Конспект урока (презентация)
1. Здравствуйте! Улыбнитесь себе, друг другу, гостям. Садитесь./3 группы/
Надеюсь на плодотворную работу.
Записали в тетрадях дату: двенадцатое февраля.
2.Целеполагание. Проблема. Отгадайте загадки.(слайд 2)
- Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса (велосипед).
Упадёт- поскачет, ударишь - не плачет (мяч).
Видна глазами, да не взять руками (тень).
Виден край, да не дойдёшь (горизонт).
Назовите глаголы. Как пишется НЕ с глаголами?
Образуйте от данных глаголов деепричастия.
Не ест - не евши
НЕ плачет – не плача
Не взять- не взяв
Не дойдёшь – не дойдя
А как вы напишете НЕ с деепричастиями? Вы знакомы с правилом написания не с деепричастиями ? /нет/
*Значит, какая тема сегодняшнего урока? НЕ с деепричастиями.
Записываем тему урока в тетрадь.
Чему же мы должны сегодня научиться на уроке? Как писать не с деепричастиями.
Но чтобы правильно писать НЕ надо различать части речи, ведь НЕ очень капризна. (слайд 3)Цели:* закрепить знания о деепричастии
*научиться определять условия написания НЕ с деепричастиями
*повторить правописание НЕ с разными частями речи
Я предлагаю сформулировать новое правило самим, а затем сверить с учебником; так, как мы изучили НЕ с причастием. Согласны?
3.Прежде, чем вывести правило, мы повторим, что такое деепричастие. Ведь мы знаем: капризная НЕ ведёт себя с каждой частью речи по-разному.
Знаете, ребята, мне хочется вас познакомить с интересным стихотворением английского поэта Роберта Саути (перевод Шмульяна).(слайд 4) Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад».
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, –
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре! (Р.Саути)
Прочитайте его про себя. Ваши впечатления? - В чем необычность стихотворения? Прочитайте вслух, каждый по одному деепричастию/ произносят по очереди/
(Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота. )
- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?
(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению. )
Работа по группам.
1 группа выписать 5 возвратных деепричастий
2 группа 5 невозвратных деепричастий
3 группа выписать 3 деепричастия и подобрать к ним глаголы, от которых образовались данные деепричастия.
Всем выделить суффиксы деепричастий. Задайте вопрос к деепричастиям. Какого вида они? /несовершенного/
Рассказать, что вы знаете о деепричастиях.
4. Формулируем правило.
Не спешить – не спеша
Не заметить – не заметив
Не торопиться – не торопясь
Не сделать – не сделав
Ненавидеть – ненавидя Почему пишется слитно? (Без не не
Негодовать – негодуя употребляется
НЕ с деепричастиями
не_ задумываясь ненавидя
не_думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив
Вопросы и задание:
– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).
5.Работа с учебником.
Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.
Выполнение упражнения 500. В группах обсуждают, объясняют, слитное или раздельное написании Не с глаголами и причастиями. Устно комментируют друг другу.
6. Физкультминутка. (видеоролик)
7. Практическая часть. Вернёмся к началу урока(слайд 2) Выпишите глаголы и образуйте от них деепричастия с НЕ. Как запишите? Почему? (Проговаривают правило)
Не ест - не евши
НЕ плачет – не плача
Не взять- не взяв
Не дойдёшь – не дойдя
Упражнение 502
Проговаривают, доказывая правописание не с разными частями речи.
*НЕ с причастиями. Карточка.
Сопоставьте две глагольные формы: причастие и деепричастие. Сходство и различие.
Назовите условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Задание.
(Не) прочитатанная книга, книга (не)прочитана, (не) прочитанная мной книга, (не)выполненное задание, задание (не)выполнено, (не)выполненное мальчиком задание, (не)выполнив задание, (не)прочитав книгу.
8.Рефлексия