Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Орфографический диктант
Ярко сия...т
Пушистый сне..
Н..вогодняя ёлка
Гла..кий съе..
Тёплые варе..ки
4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.
5. Орфоэпическая работа.
-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.
-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!
-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)
-Составляем словосочетание.
-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!
-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)
-Какое это словосочетание? (Именное)
-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)
-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)
-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)
6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.
Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.
-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.
-Можно ещё привести примеры.
Вывод: какая роль у этих букв?
2. Физкультминутка
- Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука.
- ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.
3.Комплексный анализ текста.
Текст и задания у учащихся на столах.
См. Приложение 1.
4. Тест по теме «Фонетика».
См. Приложение 2.
2. Упражнение– загадки.
Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).
V.Итог урока
-С какой темой мы сегодня познакомились?
-Сколько выводов сделали (3)
-Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)
-При каких условиях обозначают 2 звука?
-При каких условиях 1 звук?
VI.Домашнее задание.
- Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов.
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать – луна,
А дочурки - … (звёзды)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Приложение 1
Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.
Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задания:
Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
Озаглавьте текст.
Какая основная мысль текста.
К какому стилю речи можно отнести этот текст?
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Приложение 2
Тест по теме «Фонетика».
I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: