kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание -НЕ- с причастиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».

Цели:   

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
  • закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического  разбора;
  • развивать орфографические умения и навыки.

Задачи

1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;

2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;

3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы

Ход урока:

  1. Организационный момент. 
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Синтаксическая пятиминутка

- Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске 

  Запись на интерактивной доске:

  ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

 - Как вы понимаете эти слова?

 - Выполните  синтаксический разбор предложения.

 - Выполните  морфологический разбор причастия (Проверяем  морфологический  разбор  причастий. (Работа  в  парах.) ) 

4. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны слова:

Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

  Чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

  (В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три - раздельно.)

5. Подводящий к теме диалог.

  Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

 ( Нет.)

  Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

6. Формулировка темы.

  Правописание НЕ с причастиями.

  Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Но прежде послушайте стихотворение:  

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразныедотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

7. Решение проблемы

А) Какой вывод можно сделать из стихотворения? ( Слитно с -не- пишутся причастия, которые не употребляются без -не- )

А теперь послушайте сказку и продолжите правила правописания –не- с причастиями.

О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

   Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

   - Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!

   Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением и союзом а.

   Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.

   НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

   - Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

   Они обнялись и сразу стали неразлучны.

   И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало невесело:

   - Я одинокое. У меня нет ни зависимых, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

   - Мы приведём тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

   И друзья побежали навстречу приключениям.

8.Составить алгоритм рассуждения о правописании НЕ с причастиями

Алгоритм рассуждения

  1. Употребляется ли слово без НЕ?









 

                                                           ДА                        НЕТ








 

                    2.  Это краткое причастие?          слитно



 

  ДА НЕТ



 

                       раздельно                3. Есть противопоставление с союзом А?      









 

                                                                     ДА                       НЕТ

раздельно    4. Есть зависимые слова?

                                                                                      ДА                             НЕТ

                                        5. Есть ли наречия меры и степени?              слитно                (совершенно, очень, весьма, крайне,

           в высшей степени, вполне)

                                                         ДА                         НЕТ








 

                                                  слитно                      раздельно

 

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежалане прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежалиникогда не тающие снега.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатыеработа;

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежаланепрочитаннаякнига.

На вершинах гор лежалинетающиеснега

2.Если причастие без НЕне употребляется:

Он обратил внимание на еёнегодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.       

9. Закрепление.

  Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:

Запись на интерактивной доске:

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)

-Выполните самостоятельно.

Запись на интерактивной доске

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

-Проверьте  друг друга в парах. Сравните  с эталоном на доске.

Цифровой диктант

- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

- Проверьте себя по ключу.

 Запись на интерактивной доске

Читаю ключ вслух.    1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

 -Поставьте себе оценку.

10.Подведение итогов урока

- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

11. Домашнее задание:

Всем: § 26 стр.68 – выучить правило 

ВЫБИРАЙ:   

   1.  Упр.132 или упр. 134.

   2.  Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание -НЕ- с причастиями"»

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».

Цели:   

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;

  • закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического  разбора;

  • развивать орфографические умения и навыки.

Задачи

1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;

2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;

3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Синтаксическая пятиминутка

- Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске 

  Запись на интерактивной доске:

  ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

 - Как вы понимаете эти слова?

 - Выполните  синтаксический разбор предложения.

 - Выполните  морфологический разбор причастия (Проверяем  морфологический  разбор  причастий. (Работа  в  парах.) ) 

4. Создание проблемной ситуации.

На доске записаны слова:

Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

Чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

(В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три - раздельно.)

5. Подводящий к теме диалог.

Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

( Нет.)

Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

6. Формулировка темы.

Правописание НЕ с причастиями.

Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. Но прежде послушайте стихотворение:

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразныедотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.


7. Решение проблемы

А) Какой вывод можно сделать из стихотворения? ( Слитно с -не- пишутся причастия, которые не употребляются без -не- )

А теперь послушайте сказку и продолжите правила правописания –не- с причастиями.

О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

- Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением и союзом а.

Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.

НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

- Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны.

И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало невесело:

- Я одинокое. У меня нет ни зависимых, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

- Мы приведём тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали навстречу приключениям.


8.Составить алгоритм рассуждения о правописании НЕ с причастиями

Алгоритм рассуждения

  1. Употребляется ли слово без НЕ?


ДА НЕТ


2. Это краткое причастие? слитно


ДА НЕТ



раздельно 3. Есть противопоставление с союзом А?


ДА НЕТ



раздельно 4. Есть зависимые слова?


ДА НЕТ


5. Есть ли наречия меры и степени? слитно (совершенно, очень, весьма, крайне,

в высшей степени, вполне)


ДА НЕТ



слитно раздельно



Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежалане прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежалиникогда не тающие снега.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатыеработа;

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежаланепрочитаннаякнига.

На вершинах гор лежалинетающиеснега

2.Если причастие без НЕне употребляется:

Он обратил внимание на еёнегодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.



9. Закрепление.

 Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:

Запись на интерактивной доске:

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)



-Выполните самостоятельно.

Запись на интерактивной доске

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.

-Проверьте  друг друга в парах. Сравните  с эталоном на доске.

Цифровой диктант



- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

 Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.

- Проверьте себя по ключу.

 Запись на интерактивной доске

Читаю ключ вслух.    1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

 -Поставьте себе оценку.



10.Подведение итогов урока

- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

11. Домашнее задание:

Всем: § 26 стр.68 – выучить правило 

ВЫБИРАЙ:   

   1.  Упр.132 или упр. 134.

   2.  Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание -НЕ- с причастиями"

Автор: Амедова Сусана Диляверовна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Сценарный план  урока русского языка "Слитное и раздельное написание не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(94) "stsienarnyi-plan-uroka-russkogho-iazyka-slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "133015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416433179"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Открытый урок. Русский язык. 6 класс. Тема "НЕ с деепричастиями" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-russkii-iazyk-6-klass-tiema-nie-s-dieieprichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "175294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424258658"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"
    ["seo_title"] => string(56) "slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-nie-s-prichastiiami-2"
    ["file_id"] => string(6) "152209"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420814692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства