Преобразуйте ССП и СПП в БСП.

1. Ему вдруг показалось, что кто-то вошёл в дом.

2. Ребята долго не спали, потому что их взволновал рассказ старика.

3. Игнат спустил курок, а ружьё дало осечку.

7. Резерв.

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком

И журавли печально пролетая

Уж (не)жалеют больше ни(о)чём. Стих. «Отговорила роща золотая»)

- Какая орфограмма пропущена?

Я пришёл на эту землю

Чтоб скорей её покинуть. (стих. «Край любимый!»)

6 итоговый тест.

ВЗАИМОПРОВЕРКА, выставление оценки за последний тест, выставление общей оценки. Подсчёт % успеваемости и качества.

8. Домашнее задание на слайде – «по уровням» - «3», «4», «5».

9. Итог урока.

Любите русский язык, изучайте его. Тренируйтесь в правописании слов, в точной постановке знаков препинания. Иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию. Казнить нельзя помиловать. Место запятой порой решает судьбу человека!

Тема: Сложное предложение. 1 вариант

1, 2. Подготовка к экзамену.

Словосочетания

Гласная в корне

Способ связи

1.

Заг…рел на солнце



2.

Прик…саться к воде



3.

Выт…реть насухо



4.

Решить ур…внение



5.

Сложное предл…жение




3. Диктант с буквенным обозначением. (П – простое, С – сложное предложение)

1 вариант

Вид предложения

1.

Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.


2.

Наскоро одевшись, он вышел в ночь.


3.

Двое продолжали гулять вопреки дождю.



4.

Когда мы двигались к школе, за спиной всё время звучал голос Толи.


5.

Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.



4. Тест «ССП»

1. Укажите ССП с соединительным союзом:

  1. Пел в садах соловей, да шумели листьями в рощах тополя.

  2. Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

  3. Не то светало, не то темнело.

2. Укажите предложение с противительным союзом:

  1. Только под ногами шуршали сухие листья и сучья, да тяжело вздыхали деревья.

  2. Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнёт.

  3. То дождь, то град, то снег, то солнце.

3. Укажите ССП, в котором не ставится запятая:

  1. Небо заволокло тучами и по земле гулял ветер.

  2. Я глядел на лицо деда и мне было почему-то его жаль.

  3. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчание дола огласит.

4. Выделите среди данных предложений сложносочинённое:

  1. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели листья.

  2. Темнело, сбоку несло речным холодом.

  3. Голова болела, но сознание было ясное, отчётливое.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации перед союзом И в предложении:

Воин был всегда молчалив и ни слова не говорил о своих подвигах.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  3. ССП, перед союзом И нужна запятая.

5. «СПП».

1. Запишите предложение:

Я и сейчас помню все эти детские стихи Маршака наизусть потому что Маршак создавал их буквально у меня на глазах..

Выдели грамматическую основу.

2. Выдели союз. Расставь знаки препинания.

3. Начерти схему.

4. Укажи вид придаточного в СПП.

На оценку «5»

Составь СПП с придаточным определительным, согласно схеме: [ , ( ) , ].

6. Итоговый тест.

1. Укажите ССП:

  1. Лето выдалось сухое и холодное, деревья были мокрые.

  2. Дул сильный пронзительный ветер и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья.

  3. Ветер дует порывами и постоянно меняет своё направление.

2. Укажите БСП:

  1. Было уже часов 10 вечера, и над садом светила полная луна.

  2. Воздух был полон острой свежести, какая бывает после грозы.

  3. К дому с обеих сторон прилегали деревья, аллея стриженых ёлок вела к подъезду.

3. Укажите СПП:

  1. Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было.

  2. По солнцу определил он, в какую сторону ему идти.

  3. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен выглянула луна.

4. Укажите простое предложение:

  1. Алёша попытался уснуть, но не успел.

  2. Дождь закончился, ребята отправились на экскурсию.

  3. Если солнце дымное встаёт, то день будет горячий.

5. Укажите верную схему к данному предложению:

В деревне где я провёл своё детство меня не узнали.

  1. [ , ( ) , ].

  2. ( , [ ] , ).

  3. [ ], ( ).














Тема: Сложное предложение. 2 вариант

1,2 Подготовка к экзамену.

Словосочетания

Гласная в корне

Способ связи

1.

Заг…рел на солнце



2.

Прик…саться к воде



3.

Выт…реть насухо



4.

Решить ур…внение



5.

Сложное предл…жение




3. Диктант с буквенным обозначением. (П – простое, С – сложное предложение)

2 вариант

Вид предложения

1.

Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.



2.

Одного за другим уводят лошадей, слышатся людские голоса.



3.

Он шёл, нервно оглядываясь, и думал о своём.


4.

Надо и знать, и любить, и беречь свою землю.



5.

Снова нахмурилось небо и появились грозовые тучи.



4. Тест «ССП»

1. Укажите ССП с соединительным союзом:

А. В широте движения реки была настойчивая сила.

В. Солнце село и лес не успел стихнуть.

С. Не то светало, не то темнело.

2. Укажите предложение с противительным союзом:

А. Ветер валит с ног, но я не обращаю внимания.

В. Поезд ушёл, его огни скоро исчезли.

С. То дождь, то град, то снег, то солнце.

3. Укажите ССП, в котором не ставится запятая:

А. Я долго сидел над задачей но ответ не сходился.

В. Солнце склонилось к западу и оно невыносимо жгло мне тело.

С. В такую погоду волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

4. Выделите среди данных предложений сложносочинённое:

А. В доме все уже легли, но никто не спал.

В. Лето выдалось серое и холодное.

С. День был пасмурный, но тёплый.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации перед союзом И в предложении:

Стемнело и на небе зажглись звёзды.

А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

В. ССП, перед союзом И нужна запятая.

С. ССП, перед союзом И не нужна запятая.

5. «СПП».

1. Запишите предложение:

Чудится мне будто песню печальную мать надо мною поёт в полусне..

Выдели грамматическую основу.

2. Выдели союз. Расставь знаки препинания.

3. Начерти схему.

4. Укажи вид придаточного в СПП.

На оценку «5»

Составь СПП с придаточным определительным, согласно схеме: [ , ( ) , ].

6. Итоговый тест.

1. Укажите вид предложения:

Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

А. простое В. ССП С. СПП

2. Укажите БСП:

  1. Метель не утихала, небо не прояснялось.

  2. Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было.

  3. Я думал о тех людях, чья жизнь была связана с этими берегами.

3. Укажите СПП:

  1. Заглохли, притихли крикливые запахи дня.

  2. Отряд наш несколько отстал, а мы с Димкой шли впереди и говорили между собой.

  3. Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было рассказать.

4. Укажите простое предложение:

  1. В степи было тихо, пасмурно.

  2. Тот, кто должен отвечать за других, раньше взрослеет.

  3. Лето пошло на убыль, но дни стоят душные и тяжёлые.

5. Укажите верную схему к данному предложению:

Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.

А. ( , [ ] , ).

В. [ ], ( ).

С. [ , ( ) , ].









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок русского языка Сложное предложение

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них»"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiurokporusskomuiazykuslozhnyiepriedlozhieniiaiznakipriepinaniiavnikh"
    ["file_id"] => string(6) "300791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456803050"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по русскому языку "Сложное предложение" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-slozhnoie-priedlozhieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "231709"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442596638"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок русского языка "Сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(47) "urok-russkogho-iazyka-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "278648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453120366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekturokarusskoghoiazykaslozhnopodchiniennoiepriedlozhieniiespridatochnymiziasnitielnym"
    ["file_id"] => string(6) "282835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453737287"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным""
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekturokarusskoghoiazykaslozhnopodchiniennoiepriedlozhieniiespridatochnymiziasnitielnym1"
    ["file_id"] => string(6) "282836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453737294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства