Содержание:
1.Актуальность
2.Цель. Условия
3.Задачи
4.Из опыта работы учителя русского языка и литературы
5.Вывод
6.Рекомендации
Актуальность:
Вопрос о формировании обобщенных знаний очень тесно связан с последовательностью изучения материала. В сложившейся практике школьного преподавания любой темы, даже очень сходные, изучаются, как правило, раздельно. На это ориентированы школьные программы по всем учебным предметам. Между тем исследования показали, что способ одновременного и опережающего изучения некоторых взаимосвязанных тем дает значительные преимущества по сравнению с их последовательным изучением. Мы знаем, что в теории и практике обучения наблюдается тенденция дробления материала, будто для серьезного изучения чего- либо необходимо обязательно подать в виде особой темы. Нередко это ведет к разрушению живых связей, которые как раз и придают жизненность содержанию изучаемых понятий. Еще К.Д Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» подчеркивал мысль о целостном, комплексном характере процесса запоминания. Он указывал на исключительно большое значение в обучении приема сравнения, который обеспечивает одновременность осознания разом нескольких ощущений.
Цель: Сохранение связей, придающих целостность, комплексность процессу запоминания учебного материала.
С методической точки зрения обобщенное изучение взаимосвязанных тем может осуществляться одновременно или с опережением. Поэтому с принципом одновременного изучения взаимосвязанных тем очень тесно связан принцип опережающего изучения сходного материала, разделенного ( в существующей практике) большими промежутками времени (месяцами и даже годами), и разбросанного по разным темам, а иногда и учебникам. Опережающее обучение может осуществляться поэтапно, в рамках логически завершенных частей. Составляющих целые блоки (или подблоки) взаимосвязанных тем, которые вводятся уже не в один, а в два и более приемов. Количество уроков и время изучения обобщенного материала определяет сам учитель.
Условия:
Опережающее обучение материала может быть эффективным только при соблюдении ряда методических условий. Например, изучение отдельных блоков взаимосвязанных орфографических тем и правил должно опираться на необходимый минимум опорных лингвистических знаний, которые получены учащимися в предыдущих классах ( либо введены учителем пропедевтически в качестве необходимого минимума так называемых «рабочих» знаний для овладения материалом на сознательно – теоретическом уровне).В своей практике в системе опережающего обучения использую довольно широко блоковую подачу материала, которая при хорошей методической организации работы имеет ряд существенных преимуществ, определенных задачами.
Задачи: - Облегчить создание у учащихся системного представления об изучаемом материале, который воспринимается как единое целое;
- Способствовать экономии времени для закрепления знаний и формирования умений и навыков, рациональных способов деятельности учеников;
- Способствовать увеличению удельного веса самостоятельной работы учащихся;
- Способствовать расширению тематического диапазона каждого занятия, т.к. учебный материал дается обобщенно (вместо дробления на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем);
-Обеспечить возможность более полного осознания взаимосвязи между языковыми фактами и явлениями.
Существуют разные варианты подачи материала на уроке в виде блока. В одних случаях ознакомление с блоком происходит сразу же на одном уроке. Затем материал вновь рассматривается в целом, но более развернуто и углубленно, и так до полного усвоения.
Или может осуществляться не одновременно, а последовательно, по этапам, от одного частного блока к другому в течение нескольких часов. Все зависит от объема темы, задачи учителя, подготовленности класса, методики обучения. Данная методика способствует расширению изучаемых тем, так как учитель может при изучении одной темы дать дополнительно информацию, изучаемую, допустим через 2 или 3 года. При составлении блоковой записи учащиеся используют разные цвета пасты, кроме красного. Определяем свои сокращения. Информацию оформляем в виде схемы или таблицы. При работе по данной методике необходимо усвоить самое главное – это не механическое заполнение блока, а дедуктивное, т.е от частного к общему, что способствует развитию логического и творческого мышления.
Метод творческого проекта является неотъемлемой частью заполнения блока. Учащиеся индивидуально, в парах либо в группах создают свою схему лучшего усвоения материала. Схема должна быть емкой, наглядной, понятной для запоминания. Для более наглядного запоминания используем стихотворные строчки, рисуем запоминающиеся рисунки, схемы, обводим, чертим и так далее. Ребята дополнительный материал по теме оформляют в отдельной тетрадке – подсказке, тетрадь – подготовка к аттестации хранится по 11 класс, и ребята периодически обращаются к ней, для них она становится незаменимым базовым источником.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
русского языка и литературы Мелеховой АВ.
ПРИЕМ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
по русскому языку и литературе как один из вариантов подготовки
к государственной итоговой аттестации
Русский язык:
- Изучение некоторых тем по русскому языку во многих классах предполагает знакомство с дополнительным материалом, который прописан в тестах ЕГЭ, но не представлен в рамках правил учебника такого- то класса.
Учитель знакомит с дополнительным материалом, который входит в содержание тестов ЕГЭ и представляется усложненным для учеников такого-то класса. Причем не просто знакомит, а вводит как обязательную информацию для заучивания и применения на практике.
Так, например, в 6 классе изучали тему «Чередование гласных в корнях слов». В учебники 6 класса под редакцией Ладыженской прописаны виды корней с чередующимися гласными, но не все, такие как -мак-, -мок; -твар-, -твор-; -стел-, -стил-; -зар-, -зор- и другие не прописаны, но учитель знакомит учеников и с этими видами корней и включает в практические задания слова с подобными видами корней.
5 класс: тема «Гласные О,Ё после шипящих в корне слова». Тема дополняется словами, которые не встречаются пока в 5 классе, но в некоторых практических работах слова (шоры, трущоба, жор, шовинизм, шотландец и др.) прописаны. Этот материал, конечно, усложняется в последующих классах, а в 10 классе дается в полном объеме, но уже в 5 классе дети знакомы с более сложными вариантами написания о-ё в корне слова, ученики запоминают слова наизусть и справляются с орфограммой на практике.
6 класс: тема «Правописание ы – и после приставок на согласную». Помимо небольшой информации, толком не прописанной в учебнике, учитель предлагает детям весь объем правила по этой теме: все варианты написания «и» после приставки на согласную с указанием всех иноязычных приставок, указываются варианты типа «двухигольный» «предисполкома», выучиваются все иноязычные приставки. Весь материал на дополнительных занятиях в рамках неаудиторной занятости закрепляется на практике.
6 класс: тема «Правописание приставки пре и при». Не все варианты представлены в 6 классе, но учитель знакомит ребят со всеми вариантами. Трудные случаи прописывают в словарь для заучивания. Дети к 10 классу свободно владеют материалом по данной теме.
7 класс: при изучении темы «Наречие» вводится дополнительный материал по всем видам наречий, правописанию наречий, прописывается информация в словари, заучивается наизусть и наравне с материалом учебника 7 класса под редакцией Ладыженской проверяется учителем на практике.
8 класс: При изучении вводных слов и словосочетаний в 8 классе я ввожу информацию о знаках препинания при вводных предложениях: тире и скобки, с которыми учащиеся знакомятся только в 11 классе.
9 класс: при изучении темы «Знаки препинания между частями ССП» учителем дается дополнительный материал о вариантах, когда запятая между частями ССП не ставится (наличие общего вводного слова), и знания учеников закрепляются на практике.
Тема о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи и формами глагола может быть обобщена ври группы наиболее сходных между собой правил и введена по блокам: НЕ слитно и раздельно с существительными, прилагательными и наречиями – 1 блок; НЕ с глаголами и деепричастиями – 2 блок; НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными – 3 блок
К чему это приводит? На протяжении обучения до 10-11 класса ученики повторяют на практике дополнительный учебный материал и с каждым периодом обучения все осознанней «видят» тему и закрепляют ее в сознании. К 10-11 классу дети свободно владеют материалом по этим темам.
- В своей практике опережающее обучение использую не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. В виде блока знакомлю учащихся 5 класса с темами: « Изобразительно-выразительные средства языка» ( в учебниках эти темы даются раздроблено и поясняется не вся терминология), «Роды и жанры» и т.д. Конечно, материал дополняется из класса в класс. Данные уроки проходят в форме урок- лаборатория, урок-практика, урок- исследование.
9 класс: организовали с учениками экскурсию в Брестскую крепость. Ученики прочитали материал о Брестской крепости, прочитали роман Б.Васильева «В списках не значился», с детьми проведены беседы по прочитанным произведениям, только тогда была организована экскурсия. Таким образом, ученики были подготовлены к осмысленной экскурсии, поэтому и интерес у них был живой и от сердца. Дети знали, что они хотят посмотреть, к чему в Брестской крепости прикоснуться рукой и сердцем. Ученики, конечно, опечалились, что им не разрешили спуститься в подвалы, до недавнего времени это еще было разрешено, но сейчас эти святые места не посещаются, так как есть опасность, что могут быть испорчены стены и т.д., однако ребята задавали экскурсоводу четкие вопросы, и было ясно, что дети знают, о чем спрашивают.
Вывод: Таким образом, использование блоковой подачи материала способствует не только опережающему обучению, но и системному изучению дисциплин. Материал, накопленный из года в год, дает возможность учащимся вернуться к изученному для повторения и закрепления знаний, самостоятельно использовать блок при работе над ошибками, при выполнении домашней работы, при подготовке к экзаменам, к олимпиаде. Кроме того, наблюдается большая экономия времени при повторении какой-либо темы.
Рекомендовано:
- Способствовать тому, чтобы каждый ребенок имел блок-тетрадь, которая вырабатывает у ребенка уверенность в своих знаниях, развивает аккуратность и эстетичность при работе, ответственность за ее сохранность, потому что для них она становится кладовой знаний.
- Уроки проводить в благоприятной психологической обстановке, так как не все ученики одновременно качественно усваивают блочный материал. У кого- то этот процесс чуть длиннее, ребенок должен чувствовать психологический комфорт.