kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему " Сложноподчиненное проедложение с придаточным изъяснительным" Урок включает в себя методы и приемы активизации учебной деятельности учащихся.

Цель:

Обучающие:

познакомить учащихся с  сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным 

учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

определить к чему относится придаточная часть;

 - на какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное;

-   какие средства связи используются для связи главной  части и придаточной в сложноп-ом предложении с придаточным изъяснительным

Развивающие:

                     -формировать умение определять главную часть и придаточную,                                        находить определяющее слово, ставить вопрос от главной части к придаточной, расставлять знаки препинания, строить схемы, правильно употреблять сложноп-ое предложение с придаточным изъяснительным в устной и письменной речи.

Воспитательные:

                           - воспитать любовь к русскому языку, к искусству.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос. (данная работа проводится с цель обобщения и систематизации знаний учащихся).

Учитель задает учащимся вопросы, они отвечают, на проекторе появляется правильный вариант. Постепенно выстраивается следующая схема:

По количеству грамматических основ предложение бывает…

           Простое(1 грам. основа)               Сложное( 2и более грамм. основ)

                                                               По наличию –отсутствию союза…

                                                                        Союзное                    Бессоюзное

                                                        По характеру  союза…

                                          Сложносоч-ое…     Сложноподч-ое  предложение…

              ( Части равноправные по значению)      ( Есть главная часть и придаточная)

                  [    ],и[   ]                                                    [    главн.часть  ],( придаточ.      )

                                                                             Как определить вид придаточного…

                               1.Обозначить: к чему присоед-ся прид. часть

                               2.С помощью чего присоединяется(союз. союзн. сл., ук.сл.)

                               3.Какие смысловые отношения складываются

                              между главной частью и придаточной. Правильно задать воп.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"»

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным

Цель:

Обучающие:

познакомить учащихся с сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным

учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

определить к чему относится придаточная часть;

- на какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное;

- какие средства связи используются для связи главной части и придаточной в сложноп-ом предложении с придаточным изъяснительным

Развивающие:

-формировать умение определять главную часть и придаточную, находить определяющее слово, ставить вопрос от главной части к придаточной, расставлять знаки препинания, строить схемы, правильно употреблять сложноп-ое предложение с придаточным изъяснительным в устной и письменной речи.

Воспитательные:

- воспитать любовь к русскому языку , к искусству.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос. (данная работа проводится с цель обобщения и систематизации знаний учащихся).

Учитель задает учащимся вопросы, они отвечают, на проекторе появляется правильный вариант. Постепенно выстраивается следующая схема:



По количеству грамматических основ предложение бывает…





Простое(1 грам. основа) Сложное( 2и более грамм. основ)

По наличию –отсутствию союза…

Союзное Бессоюзное

По характеру союза…

Сложносоч-ое… Сложноподч-ое предложение…

( Части равноправные по значению) ( Есть главная часть и придаточная)

[ ],и[ ] [ главн.часть ],( придаточ. )

Как определить вид придаточного…

1.Обозначить: к чему присоед-ся прид. часть

2.С помощью чего присоединяется(союз. союзн. сл., ук.сл.)

3.Какие смысловые отношения складываются

между главной частью и придаточной. Правильно задать воп.

Слово учителя: На прошлом уроке , ребята , мы рассмотрели какую тему?

Ответ: Слож-ое предл. с придаточным определительным.

Учитель: Опираясь на дом. Упражн. Давайте приведем примеры определения вида придаточного.

Учащиеся приводят в пример 2 предложения из дом. упр .Анализируют их( выделяют грамм. основу, определяют главную часть и придаточную, находят в главной части определяемое слово, ставят от него вопрос, определяют по вопросу вид придаточного. Называют средство связи-союзное слово, т.к вопрос не прямой, выполняет синт. функцию).

Учитель отображает на проекторе схемы предложений из дом. упр. , озвучивает вопрос. Задаваемый от определяемого слова в главной части.

Слово учителя: Ребята, на доске записаны 3 предложения, определит вид придаточного в каждом из них, посторойте схемы, найдите третье лишнее.

Мальчишка что сидел рядом, глянул на меня .

( предложение сложное союзное, по характеру союза сложноп-ОЕ, опред.слово-Мальчишка (какой?) . прид. опред.. части связаны союзным словом , вопрос не прямой.

Схема [ сущ.( что), ].

Анализ второго предложения проводится аналогично.

Мне приснился сон, которого я не мог забыть.

Слышно было, как деревья шипели . обливаясь потом.

Учащиеся делают вывод , что третье лишнее- 3 предложение, когда ребята его анализируют, они приходят к выводу, что вопрос в 3 предлож., ставится в главной части тоже от слова, глагола и крат прич. Отвечает на вопрос косв.падежа. Придаточная часть поясняет, изъясняет глагол и крат. прич. Вывод : какая же тема сегодняшнего урока- СПП с придаточным изъяснительным.

На проекторе появляется тема урока.

Учитель определяет цели урока, на проекторе обозначается два момента1. Чему должны научиться 2. Что должны узнать .

И только после этого ребята переходят к выполнению упражнений.

Первое упр 122 выполняется устно. Учащиеся читают предложения, анализируют их вслух, отрабатывают навыки постановки вопроса от слова в главной части. По ходу анализа приходят к выводу , что придаточная часть в СПП с придаточным изъяснительным чаще всего зависит от глагола, части связаны союзным словом, обращают внимание каким. Вопрос не прямой, союзное слово выполняет синтаксическую функцию.

Тога я еще не знал, какая страшная история вскоре произойдет.( не знал чего?) в главной части вопрос ставим от глагола. Вопрос падежный. Придаточная часть поясняет глагол. Вывод : придаточное изъяснительное. Части связаны союзным словом, т.к. вопрос не прямой.В предложении союзное слово выполняет синтаксическую функцию .

Я радовался, как ребенок, что буду в одном кружке с Наташей Кулагиной

( предложение сложное, первая грамм. основа я радовался, вторая буду в одном кружке)

В главной части ставим вопрос к придаточной от слова радовался (чему?)Вопрос падежный, придаточная часть поясняет глагол .Вывод: придаточное изъяснительное. Части связаны союзным словом, т.к. вопрос не прямой.

Следующие два предложения анализируются аналогично.

Далее учитель делает вывод: таким образом, ребята, от чего же зависит придаточная часть изъяснительная-от слова , которое чаще является глаголом, реже сущ. Прилаг., предикат. Наречием. Отвечает на вопрсы падежные, части могут быть связаны союзными словами( что ,какая, к кому, союзами ли, будто,как, чтобы).

Учитель обращает внимание при анализе, от чего зависит придаточная часть. на какой вопрос отвечает.

Второй этап закрепления- выполнение упр. на доске Упр 125 .В анном упр. 5 предлож, на доске выполняем 2, учитель заранее записывает их, чтобы меньше тратить время на запись, 1 ученик выходит к доске , анализирует предложения. Делает вывод.



Всем своим и(с,СС) ку(с,СС) твом Микеланджело хочет показать, что самое красивое в пр…роде-это человеческая фигура. (предл. сложное, союзное, сложноподч. В главной части ставим вопрос от слова –хочет показать ( что?) вопрос падежный, придаточная часть изъясняет, поясняет придаточную. Вывод : придаточное изъяснительное. Чертим схему

Что?

[ глагол ] ,( что) средство связи- союз, т.к. прямой вопрос.

что

О скульптуре Микеланджело говорил, что « это первое из и(с.сс)ку(с.сс)тв», ссылаясь на библейскую л..генду.

Анализ аналогичный.

Далее учитель предлагает выполнить анализ оставшихся предложений самостоятельно.

На проекторе дается правильный вариант. Где обозначена грамм. основа, слово в главной части, поставлен вопрос. Записана схема. Учитель просит одного из учеников прокомментировать предложение.

Что?

« Мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи»,- писал Микеланджело

Учитель обращает внимание, что светоч пишется без мягкого знака, т.к. в старину так называли факел. Просит обратить внимание на постановку знаков препинания при прямой речи. Один из учеников комментирует предложение На проекторе показана схема

что

[ глагол ] ,( что ) Вопрос падежный, части связаны союзом. т.к. вопрос прямой

Во что? как

Он верил, что точно так же, как в природе заложена красота, в человеке заложено добро.

Предложение сложное, состоит из трех частей, 1и 2 часть связаны союзом , придаточное отвечает на вопрос падежный, поясняет глагол верил.Вывод: придаточное изъяснительное. 2 и 3 части связаны союзом как, придаточное зависит от главной части. Придаточное сравнительное.

что

В гордых думах , быть может , грезилось ему, что в его резце нуждается не только мраморный блок , выбранный им для работы, но и каждая скала, гора. В главной части вопрос ставим от глагола , вопрос падежный, части связаны союзом. Учитель обращает внимание на однородные подлежащие.

Учитель подводит итоги.

Ребята, мы выполнили с вами ряд упражнений, в которых представлены готовые предложения с придаточным изъяснительным.

Но мы не забываем. Что главная цель- правильное употребление СПП в устной и письменной речи.

Чтобы отработать навыки построения спп С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ, ДАВАЙТЕ ВЫПОЛНИМ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:

На проекторе представлена картина « Опять двойка» Учитель просит описать данную картину , используя 5-6 СПП с с придаточным изъяснительным. Перед работой учитель проводит устную беседу, используя наводящие вопросы: -откуда пришел мальчик?

-что думает он в момент встречи с мамой и сестрой?

-что пытается сказать ему мама, успокоить его.

- что, возможно, пообещал ей сын?

Прослушав несколько выступлений, учитель подчеркивает, как в устной и письменной речи СПП с прид.изъясн. помогают пояснить те или иные действия, помогают нам передать свои мысли.

Вывод:

Ребята, наш урок подходит к концу. ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ И ОПРЕДЕЛИМ: ДОСТИГЛИ ЛИ МЫ ИХ.

Определяли: от чего же зависит придаточное изъяснительное в главной части……

на какие вопросы отвечает прид. изъяснительное……..

средство связи главной части и придаточной……..

Учились строить предложения СПП с придаточным изъяснительным

Отработали навыки постановки знаков препинания . Строили схемы

Учитель благодарит за работу, ставит оценки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Оксана Васильевна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным""
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekturokarusskoghoiazykaslozhnopodchiniennoiepriedlozhieniiespridatochnymiziasnitielnym1"
    ["file_id"] => string(6) "282836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453737294"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока  русского языка в 7 классе по теме: "Подчинительные союзы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-podchinitiel-nyie-soiuzy"
    ["file_id"] => string(6) "110018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405402384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-iziasnitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "236453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444066548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства