Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Конспект урока русского языка на тему " Сложноподчиненное проедложение с придаточным изъяснительным" Урок включает в себя методы и приемы активизации учебной деятельности учащихся.
Цель:
Обучающие:
познакомить учащихся с сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным
учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
определить к чему относится придаточная часть;
- на какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное;
- какие средства связи используются для связи главной части и придаточной в сложноп-ом предложении с придаточным изъяснительным
Развивающие:
-формировать умение определять главную часть и придаточную, находить определяющее слово, ставить вопрос от главной части к придаточной, расставлять знаки препинания, строить схемы, правильно употреблять сложноп-ое предложение с придаточным изъяснительным в устной и письменной речи.
Воспитательные:
- воспитать любовь к русскому языку, к искусству.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос. (данная работа проводится с цель обобщения и систематизации знаний учащихся).
Учитель задает учащимся вопросы, они отвечают, на проекторе появляется правильный вариант. Постепенно выстраивается следующая схема:
По количеству грамматических основ предложение бывает…
Простое(1 грам. основа) Сложное( 2и более грамм. основ)
По наличию –отсутствию союза…
Союзное Бессоюзное
По характеру союза…
Сложносоч-ое… Сложноподч-ое предложение…
( Части равноправные по значению) ( Есть главная часть и придаточная)
[ ],и[ ] [ главн.часть ],( придаточ. )
Как определить вид придаточного…
1.Обозначить: к чему присоед-ся прид. часть
2.С помощью чего присоединяется(союз. союзн. сл., ук.сл.)
3.Какие смысловые отношения складываются
между главной частью и придаточной. Правильно задать воп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"»
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным
Цель:
Обучающие:
познакомить учащихся с сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным
учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
определить к чему относится придаточная часть;
- на какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное;
- какие средства связи используются для связи главной части и придаточной в сложноп-ом предложении с придаточным изъяснительным
Развивающие:
-формировать умение определять главную часть и придаточную, находить определяющее слово, ставить вопрос от главной части к придаточной, расставлять знаки препинания, строить схемы, правильно употреблять сложноп-ое предложение с придаточным изъяснительным в устной и письменной речи.
Воспитательные:
- воспитать любовь к русскому языку , к искусству.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос. (данная работа проводится с цель обобщения и систематизации знаний учащихся).
Учитель задает учащимся вопросы, они отвечают, на проекторе появляется правильный вариант. Постепенно выстраивается следующая схема:
По количеству грамматических основ предложение бывает…
Простое(1 грам. основа) Сложное( 2и более грамм. основ)
По наличию –отсутствию союза…
Союзное Бессоюзное
По характеру союза…
Сложносоч-ое… Сложноподч-ое предложение…
( Части равноправные по значению) ( Есть главная часть и придаточная)
[ ],и[ ] [ главн.часть ],( придаточ. )
Как определить вид придаточного…
1.Обозначить: к чему присоед-ся прид. часть
2.С помощью чего присоединяется(союз. союзн. сл., ук.сл.)
3.Какие смысловые отношения складываются
между главной частью и придаточной. Правильно задать воп.
Слово учителя: На прошлом уроке , ребята , мы рассмотрели какую тему?
Ответ: Слож-ое предл. с придаточным определительным.
Учитель: Опираясь на дом. Упражн. Давайте приведем примеры определения вида придаточного.
Учащиеся приводят в пример 2 предложения из дом. упр .Анализируют их( выделяют грамм. основу, определяют главную часть и придаточную, находят в главной части определяемое слово, ставят от него вопрос, определяют по вопросу вид придаточного. Называют средство связи-союзное слово, т.к вопрос не прямой, выполняет синт. функцию).
Учитель отображает на проекторе схемы предложений из дом. упр. , озвучивает вопрос. Задаваемый от определяемого слова в главной части.
Слово учителя: Ребята, на доске записаны 3 предложения, определит вид придаточного в каждом из них, посторойте схемы, найдите третье лишнее.
Мальчишка что сидел рядом, глянул на меня .
( предложение сложное союзное, по характеру союза сложноп-ОЕ, опред.слово-Мальчишка (какой?) . прид. опред.. части связаны союзным словом , вопрос не прямой.
Схема [ сущ.( что), ].
Анализ второго предложения проводится аналогично.
Мне приснился сон, которого я не мог забыть.
Слышно было, как деревья шипели . обливаясь потом.
Учащиеся делают вывод , что третье лишнее- 3 предложение, когда ребята его анализируют, они приходят к выводу, что вопрос в 3 предлож., ставится в главной части тоже от слова, глагола и крат прич. Отвечает на вопрос косв.падежа. Придаточная часть поясняет, изъясняет глагол и крат. прич. Вывод : какая же тема сегодняшнего урока- СПП с придаточным изъяснительным.
На проекторе появляется тема урока.
Учитель определяет цели урока, на проекторе обозначается два момента1. Чему должны научиться 2. Что должны узнать .
И только после этого ребята переходят к выполнению упражнений.
Первое упр 122 выполняется устно. Учащиеся читают предложения, анализируют их вслух, отрабатывают навыки постановки вопроса от слова в главной части. По ходу анализа приходят к выводу , что придаточная часть в СПП с придаточным изъяснительным чаще всего зависит от глагола, части связаны союзным словом, обращают внимание каким. Вопрос не прямой, союзное слово выполняет синтаксическую функцию.
Тога я еще не знал, какая страшная история вскоре произойдет.( не знал чего?) в главной части вопрос ставим от глагола. Вопрос падежный. Придаточная часть поясняет глагол. Вывод : придаточное изъяснительное. Части связаны союзным словом, т.к. вопрос не прямой.В предложении союзное слово выполняет синтаксическую функцию .
Я радовался, как ребенок, что буду в одном кружке с Наташей Кулагиной
( предложение сложное, первая грамм. основа я радовался, вторая буду в одном кружке)
В главной части ставим вопрос к придаточной от слова радовался (чему?)Вопрос падежный, придаточная часть поясняет глагол .Вывод: придаточное изъяснительное. Части связаны союзным словом, т.к. вопрос не прямой.
Следующие два предложения анализируются аналогично.
Далее учитель делает вывод: таким образом, ребята, от чего же зависит придаточная часть изъяснительная-от слова , которое чаще является глаголом, реже сущ. Прилаг., предикат. Наречием. Отвечает на вопрсы падежные, части могут быть связаны союзными словами( что ,какая, к кому, союзами ли, будто,как, чтобы).
Учитель обращает внимание при анализе, от чего зависит придаточная часть. на какой вопрос отвечает.
Второй этап закрепления- выполнение упр. на доске Упр 125 .В анном упр. 5 предлож, на доске выполняем 2, учитель заранее записывает их, чтобы меньше тратить время на запись, 1 ученик выходит к доске , анализирует предложения. Делает вывод.
Всем своим и(с,СС) ку(с,СС) твом Микеланджело хочет показать, что самое красивое в пр…роде-это человеческая фигура. (предл. сложное, союзное, сложноподч. В главной части ставим вопрос от слова –хочет показать ( что?) вопрос падежный, придаточная часть изъясняет, поясняет придаточную. Вывод : придаточное изъяснительное. Чертим схему
Что?
[ глагол ] ,( что) средство связи- союз, т.к. прямой вопрос.
что
О скульптуре Микеланджело говорил, что « это первое из и(с.сс)ку(с.сс)тв», ссылаясь на библейскую л..генду.
Анализ аналогичный.
Далее учитель предлагает выполнить анализ оставшихся предложений самостоятельно.
На проекторе дается правильный вариант. Где обозначена грамм. основа, слово в главной части, поставлен вопрос. Записана схема. Учитель просит одного из учеников прокомментировать предложение.
Что?
« Мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи»,- писал Микеланджело
Учитель обращает внимание, что светоч пишется без мягкого знака, т.к. в старину так называли факел. Просит обратить внимание на постановку знаков препинания при прямой речи. Один из учеников комментирует предложение На проекторе показана схема
что
[ глагол ] ,( что ) Вопрос падежный, части связаны союзом. т.к. вопрос прямой
Во что? как
Он верил, что точно так же, как в природе заложена красота, в человеке заложено добро.
Предложение сложное, состоит из трех частей, 1и 2 часть связаны союзом , придаточное отвечает на вопрос падежный, поясняет глагол верил.Вывод: придаточное изъяснительное. 2 и 3 части связаны союзом как, придаточное зависит от главной части. Придаточное сравнительное.
что
В гордых думах , быть может , грезилось ему, что в его резце нуждается не только мраморный блок , выбранный им для работы, но и каждая скала, гора. В главной части вопрос ставим от глагола , вопрос падежный, части связаны союзом. Учитель обращает внимание на однородные подлежащие.
Учитель подводит итоги.
Ребята, мы выполнили с вами ряд упражнений, в которых представлены готовые предложения с придаточным изъяснительным.
Но мы не забываем. Что главная цель- правильное употребление СПП в устной и письменной речи.
Чтобы отработать навыки построения спп С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ, ДАВАЙТЕ ВЫПОЛНИМ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:
На проекторе представлена картина « Опять двойка» Учитель просит описать данную картину , используя 5-6 СПП с с придаточным изъяснительным. Перед работой учитель проводит устную беседу, используя наводящие вопросы: -откуда пришел мальчик?
-что думает он в момент встречи с мамой и сестрой?
-что пытается сказать ему мама, успокоить его.
- что, возможно, пообещал ей сын?
Прослушав несколько выступлений, учитель подчеркивает, как в устной и письменной речи СПП с прид.изъясн. помогают пояснить те или иные действия, помогают нам передать свои мысли.
Вывод:
Ребята, наш урок подходит к концу. ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ И ОПРЕДЕЛИМ: ДОСТИГЛИ ЛИ МЫ ИХ.
Определяли: от чего же зависит придаточное изъяснительное в главной части……
на какие вопросы отвечает прид. изъяснительное……..
средство связи главной части и придаточной……..
Учились строить предложения СПП с придаточным изъяснительным