kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учительница русского языка и литературы

Рахметчаева Айгуль Кожановна

Сш.имени Крылова

Алматинская обл.

Панфиловский р/он

Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них» 11 класс

Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения и

                       знаки препинания в них»    11 класс                

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Цель урока: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме 

                      «Сложные предложения и знаки препинания в них»

  • 1.      Задачи урока:
  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»
  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный   анализ
  • Развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений
  • Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки-тесты, «Слепая схема»,

                                        карточки с самооценкой и взаимооценкой.

                                                  Ход урока

  • 1.      Организационный момент.
  • 2.      Лингвистическая  разминка.

А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом. (Кадр1)

Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.

          Ответы:  всякий, прошлое, будущее, взрослых    (Кадр 2)

          Взаимопроверка и выставление оценок в лист самоконтроля

          Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

                                синтаксической нормы)

3-ий кадр:

  • 1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
  • 2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
  • 3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
  • 4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

4-ый кадр:

  • 1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
  • 2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
  • 3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
  • 4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

5-ый кадр:

  • 1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
  • 2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
  • 3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
  • 4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

6-ой кадр:

  • 1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
  • 2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
  • 3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
  • 4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

Проверка выполненного задания:

(одну часть листочка, на котором выполнялось задание,  учащиеся сдают учителю, а по второй части осуществляют самопроверку).

Самопроверка:  (кадр 7)

  Ответы:

1)      3;    2)  1;   3)  2;    4)  4

Выставление оценок в лист самоконтроля.

  • 3.      С какими предложениями  вы работали, выполняя лингвистическую разминку?

(Ответы: с простыми предложениями, СПП)

Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»

Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть  цели нашего урока?

        (Ответы: Закрепить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ЕГЭ)

  • 4.      Актуализация знаний.

Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?  (Кадр 8)

В чём основное отличие ССП, СПП и БСП?   Свой  ответ аргументируйте.

  • 5.      Практическая работа.

Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

                         ССП – …,                            СПП – …,                            БСП - …

  • 1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг  

     фонарей задрожали тёмные круги.

  • 2. В то время,  как она выходила из гостей, послышался звонок.
  •  3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой 

     орал чёрный кот.

  • 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
  • 5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в

     прошлогодней траве.

  • 6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья

     на дереве.

  • 7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
  • 8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
  • 6.      Самостоятельная работа.  (Предложения распечатаны на карточках)  (Приложение 1)

Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора. 

  Карточка 1.                                   I вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.

«4»

Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.

«5»

Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.

   Карточка 1                                                 II  вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.

«4»

      Растение живет и размножается под землей так что  если вы увидите стайку  ландышей

      в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

   «5»

   Тот  который писал и к которому обратился Борис  досадливо обернулся и сказал ему  что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную  коли ему нужно видеть его.                      

  • 7.      Актуализация знаний. (Продолжение)
  • 8.      Работа со «Слепой схемой» (Систематизация знаний о БСП) по вариантам.

(Приложение 2)

  • 9.      Проверка работы с последующей самооценкой.

Вопросы классу:  Когда в БСП ставим точку с запятой?

                                 Когда в БСП ставим тире?

                                 Когда в БСП ставим двоеточие?

  • 10.  Самостоятельная работа.  (Приложение 3)

11.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие цели  мы  поставили в начале урока?  Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?  Заполните табличку, которая имеется у вас на обратной стороне листка самоконтроля.  12.Домашнее задание.   

Упр. 495. Озаглавить текст, переписать, расставляя  знаки препинания и указывая типы предложений. Произвести синтаксический разбор одного сложного предложения.

Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из оценок, выставленных в листках самоконтроля и оценок за лингвистическую разминку и синтаксический разбор предложений.

Лист самоконтроля  .

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них»»

Учительница русского языка и литературы

Рахметчаева Айгуль Кожановна

Сш.имени Крылова

Алматинская обл.

Панфиловский р/он


Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них» 11 класс

Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения и

                       знаки препинания в них»    11 класс                

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Цель урока: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме 

                      «Сложные предложения и знаки препинания в них»

  • 1.      Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»

  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный   анализ

  • Развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений

  • Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

 

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки-тесты, «Слепая схема»,

                                        карточки с самооценкой и взаимооценкой.

                                                  Ход урока

  • 1.      Организационный момент.

  • 2.      Лингвистическая  разминка.

А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом. (Кадр1)

Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.

          Ответы:  всякий, прошлое, будущее, взрослых    (Кадр 2)

          Взаимопроверка и выставление оценок в лист самоконтроля

          Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

                                синтаксической нормы)

3-ий кадр:

  • 1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

  • 2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

  • 3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

  • 4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

4-ый кадр:

  • 1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

  • 2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

  • 3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

  • 4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

5-ый кадр:

  • 1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

  • 2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

  • 3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

  • 4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

6-ой кадр:

  • 1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

  • 2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

  • 3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

  • 4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

Проверка выполненного задания:

(одну часть листочка, на котором выполнялось задание,  учащиеся сдают учителю, а по второй части осуществляют самопроверку).

Самопроверка:  (кадр 7)

  Ответы:

1)      3;    2)  1;   3)  2;    4)  4

Выставление оценок в лист самоконтроля.

  • 3.      С какими предложениями  вы работали, выполняя лингвистическую разминку?

(Ответы: с простыми предложениями, СПП)

Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»

Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть  цели нашего урока?

        (Ответы: Закрепить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ЕГЭ)

  • 4.      Актуализация знаний.

Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?  (Кадр 8)

В чём основное отличие ССП, СПП и БСП?   Свой  ответ аргументируйте.

  • 5.      Практическая работа.

Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

                         ССП – …,                            СПП – …,                            БСП - …

  • 1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг  

     фонарей задрожали тёмные круги.

  • 2. В то время,  как она выходила из гостей, послышался звонок.

  •  3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой 

     орал чёрный кот.

  • 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

  • 5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в

     прошлогодней траве.

  • 6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья

     на дереве.

  • 7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.

  • 8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

  • 6.      Самостоятельная работа.  (Предложения распечатаны на карточках)  (Приложение 1)

Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора. 

  Карточка 1.                                   I вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.

«4»

Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.

«5»

Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.

   Карточка 1                                                 II  вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.

«4»

      Растение живет и размножается под землей так что  если вы увидите стайку  ландышей

      в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

 

   «5»

   Тот  который писал и к которому обратился Борис  досадливо обернулся и сказал ему  что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную  коли ему нужно видеть его.                      

  • 7.      Актуализация знаний. (Продолжение)

 

  • 8.      Работа со «Слепой схемой» (Систематизация знаний о БСП) по вариантам.

(Приложение 2)

  • 9.      Проверка работы с последующей самооценкой.

Вопросы классу:  Когда в БСП ставим точку с запятой?

                                 Когда в БСП ставим тире?

                                 Когда в БСП ставим двоеточие?

 

  • 10.  Самостоятельная работа.  (Приложение 3)

11.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие цели  мы  поставили в начале урока?  Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?  Заполните табличку, которая имеется у вас на обратной стороне листка самоконтроля.  12.Домашнее задание.   

Упр. 495. Озаглавить текст, переписать, расставляя  знаки препинания и указывая типы предложений. Произвести синтаксический разбор одного сложного предложения.

 

Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из оценок, выставленных в листках самоконтроля и оценок за лингвистическую разминку и синтаксический разбор предложений.

Лист самоконтроля  .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них»

Автор: Рахметчаева Айгуль Кожановна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Простые предложения» открытый урок"
    ["seo_title"] => string(40) "prostyie_priedlozhieniia_otkrytyi_urok_1"
    ["file_id"] => string(6) "438012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510246558"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Пунктуация сложных бессоюзных предложений "
    ["seo_title"] => string(51) "punktuatsiia-slozhnykh-biessoiuznykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "198312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428393807"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства