Любите русский язык, изучайте его. Тренируйтесь в правописании слов, в точной постановке знаков препинания. Иногда их отсутствие или неправильная расстановка может привести к искажению смысла высказывания или абсурдному его истолкованию. Казнить нельзя помиловать. Место запятой порой решает судьбу человека!
Тема: Сложное предложение. 1 вариант
1, 2. Подготовка к экзамену.
№
Словосочетания
Гласная в корне
Способ связи
1.
Заг…рел на солнце
2.
Прик…саться к воде
3.
Выт…реть насухо
4.
Решить ур…внение
5.
Сложное предл…жение
3. Диктант с буквенным обозначением. (П – простое, С – сложное предложение)
№
1 вариант
Вид предложения
1.
Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.
2.
Наскоро одевшись, он вышел в ночь.
3.
Двое продолжали гулять вопреки дождю.
4.
Когда мы двигались к школе, за спиной всё время звучал голос Толи.
5.
Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.
4. Тест «ССП»
1. Укажите ССП с соединительным союзом:
Пел в садах соловей, да шумели листьями в рощах тополя.
Солнце зашло за горы, но было ещё светло.
Не то светало, не то темнело.
2. Укажите предложение с противительным союзом:
Только под ногами шуршали сухие листья и сучья, да тяжело вздыхали деревья.
Много труда ему предстоит, но зато зимой он отдохнёт.
То дождь, то град, то снег, то солнце.
3. Укажите ССП, в котором не ставится запятая:
Небо заволокло тучами и по земле гулял ветер.
Я глядел на лицо деда и мне было почему-то его жаль.
Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчание дола огласит.
4. Выделите среди данных предложений сложносочинённое:
Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели листья.
Темнело, сбоку несло речным холодом.
Голова болела, но сознание было ясное, отчётливое.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации перед союзом И в предложении:
Воин был всегда молчалив и ни слова не говорил о своих подвигах.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
ССП, перед союзом И нужна запятая.
5. «СПП».
1. Запишите предложение:
Я и сейчас помню все эти детские стихи Маршака наизусть потому что Маршак создавал их буквально у меня на глазах..
Выдели грамматическую основу.
2. Выдели союз. Расставь знаки препинания.
3. Начерти схему.
4. Укажи вид придаточного в СПП.
На оценку «5»
Составь СПП с придаточным определительным, согласно схеме: [ , ( ) , ].
6. Итоговый тест.
1. Укажите ССП:
Лето выдалось сухое и холодное, деревья были мокрые.
Дул сильный пронзительный ветер и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья.
Ветер дует порывами и постоянно меняет своё направление.
2. Укажите БСП:
Было уже часов 10 вечера, и над садом светила полная луна.
Воздух был полон острой свежести, какая бывает после грозы.
К дому с обеих сторон прилегали деревья, аллея стриженых ёлок вела к подъезду.
3. Укажите СПП:
Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было.
По солнцу определил он, в какую сторону ему идти.
К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен выглянула луна.
4. Укажите простое предложение:
Алёша попытался уснуть, но не успел.
Дождь закончился, ребята отправились на экскурсию.
Если солнце дымное встаёт, то день будет горячий.
5. Укажите верную схему к данному предложению:
В деревне где я провёл своё детство меня не узнали.
[ , ( ) , ].
( , [ ] , ).
[ ], ( ).
Тема: Сложное предложение. 2 вариант
1,2 Подготовка к экзамену.
№
Словосочетания
Гласная в корне
Способ связи
1.
Заг…рел на солнце
2.
Прик…саться к воде
3.
Выт…реть насухо
4.
Решить ур…внение
5.
Сложное предл…жение
3. Диктант с буквенным обозначением. (П – простое, С – сложное предложение)
№
2 вариант
Вид предложения
1.
Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.
2.
Одного за другим уводят лошадей, слышатся людские голоса.
3.
Он шёл, нервно оглядываясь, и думал о своём.
4.
Надо и знать, и любить, и беречь свою землю.
5.
Снова нахмурилось небо и появились грозовые тучи.
4. Тест «ССП»
1. Укажите ССП с соединительным союзом:
А. В широте движения реки была настойчивая сила.
В. Солнце село и лес не успел стихнуть.
С. Не то светало, не то темнело.
2. Укажите предложение с противительным союзом:
А. Ветер валит с ног, но я не обращаю внимания.
В. Поезд ушёл, его огни скоро исчезли.
С. То дождь, то град, то снег, то солнце.
3. Укажите ССП, в котором не ставится запятая:
А. Я долго сидел над задачей но ответ не сходился.
В. Солнце склонилось к западу и оно невыносимо жгло мне тело.
С. В такую погоду волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
4. Выделите среди данных предложений сложносочинённое:
А. В доме все уже легли, но никто не спал.
В. Лето выдалось серое и холодное.
С. День был пасмурный, но тёплый.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации перед союзом И в предложении:
Стемнело и на небе зажглись звёзды.
А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
В. ССП, перед союзом И нужна запятая.
С. ССП, перед союзом И не нужна запятая.
5. «СПП».
1. Запишите предложение:
Чудится мне будто песню печальную мать надо мною поёт в полусне..
Выдели грамматическую основу.
2. Выдели союз. Расставь знаки препинания.
3. Начерти схему.
4. Укажи вид придаточного в СПП.
На оценку «5»
Составь СПП с придаточным определительным, согласно схеме: [ , ( ) , ].
6. Итоговый тест.
1. Укажите вид предложения:
Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
А. простое В. ССП С. СПП
2. Укажите БСП:
Метель не утихала, небо не прояснялось.
Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было.
Я думал о тех людях, чья жизнь была связана с этими берегами.
3. Укажите СПП:
Заглохли, притихли крикливые запахи дня.
Отряд наш несколько отстал, а мы с Димкой шли впереди и говорили между собой.
Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было рассказать.
4. Укажите простое предложение:
В степи было тихо, пасмурно.
Тот, кто должен отвечать за других, раньше взрослеет.
Лето пошло на убыль, но дни стоят душные и тяжёлые.