Учительница русского языка и литературы
Рахметчаева Айгуль Кожановна
Сш.имени Крылова
Алматинская обл.
Панфиловский р/он
Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них» 11 класс
Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения и
знаки препинания в них» 11 класс
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме
«Сложные предложения и знаки препинания в них»
- 1. Задачи урока:
- Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»
- Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ
- Развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений
- Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки-тесты, «Слепая схема»,
карточки с самооценкой и взаимооценкой.
Ход урока
- 1. Организационный момент.
- 2. Лингвистическая разминка.
А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом. (Кадр1)
Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.
Ответы: всякий, прошлое, будущее, взрослых (Кадр 2)
Взаимопроверка и выставление оценок в лист самоконтроля
Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением
синтаксической нормы)
3-ий кадр:
- 1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
- 2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
- 3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
- 4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
4-ый кадр:
- 1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
- 2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
- 3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
- 4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
5-ый кадр:
- 1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
- 2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
- 3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
- 4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
6-ой кадр:
- 1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
- 2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
- 3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
- 4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
Проверка выполненного задания:
(одну часть листочка, на котором выполнялось задание, учащиеся сдают учителю, а по второй части осуществляют самопроверку).
Самопроверка: (кадр 7)
Ответы:
1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4
Выставление оценок в лист самоконтроля.
- 3. С какими предложениями вы работали, выполняя лингвистическую разминку?
(Ответы: с простыми предложениями, СПП)
Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»
Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть цели нашего урока?
(Ответы: Закрепить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ЕГЭ)
- 4. Актуализация знаний.
Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи? (Кадр 8)
В чём основное отличие ССП, СПП и БСП? Свой ответ аргументируйте.
- 5. Практическая работа.
Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:
ССП – …, СПП – …, БСП - …
- 1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг
фонарей задрожали тёмные круги.
- 2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.
- 3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой
орал чёрный кот.
- 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
- 5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в
прошлогодней траве.
- 6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья
на дереве.
- 7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
- 8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
- 6. Самостоятельная работа. (Предложения распечатаны на карточках) (Приложение 1)
Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.
Карточка 1. I вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.
«4»
Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.
«5»
Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.
Карточка 1 II вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.
«4»
Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей
в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
«5»
Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.
- 7. Актуализация знаний. (Продолжение)
- 8. Работа со «Слепой схемой» (Систематизация знаний о БСП) по вариантам.
(Приложение 2)
- 9. Проверка работы с последующей самооценкой.
Вопросы классу: Когда в БСП ставим точку с запятой?
Когда в БСП ставим тире?
Когда в БСП ставим двоеточие?
- 10. Самостоятельная работа. (Приложение 3)
11. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какие цели мы поставили в начале урока? Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей? Заполните табличку, которая имеется у вас на обратной стороне листка самоконтроля. 12.Домашнее задание.
Упр. 495. Озаглавить текст, переписать, расставляя знаки препинания и указывая типы предложений. Произвести синтаксический разбор одного сложного предложения.
Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из оценок, выставленных в листках самоконтроля и оценок за лингвистическую разминку и синтаксический разбор предложений.
Лист самоконтроля .