Разработка конспекта урока русского языка. Тема урока: «Предложный падеж имён существительных».
Разработка конспекта урока русского языка. Тема урока: «Предложный падеж имён существительных».
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тамара Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.
Эпиграф урока
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
У.: - С какой просьбой обращается Михаил Васильевич Ломоносов к детям?
О.: - Чтобы дети учили русский язык.
У.: - Михаил Васильевич Ломоносов первый великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня. Гениальный ум, блестящие мысли, дал Ломоносову возможность не только широко охватить и разобрать все достижения науки своего времени, но и далеко предвосхитить их дальнейшее развитие. Это яркий пример «универсального человека». Ломоносов был одновременно энциклопедистом, физиком, химиком, географом, историком, педагогом, художником, поэтом, изобретателем. Во всех областях науки он оставил богатое наследство. Итак, ребята как вы понимаете значение слова «награда»?
О.: - Что-либо, выдаваемое (присваиваемое) в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности за что-либо.
У.: - Обратимся к Словарю Ожегова (награда – это новые открытия, знания о языке). Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями. Кто готов к познанию нового и интересного, поднимете руки.
О.: - Поднимают руки.
II. Актуализация умений и знаний.
1. Минутка чистописания
У.: - Отгадайте, о чём пойдёт речь на уроке.
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это…»
Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока русского языка. Тема урока: «Предложный падеж имён существительных».»
Разработка конспекта урока русского языка
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Тулуна Ислетьевой Тамары Александровны
Класс: 5 класс
Целевой компонент урока:
Тема: «Предложный падеж имён существительных».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о предложном падеже имён существительных, формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений о предложном падеже имён существительных; формированию умения употреблять в речи имена существительные в предложном падеже;
применять эти знания в практических заданиях и упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению и актуализации изученного материала, развитию речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся; развитию умения распознавать и употреблять имена существительные в предложном падеже; находить имена существительные в предложном падеже в тексте и применять их в речи.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, бережное отношение к окружающей среде, к природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку», «любовь к природе», «уважение окружающих»; проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать правила коммуникации; понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, воспринимать русский язык как одну из основных национально – культурных ценностей российского народа; осознавать значимость в русском языке предложного падежа имени существительного; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя.
Предметные: умение распознавать имена существительные в предложном падеже; находить имена существительные в предложном падеже в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; умение ориентироваться в рабочей тетради, находить нужную строку, писать строчные и заглавные буквы; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России» часть 1, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. П.К., индивидуальные карточки для закрепления материала.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тамара Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.
Эпиграф урока
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
У.: - С какой просьбой обращается Михаил Васильевич Ломоносов к детям?
О.: - Чтобы дети учили русский язык.
У.: - Михаил Васильевич Ломоносов первый великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня. Гениальный ум, блестящие мысли, дал Ломоносову возможность не только широко охватить и разобрать все достижения науки своего времени, но и далеко предвосхитить их дальнейшее развитие. Это яркий пример «универсального человека». Ломоносов был одновременно энциклопедистом, физиком, химиком, географом, историком, педагогом, художником, поэтом, изобретателем. Во всех областях науки он оставил богатое наследство. Итак, ребята как вы понимаете значение слова «награда»?
О.: - Что-либо, выдаваемое (присваиваемое) в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности за что-либо.
У.: - Обратимся к Словарю Ожегова (награда – это новые открытия, знания о языке). Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями. Кто готов к познанию нового и интересного, поднимете руки.
О.: - Поднимают руки.
II. Актуализация умений и знаний.
1. Минутка чистописания
У.: - Отгадайте, о чём пойдёт речь на уроке.
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку». По первым буквам прочитай, Все шесть братишек называй. Их имена скорей скажи. Конечно, это…»
О.: - Звук [п] – согласный, глухой, парный, твёрдый.
У.: - Какой буквой на письме обозначается этот звук?
О.: -Буквой «П».
У.: - Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем заглавную и строчную буквы П и п.
О.: - Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.
2. Словарно – орфографическая работа
У.: - Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Один ученик возле доски.
О.: - Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик у доски.
У.: - Росли на грядке зелёные ветки-
А на них – красные детки.
О.: - Помидор.
У.: - Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили в бочонок.
О.: - Капуста.
У.: - Сама холодная, а людей жжёт.
О.: - Крапива.
У.: - Не артист, а голосист;
Не ездок, а шпоры у ног.
О.: - Петух.
У.: - Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О.: - Сорока.
У.: - Проверим, как справился ваш одноклассник возле доски. Кто согласен с правильностью ответов поднимите руку.
О.: - Поднимают руки.
У.: - Сверьте выполненное задание в своей тетради с доской, у кого есть ошибки исправьте.
О.: - Исправляют ошибки, если допустили.
У.: - Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее».
О.: - Слово «сорока», т.к. нет буквы п.
У.: - К какой части речи относятся слова, записанные на доске?
О.: - Имена существительные.
У.: - Что такое имя существительное?
О.: - Часть речи, отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предмет.
У.: - Молодцы. У каждого на парте лежит лист самооценки, подпишите его. На доске вы видите критерии оценивания. Оцените свою работу и поставьте себе баллы в столбец «Словарная работа».
Критерии оценивания:
«2» балл — задание выполнено без ошибок.
«1» баллов — одна ошибка.
«0» баллов —2 и более ошибок.
- В процессе всего урока за выполненные задания вы будете проставлять баллы, в оценочные листы. И только от вашего старания, внимания, аккуратности зависит, какую оценку в конце урока вы получите.
3. Групповая работа (приём «змейка»)
У.: - Сколько падежей мы уже подробно рассмотрели на уроках?
О.: - Пять падежей.
У.: - Как вы их усвоили, сейчас узнаем. Сейчас каждый ряд получит собственный домик, ваша задача будет такова: ученики первого варианта заполняют в левой колонке падеж и во второй слово-помощник, а ученики второго варианта заполняют в третьей колонке вопросы к данным падежам. На один ряд, я даю один домик. То есть одна парта заполняет один падеж и передает следующей парте, и так до конца ряда, после чего последний ученик, сидящий за последней партой передаёт выполненное задание мне.
Название падежа
Вспомогательные слова
Падежные вопросы
О.: - Выполняют задание.
У.: - Проверим, как вы справились с заданием. Один зачитывает, остальные проверяют, как сработала команда.
О.: - Проверяют выполненную работу.
Название падежа
Вспомогательные слова
Падежные вопросы
И. п.
есть
кто? что?
Р. п.
нет
кого? чего?
Д. п.
дать
подойти к
кому? чему?
В. п.
вижу
кого? что?
Т. п.
доволен
кем? чем?
У.: - Какой сделаем вывод?
О.: - Сегодня мы продолжим изучение падежей имён существительных.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
1. Сообщение новой темы урока
У.: - Мы познакомились почти со всеми падежами, и у нас остался не изученным ещё один падеж. Послушайте стихотворение и определите, о каком падеже пойдет речь на уроке.
О КОМ все думают, О ЧЕМ мечтают, — Свои секреты мне лишь открывают. Мне без предлогов свет не мил, Без них, родных, и дня б я не прожил. О ком, о чем я говорил? Ах да, нужны предлоги. Пусть будет о, и в, и при, Ты их случайно не сотри; Тогда смогу я рассказать, О чем мечтать и в чем гулять. Мое вам имя отгадать не сложно, Коль я с предлогами, то я — … О.: - Предложный.
У.: - На какие вопросы отвечает предложный падеж?
О.: - О ком? О чём?
У.: - Без чего предложный падеж не может обойтись?
О.: - Без предлогов.
У.: - Кто может ответить, почему предложный падеж получил такое название?
О.: - Потому что он не может существовать без предлогов.
У.: - Верно, предложный падеж без предлогов не употребляется. Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
О.: - Предложный падеж имени существительного.
У.: - Верно, а ещё предложный падеж назван так Ломоносовым – великим русским учёным. Он очень часто встречается в речи, по употребляемости он на втором месте после именительного падежа. Попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники», которые вы видите на доске.
Познакомимся
Узнаем
Будем учиться
О.: - Познакомимся с предложным падежом имени существительного; узнаем, как определять предложный падеж; будем учиться определять предложный падеж имени существительного устно и письменно.
У.: - Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
IV. Открытие новых умений, знаний.
1. Роль в предложении.
У.: - Предположите, какими членами предложения могут быть имена существительные в предложном падеже?
О.: - Думают.
У.: - Сейчас мы с вами это выясним, посмотрите на доску. На доске записаны слова (Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились).
- Определите падеж имён существительных.
О.: - Определяют падеж имён существительных.
У.: - Ваша задача составить из этих слов 2 предложения. Один ученик работает у доски. Какие предложения мы можем составить?
О.: - Дедушка рассказывал о внуке.
- В воздухе кружились листочки.
У.: - Записываем в тетради, один ученик возле доски.
О.: - Записывают предложение.
У.: - Разберём предложения по членам предложения и по частям речи.
О.: - Разбор 1 предложения.
Дедушка рассказывал о внуке - это предложение т.к. здесь выражена законченная мысль (о ком?) о внуке.
Кто? дедушка, это подлежащие подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.
От подлежащего задаем вопрос к сказуемому (дедушка что делал? рассказывал). Сказуемое рассказывал , подчеркиваем двумя линиями, выраженно глаголом.
Подбираем второстепенные члены предложения зависимые от сказуемого (рассказывал о ком? о внуке). Подчеркиваю прерывистыми линиями о внуке.
О.: - Разбор 2 предложения.
В воздухе кружились листочки - это предложение т.к. здесь выражена законченная мысль (о ком?) о ласточках.
Кто? ласточки, это подлежащие подчеркиваем одной чертой, выражено существительным.
От подлежащего задаем вопрос к сказуемому (ласточки что делали? кружились). Сказуемое кружились, подчеркиваем двумя линиями, выраженно глаголом.
Подбираем второстепенные члены предложения зависимые от сказуемого (кружились где? в воздухе). Подчеркиваю прерывистыми линиями в воздухе
У.: - Сделайте вывод.
О.: - Если существительное в предложном падеже отвечает на вопросы О КОМ? О ЧЁМ? то в предложении является дополнением. Если существительное в предложном падеже отвечает на вопрос ГДЕ? то – обстоятельством.
У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Разбор предложений».
Критерии оценивания:
«2» балл — задание выполнено без ошибок.
«1» баллов — одна ошибка.
«0» баллов —2 и более ошибок.
2. Индивидуальная работа
У.: - Выполнив следующее задание, мы выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже. У вас на столах лежат задания возьмите их, прочитайте, что вам необходимо сделать?
Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, подчеркните предлоги с этими словами
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о _______________
Буду с ней сидеть на _______________
Я мечтаю о ____________
Чтоб кататься при _____________
Я мечтаю о ______________
Вечерами в _____________
Я мечтаю об _____________
Буду с ним летать на __________
Буду я учиться в _____________
Ой, мечтаю я уже
О ____________________падеже.
корона
орёл
трон
воля
слон
школа
луна
предложный
серёжки
полутьма
О.: - Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, подчеркните предлоги с этими словами.
У.: - Перед вами стихотворение, вам необходимо вставить по смыслу слова, которые вы видите на доске, поменяв окончание, если это будет необходимо.
После того, как впишите слова, подчеркните предлоги с этими словами. Кто выполнит задание, поднимает руку.
У.: - Проверим, как вы справились с заданием. Один ученик читаем стихотворение со вставленными словами, остальные проверяют со своей работай.
О.: - Проверяют.
У.: - Кто вставил слова так же, поднимите руку.
О.: - Поднимают руку.
Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, подчеркните предлоги с этими словами
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне
Буду с ней сидеть на троне
Я мечтаю о слоне
Чтоб кататься при луне
Я мечтаю о сережки
Вечерами в полутьме
Я мечтаю об орле
Буду с ним летать на воле
Буду я учиться в школе
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже.
У.: - Назовите слова с предлогом.
О.: - Называют.
У.: - Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
О.: - О, об, на, при, в.
У.: - Сделайте вывод.
О.: - Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами о, об, на, при, в.
У: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Индивидуальная работа».
У.: - Что мы ещё не рассматривали из этой таблицы.
О.: - Окончания.
У.: - Назовите окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в предложном падеже.
О.: - Называют.
У.: - Приведите примеры 1скл, 2 скл, 3скл.
О.: - Приводят примеры.
У.: - Молодцы. Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?
О.: - Чтобы проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже, нужно подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.
У.: - Кто ответит, по каким признакам можно определить предложный падеж?
О.: - Ответ обучающихся.
4. Работа с учебником
У.: - Выполним упражнение 228.
Алгоритм выполнения упражнения
Откройте ученик на странице 221, упражнение 228.
Прочитайте задание.
Как вы поняли задание?
Выполните задание устно.
Выполните задание в тетради письменно, самостоятельно.
Проверьте, как вы справились с заданием (анализ).
Оценка учителя.
У.: - Как вы поняли задание?
О.: - Нужно прочитать стихотворение.
У.: - Один ученик выразительно читает стихотворение, остальные внимательно слушают.
О.: - Читают стихотворение.
У.: - О чем это стихотворение.
О.: - Ответы детей.
У.: - Прочитайте задание под точкой, что нам необходимо сделать?
О.: - Выписать из стихотворения имена существительные в предложном падеже вместе с предлогом. Указать склонение и выделить падежные окончания.
У.: - Выполняем упражнение самостоятельно, один ученик у доски.
О.: - Выполняют упражнение.
У.: - Проверим, как справился ваш одноклассник у доски. Поднимите руки, кто согласен с правильностью выполненного задания.
О.: - Поднимают руки.
У.: - Выполните в тетрадях морфологический разбор слова «в серебре».
О.: - Серебре - имя существительное (в чём?) Н.ф. – серебро; 2-е скл., ср.р.; в П.п., ед.ч.; неодушевл., нарицат.
У.: - На листе самооценки поставьте себе баллы в столбец «Упражнение 228».
Критерии оценивания:
«2» балл — задание выполнено без ошибок.
«1» баллов — одна ошибка.
«0» баллов —2 и более ошибок.
V. Физминутка.
У.: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Сейчас мы немного отдохнём.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс,
2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо,
4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх,
6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо,
10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс,
12 - правую руку на пояс,
13 - 14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4 - 6 раз.
Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
У.: - Мы немного отдохнули, теперь можно снова приняться за работу.
Выполните задание в тетради письменно, самостоятельно.
Проверьте, как вы справились с заданием (анализ).
Оценка учителя.
У.: - Как вы поняли задание?
О.: - Ответы детей.
У.: - Выполняем упражнение на доске «цепочкой», начиная с первого ряда, записываем по одному словосочетанию, выделяем падежные окончания, указываем склонение. Остальные записывают в тетрадях.
О.: - Выполняют упражнение.
У.: - Докажите, что мы выполнили задание правильно. По каким признакам можно определить предложный падеж?