kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Спряжение глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА      Спряжение глаголов

Тип урока: обобщение знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная

Ход урока:

1. Организационный момент.

Урок русского языка. Тема урока « Спряжение глагола». Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок. Зачем необходимы нам эти знания?

(Глагол занимает 2-ое место после существительного, это самая « живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.)

II.Словарь:

1)В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной О?

а) в…сток,  б…гаж,  …ппетиит;

б)г…реть,  п…роша,  пр…фессия;

в)из…бражение,  п…ртрет,   …ллея.

 

2) В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной А?

а) агр…ном,  ар…мат,  з…бава;

б) экск…ватор,  м…ляр, эск…латор;

в) к…пуста,  ст…лица,   п…роша.

 

3)В какой из строчек все слова пишутся слитно?

а) (не)думать,  (не)льзя,  (не)посед;

б) (не)настный, (о)пушка, (не) льёт.

 в) (не)волить,  (не)годовать, (не)навидеть;

 

 

IV.Актуализация  знаний

 

Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на  нашей парте

И путешествовать по ней

Отправимся мы снова,

А называется она

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

-И эпиграфом к уроку я хотела бы предложить слова:   

   - «ГЛАГОЛ- самая огнепышущая, самая живая часть речи»

                                                                                                 А.Югов

-Как вы понимаете?

(по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного)

Не зря ж говорят, что глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает существительное, т.к. слова – глаголы всегда в движении.

 

 -Итак, мы будем говорить сегодня о глаголе.

 Слово ГЛАГОЛ в Древней Руси означало  СЛОВО -  РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА . Постепенно данное слово утратило своё старое значение.

- А что сейчас оно обозначает? (правила)

V.« Блиц – опрос»

Что такое глагол?  Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы  (Что делать?  Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?)

Глаголы какого вида известны вам?  (совершенного и несовершенного, что делать? Что сделать? Рисовать, нарисовать)

Что знаете о глаголах совершенного вида?

Глагол какой формы отвечает на вопросы Что делать? Что сделать

(Глагол неопределённой формы бежать, играть, учить) ь?

Какие суффиксы у глаголов в н.нф?  (-ть, ти, -чь петь, идти, стеречь)

Что вы можете сказать о прошедшем времени глагола? (глагол в прошедшем времени отвечает на вопрос  что делал? Что сделал? И обозначает действие, которое происходило ранее. Имеет суффикс л. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам.

Что такое спряжение глаголов? (это изменение по лицам и числам)

Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (в личных окончаниях гласная Е, во мн числе 3 лице –ут, -ют)

Назовите глаголы – исключения 1 спряжения (брить, стелить)

Как определить спряжение глаголов  с безударными личными окончаниями?

(поставить глагол в н.ф., посмотреть на глагольный суффикс и 2спр.+11 глаголов исключений.

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?(сказуемым)

Как иначе называется глагол в неопределённой форме? (инфинитив)

Как изменяются глаголы? ( по временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам, числам)

Что вы можете сказать о временных изменениях глагола?(н.вр,пр.вр, б.вр)

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (в личных окончаниях гласная И, во мн.ч.3 лице –ат,- ят.)

Назовите 11глаголов исключений.

Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами?

VI. Постановка учебной задачи.

Итак, ГЛАГОЛ – это слово, речь

Внимание на экран:   глаголить   разглагольствовать

-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение.

У вас возникло затруднение?

-Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре)

На слайде:

Глаголить – говорить.

Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

- Что объединяет эти слова?

(глаголы, н.ф., однокоренные)

- Чем они отличаются? (спряжением)

- Сформулируйте тему  урока. (Спряжение глаголов)

- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения  глаголов)

             - Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

VII.Выборочное письмо

-Применяя свои знания, распределим слова в группы по рядам

-По каким признакам можно разбить глаголы на две группы?

-по спряжениям   -1 ряд

-по числам      - 2ряд

-по временам   - 3 ряд

 - Хлопаете, прыгаем, посмотришь, загалдят, кричим, бежит, наберёшь,  вынырнет

 

ПРОВЕРКА

 

VIII.Работа по учебнику. УПР ……172

-Что нужно сделать?

Нужно вставить  пропущенные  буквы

Вот проблема: как, каким образом определить безударное личное окончание   у глаголов и правильно его записать?

 Вы знаете правила,  и наша цель - составить алгоритм, по которому  можно будет безошибочно выполнить данное упражнение.

Я предлагаю поработать в группах и составить алгоритм определения безударного окончания глагола

1.Поставить в начальную форму

2.Определить спряжение

3.Проверить, не является ли глагол исключением

4.Проверить спряжение по форме 3 лица мн. числа

5. Определить окончание глагола

-Вы должны определиться, кто будет презентовать работу группы

Дети в группах  составляют  схему –алгоритм определения спряжения и презентуют (2-3 группы)

-Итак, мы составили инструкцию, как определить окончание глагола.

Выполнение упражнения.  Показать образец применения алгоритма

IX.ФИЗМИНУТКА

-Отгадайте загадку

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем,

Он ведь нам необходим!

-Это воздух

-Как приятно, наверное, сейчас побродить по лесу, подышать лёгким морозным воздухом.

Представили себя в лесу?

Давайте встанем, закроем глаза, представим, что мы в лесу  и подышим этим воздухом, прислушаемся к пересвисту синичек, помашем белочке рукой, перепрыгнем ямку, осторожно на носочках пройдём мимо берлоги медведя, слепим снеговика, присядем на пенёк, поиграем в снежки, понаблюдаем как высоко-высоко в воздухе кружатся снежинки, стряхнём с себя снег и вернёмся на урок

X.Синтаксический разбор предложения

Вспомним физминутку и запишем предложение

В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок

 

 

Спряжение глаголов-это

Изменение глаголов по родам и лицам

Изменение глаголов по лицам и числам

Изменение глаголов по числам и временам

Изменение глаголов по временам и лицам

XIII.  Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что…

Меня удивило…

Мне бы хотелось…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА Спряжение глаголов»

ТЕМА Спряжение глаголов

Цели:

Обучающая:

1закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописание безударных личных окончаний глагола;

2способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

Развивающая:

1развивать речь детей, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся,

2активизировать словарный запас.

Воспитывающая:

1воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.

2воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи урока:

1.Закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.

2.Систематизировать существенные признаки глагола как части.

3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4.Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию парной и групповой работы на уроке, выполнение заданий повышенной трудности, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

5.Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

Тип урока: обобщение знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная







Ход урока:

1. Организационный момент.

Урок русского языка. Тема урока « Спряжение глагола». Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок. Зачем необходимы нам эти знания?

(Глагол занимает 2-ое место после существительного, это самая « живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.)



II.Словарь:

1)В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной О?

а) в…сток, б…гаж, …ппетиит;

б)г…реть, п…роша, пр…фессия;

в)из…бражение, п…ртрет, …ллея.


2) В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной А?

а) агр…ном, ар…мат, з…бава;

б) экск…ватор, м…ляр, эск…латор;

в) к…пуста, ст…лица, п…роша.


3)В какой из строчек все слова пишутся слитно?

а) (не)думать, (не)льзя, (не)посед;

б) (не)настный, (о)пушка, (не) льёт.

в) (не)волить, (не)годовать, (не)навидеть;



IV.Актуализация знаний


Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте

И путешествовать по ней

Отправимся мы снова,

А называется она

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

-И эпиграфом к уроку я хотела бы предложить слова:

- «ГЛАГОЛ- самая огнепышущая, самая живая часть речи»

А.Югов

-Как вы понимаете?

(по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного)

Не зря ж говорят, что глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает существительное, т.к. слова – глаголы всегда в движении.


-Итак, мы будем говорить сегодня о глаголе.

Слово ГЛАГОЛ в Древней Руси означало СЛОВО - РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА . Постепенно данное слово утратило своё старое значение.

- А что сейчас оно обозначает? (правила)

V.« Блиц – опрос»

Что такое глагол? Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы (Что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?)

Глаголы какого вида известны вам? (совершенного и несовершенного, что делать? Что сделать? Рисовать, нарисовать)

Что знаете о глаголах совершенного вида?

Глагол какой формы отвечает на вопросы Что делать? Что сделать

(Глагол неопределённой формы бежать, играть, учить) ь?

Какие суффиксы у глаголов в н.нф? (-ть, ти, -чь петь, идти, стеречь)

Что вы можете сказать о прошедшем времени глагола? (глагол в прошедшем времени отвечает на вопрос что делал? Что сделал? И обозначает действие, которое происходило ранее. Имеет суффикс л. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам.

Что такое спряжение глаголов? (это изменение по лицам и числам)

Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (в личных окончаниях гласная Е, во мн числе 3 лице –ут, -ют)

Назовите глаголы – исключения 1 спряжения (брить, стелить)

Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

(поставить глагол в н.ф., посмотреть на глагольный суффикс и 2спр.+11 глаголов исключений.

Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?(сказуемым)

Как иначе называется глагол в неопределённой форме? (инфинитив)

Как изменяются глаголы? ( по временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам , числам)

Что вы можете сказать о временных изменениях глагола?(н.вр,пр.вр, б.вр)

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (в личных окончаниях гласная И, во мн.ч.3 лице –ат,- ят.)

Назовите 11глаголов исключений.

Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами?

VI. Постановка учебной задачи.

Итак, ГЛАГОЛ – это слово, речь

Внимание на экран: глаголить разглагольствовать

-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение.

У вас возникло затруднение?

-Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре)

На слайде:

Глаголить – говорить.

Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

- Что объединяет эти слова?

(глаголы, н.ф., однокоренные)

- Чем они отличаются? (спряжением)

- Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов)

- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов)

- Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

VII.Выборочное письмо

-Применяя свои знания , распределим слова в группы по рядам

-По каким признакам можно разбить глаголы на две группы?

-по спряжениям -1 ряд

-по числам - 2ряд

-по временам - 3 ряд

- Хлопаете, прыгаем, посмотришь, загалдят, кричим, бежит, наберёшь, вынырнет


ПРОВЕРКА



VIII.Работа по учебнику. УПР ……172

-Что нужно сделать?

Нужно вставить пропущенные буквы

Вот проблема: как, каким образом определить безударное личное окончание у глаголов и правильно его записать?

Вы знаете правила, и наша цель - составить алгоритм, по которому можно будет безошибочно выполнить данное упражнение.

Я предлагаю поработать в группах и составить алгоритм определения безударного окончания глагола

1.Поставить в начальную форму

2.Определить спряжение

3.Проверить , не является ли глагол исключением

4.Проверить спряжение по форме 3 лица мн. числа

5. Определить окончание глагола

-Вы должны определиться , кто будет презентовать работу группы

Дети в группах составляют схему –алгоритм определения спряжения и презентуют (2-3 группы)

-Итак, мы составили инструкцию, как определить окончание глагола.

Выполнение упражнения. Показать образец применения алгоритма

IX.ФИЗМИНУТКА

-Отгадайте загадку

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем,

Он ведь нам необходим!


-Это воздух

-Как приятно , наверное , сейчас побродить по лесу, подышать лёгким морозным воздухом.

Представили себя в лесу?

Давайте встанем, закроем глаза, представим , что мы в лесу и подышим этим воздухом, прислушаемся к пересвисту синичек, помашем белочке рукой, перепрыгнем ямку, осторожно на носочках пройдём мимо берлоги медведя, слепим снеговика, присядем на пенёк, поиграем в снежки, понаблюдаем как высоко-высоко в воздухе кружатся снежинки, стряхнём с себя снег и вернёмся на урок

X.Синтаксический разбор предложения

Вспомним физминутку и запишем предложение


В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок


РАЗБОР предложения


XI.Работа в парах


Запишем глаголы и дадим им характеристику

ДАТЬ – неопр. ф., 1 спр., сов вид.

ДАВАТЬ- неопр. ф., 1 спр., несов. вид.

- У нас ещё одна проблема. Перед вами 3 ряда глаголов .

Вам необходимо определить, в каком ряду проспрягали глагол ДАТЬ, а в каком ДАВАТЬ.

-КАК это можно сделать? (ПРОСПРЯГАТЬ)


-Предлагаю поработать в парах

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают (ДАВАТЬ)

  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут (ДАТЬ)

  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают (ФОРМЫ ГЛАГОЛА ДАВАТЬ И ДАТЬ)

В первом ряду спрягается глагол "давать", а в третьем ряду формы глагола "давать" и "дать" перемешаны. ДАТЬ - во втором ряду.

XII.ТЕСТ


Выбери слово, в котором допущена ошибка:

Считаишь

Зябнешь

Выводишь

Кидаем


Выбери слово с буквой «И» в окончании

Побре..т

Налов…т

Заболе…т

Поигра…т


Выбери предложение, сказуемое которого выражено глаголом I спряжения

Дети поют песню о Родине.

Мы варим суп.

Ты любишь свою школу.

Туристы слышат песню соловья.


Выбери предложение, сказуемое которого выражено глаголом II спряжения

Многие люди собираются летом на юг.

Ты играешь в прятки?

Вы поедете в Москву на поезде.

Мы посадим малину на даче.


Выбери ряд, в котором во всех словах пропущена буква «Е»

Обраду…шь, стро…те

Услыш…м , рису…шь

Се…м , заработа…те

Покорм…щь, урон…т


Спряжение глаголов-это

Изменение глаголов по родам и лицам

Изменение глаголов по лицам и числам

Изменение глаголов по числам и временам

Изменение глаголов по временам и лицам



XIII. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что…

Меня удивило…

Мне бы хотелось…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Спряжение глаголов"

Автор: Рыбцова Ирина Викторовна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 301005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Спряжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458162"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока русского языка по теме: « Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-uprazhnieniie-v-pravopisanii-ghlagholov-s-udarnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578258"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План урока по русскому языку "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(50) "plan_uroka_po_russkomu_iazyku_spriazhenie_glagolov"
    ["file_id"] => string(6) "480083"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539088287"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства