kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка. «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме: "Слитное и раздельное написане НЕ с разными частями речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»»

Урок русского языка по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Цели урока:

1.Образовательная – вспомнить, чем может быть НЕ, обобщить основные правила правописания НЕ с разными частями речи.

2.Воспитательная – продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых  примеров, повышение интереса ученика к изучению предмета и к учению в целом; формирование отношения учащихся к здоровью как к ценности.

3.Развивающая – продолжить развитие  познавательного интереса к русскому языку, умение анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания.

Задачи:

1.Систематизировать правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

2.Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

3.Проверить умения и навыки в правописании НЕ с разными частями речи.


Технологии:


1.Здоровьесберегающая;

2.Педагогика сотрудничества;

3.Технология уровневой дифференциации.

5.Игровая технология.

Тип урока: урок-обобщение.

Обеспечение занятия: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

Виды урока: устный опрос, работа по разноуровневым карточкам, комментируемое письмо, творческое задание, работа у доски, тестирование.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация прошлых знаний.

Слово учителя.

Коварная   НЕ. НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Какую же орфографическую опасность может таить в себе маленькое словечко из двух звуков? Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях.

1 лист. (Интерактивная доска)

Записано на доске.

Он НЕ вежливый, а нахальный. Он совершенно НЕвежливый. Он настоящий НЕряха

Итак, чем является НЕ в этих примерах? ( В каждом из них НЕ появляется в новом облике: в 1 – частица, во 2 – приставка,  в 3 – это часть корня)


III.Самостоятельная работа по карточкам.


2 лист. (Интерактивная доска)

Задание. Возьмите карточку №1 и заполните таблицу цифрами. У доски работает ученик (распределяет слова по столбикам, пишет ответ)

Только слитно.

Только раздельно.

Слитно и раздельно.





Ответ:

Ответ:

Ответ:


Карточка № 1.


1)(не)знакомец, 2)(не)терпеливый, 3)(не)вежественный, 4)(не)молодёжь, 5)(не)серебряный, 6)(не)чаяно, 7) (не) хуже, 8) (не)счастье, 9) (не)счастный,10) (не)смело,11) (не) по-русски, 12) (не)равенство.

3 лист. (Интерактивная доска) Ответы

Только слитно.

Только раздельно.

Слитно и раздельно.





Ответ: 1, 3, 6, 9

Ответ: 4, 5, 7, 11

Ответ: 2, 8, 10, 12

Критерий оценки: 0 ошибок – «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 4 ошибки – «3», 5 и более – «2»

Взаимопроверка: работа в парах, выставление оценок за карточку.

Вопросы учителя к ученику, работающему у доски:

1.С какими частями речи работали? (с существительным, прилагательным, наречием)

2.Почему слово «не хуже» пишется раздельно с НЕ? (со сравнительной степенью наречия и прилагательного НЕ пишется раздельно)

3.Почему слово не по-русски пишется раздельно с НЕ? (НЕ пишется раздельно со словами, которые пишутся через дефис).

Учитель комментирует оценку.

IV.Устный опрос.

4 лист. (Интерактивная доска)

Задание: устно определите условие, при котором НЕ со словами пишется раздельно или слитно. У доски ученик подчеркивает условие.

1.Река в этом месте оказалась не глубокая, как было обозначено у нас на карте, а такая мелкая, что байдарку пришлось тащить по песку.

2.Мы всё-таки отправились на прогулку, потому что день был вовсе не холодный.


5 лист. (Интерактивная доска)

3. Яблоки неспелые, но уже вкусные.

4.Ты не прав в этом споре.

5.Чипсы – отнюдь не полезный продукт.


6 лист. (Интерактивная доска)

6.На берегах никому не известной речонки обнаружены запасы руды.

7.Нелёгкий для ребят поход оказался интересным и познавательным.

8.Не надо было уходить с этой тропы.


7 лист. (Интерактивная доска)

9.Теперь перед нами были не высокие неприступные горы, а небольшие холмы с неприметной, невзрачной растительностью.

10.Л.Н. Толстой писал: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».


Вопрос: как вы понимаете слова Л.Н. Толстого?


Учитель закрывает доску «шторкой».


V.Письменная работа. Комментируемое письмо. (Вспоминаем НЕ с причастием).

Учитель просит прокомментировать правописание НЕ с причастиями.


1.Из-под грязного снега, еще не растаявшего, вытекают маленькие ручейки, собираясь в большие совершенно невысыхающие лужи.


Задание. Переделайте предложение так, чтобы слово «Невысыхающие» писалось с НЕ раздельно. Какие ещё пояснительные слова, обозначающие степень качества, не влияющие на раздельное написание НЕ, вы знаете? ( очень, весьма, крайне, в высшей степени, почти).


2.Из-под грязного снега, еще не растаявшего, вытекают маленькие ручейки, собираясь в большие совершенно не высыхающие на солнце лужи.


3.Радуясь теплым лучам, тянет вверх свои зеленые стрелы неокрепшая весенняя травка.


4.Не облаченные в крону, а еще обнаженные, но уже отогревшиеся на солнце деревья набирают силу.


5.Полянка еще не освещена, а нераспустившиеся подснежники показали свои маленькие росточки.

(Скажите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет краткое причастие, подчеркните грамматическую основу.)


6.С юга прилетают неугомонные птицы, наполняя лес веселым щебетаньем.


VI.Весёлая пауза. «Хлопушки».

Класс делится на две команды. 1-я команда – НЕ слитно, 2-я команда – НЕ раздельно.

Учитель: если слово с НЕ пишется слитно, хлопает 1-я команда, если раздельно – 2-я команда, если ошибетесь, то надо будет объяснять орфограмму.


Раздельно. 2 команда.

Слитно. 1команда.

Не читая

не имея

не видя

не гляжу

не читали

не слушаю

не чувствовать

не достаёт до дна

не дописал упражнение

не был

не спеша

Нездоровится

немея

ненавидя

невзлюбив

негодую

недоумевать

нежась

недостаёт терпения

недовыполнил план


Вопрос: над какой частью речи работали? (глагол, деепричастие), как пишется НЕ с глаголом и деепричастием? Почему недостает терпения пишется с НЕ слитно? (имеет значение «не хватает терпения»). Почему не достает до дна НЕ пишется раздельно? (имеет значение «не дотягивается»). Почему недовыполнил пишется с НЕ слитно? (приставка НЕДО- антонимична приставке ПЕРЕ- перевыполнил).


VII. Повторение НЕ с отрицательными, притяжательными, неопределенными, указательными, определительными, личными местоимениями, местоимениями-наречиями, НЕ с числительными.


Объяснительный диктант. (Шторка у интерактивной доски закрыта)


Первый ученик пишет на доске и объясняет орфограммы.

Не к кому обратиться; никто не мог повлиять; ни в чем не нуждаюсь; не с кем поговорить; ничего ни для кого не удалось сделать; никому ничего не сказал; ни к кому не обратился за помощью; ниоткуда ни от кого не жду помощи; неоткуда и не от кого ждать помощи; некуда и не с кем идти; никогда никому ни на что не жаловался.


Второй ученик пишет на доске и объясняет орфограммы. (Указать разряды местоимений и числительных).


Не первый ученик, не обеих девочек выбрали; не сто спортсменов, не эти книги, не нас позвали, не такие краски, не мой портфель, не каждый человек так поступит; не твой пенал, не всякий фильм можно смотреть, не все поле; их было не трое и не четверо; он учится не в пятом классе; я нёс это не себе, не ему принадлежит; не его книга; увидеть не его.


Учитель комментирует оценку.


IX. Домашнее задание.


8 лист. (Интерактивная доска).

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Люблю березку русскую…» (о природе родного края), использовать в сочинении слова с НЕ (Правописание НЕ с разными частями речи)

Шторка интерактивной доски закрыта.


X. Проверочная работа выполняется в карточках.

(Приложение 1)

Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (Дифференцированный подход: 1 вариант - для сильных учащихся, 2 - для средних, 3- для менее подготовленных. Работу учащиеся выполняют на листочках с заданиями.) Листочки сдаются учителя для оценивания.


XI. Творческое задание: придумать предложения со словами, определить часть речи. «Кто быстрее?».

9 лист. (Интерактивная доска)


1.Не смотря…

2.Несмотря на…

3.Несмотря на то что…


Творческое задание: придумать предложения со словами, определить часть речи. «Кто быстрее?».

1.Не привыкшие… 2.Не привычные… 3.Непривычные…

Подведение итогов урока, выставление оценок

Что нового узнали, было интересно?

Что нам удалось выполнить на уроке?

Что вызвало большую трудность?

Приложение 1

Проверочная работа выполняется в карточках. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (Дифференцированный подход: 1 вариант - для сильных учащихся, 2 - для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

Фамилия___________________________________ имя_________________________

1 вариант

Определить часть речи, объяснить написание НЕ с разными частями речи. Из предложений выписать словосочетания.

Трава (не) скошена; (не) погасший костер; (не) выносимая духота; (ни) чем (не) нарушаемая тишина; (не) ясное решение, (не) купленное, а свое; (не) должен верить, (не) прерывное (не) домогание; ему (не) сдобровать, (не) решив вопрос, (не) нашедший дороги отряд, далеко (не) легкая задача; (не) написанное вовремя сочинение; (не) смотря на (не) погоду; воздух,(не) прозрачный от дыма; (не) сказав (ни) слова; (не) видимые взору нити.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня (По А. Чехову.)

Фамилия___________________________________ имя_________________________

2 вариант

Определить часть речи, объяснить написание НЕ с разными частями речи.

  (Не) порученное никому дело, (не) тронется с места, поле (не) вспахано, (не) прекращающийся всю ночь, (не) засеянное поле (не) зеленеет, (не) забываемое впечатление, (не) сказанное слово, (не) хвали (не) испытанного в деле, (не) хоженые тропы, (ни) (в) чем (не) замешан, (ни) кто (не) знает, (ни) чего (не)помня, (не) сжатая рожь, (не) известные мне люди, явная (не) удача.



Фамилия___________________________________ имя_________________________

3 вариант

Определить часть речи, объяснить написание НЕ с разными частями речи.

 Далеко не умен; не засохшие цветы, а живые; невеселый юноша; неразумность; недомогать; некошеный луг; никем не замеченный; незамерзающая вода; не обращаясь; не знаю; не закончен; не с кем.

Образец:

далеко не умен” - есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) - пишется раздельно;

невеселый” - прилагательное, пишется слитно.

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка. «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Автор: Титова Татьяна Анатольевна

Дата: 26.06.2022

Номер свидетельства: 610583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Открытый урок. Русский язык. 6 класс. Тема "НЕ с деепричастиями" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-russkii-iazyk-6-klass-tiema-nie-s-dieieprichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "175294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424258658"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание -НЕ- с причастиями""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_slitnoie_i_razdiel_noie_napisaniie_nie_s_prichas"
    ["file_id"] => string(6) "351546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477229574"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_raz"
    ["file_id"] => string(6) "580975"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1621492445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства