ТЕМА Спряжение глаголов
Тип урока: обобщение знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная
Ход урока:
1. Организационный момент.
Урок русского языка. Тема урока « Спряжение глагола». Наша задача вспомнить все, что узнали о глаголе и постараться выполнить все задания без ошибок. Зачем необходимы нам эти знания?
(Глагол занимает 2-ое место после существительного, это самая « живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.)
II.Словарь:
1)В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной О?
а) в…сток, б…гаж, …ппетиит;
б)г…реть, п…роша, пр…фессия;
в)из…бражение, п…ртрет, …ллея.
2) В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной А?
а) агр…ном, ар…мат, з…бава;
б) экск…ватор, м…ляр, эск…латор;
в) к…пуста, ст…лица, п…роша.
3)В какой из строчек все слова пишутся слитно?
а) (не)думать, (не)льзя, (не)посед;
б) (не)настный, (о)пушка, (не) льёт.
в) (не)волить, (не)годовать, (не)навидеть;
IV.Актуализация знаний
Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте
И путешествовать по ней
Отправимся мы снова,
А называется она
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
-И эпиграфом к уроку я хотела бы предложить слова:
- «ГЛАГОЛ- самая огнепышущая, самая живая часть речи»
А.Югов
-Как вы понимаете?
(по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного)
Не зря ж говорят, что глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает существительное, т.к. слова – глаголы всегда в движении.
-Итак, мы будем говорить сегодня о глаголе.
Слово ГЛАГОЛ в Древней Руси означало СЛОВО - РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА . Постепенно данное слово утратило своё старое значение.
- А что сейчас оно обозначает? (правила)
V.« Блиц – опрос»
Что такое глагол? Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы (Что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?)
Глаголы какого вида известны вам? (совершенного и несовершенного, что делать? Что сделать? Рисовать, нарисовать)
Что знаете о глаголах совершенного вида?
Глагол какой формы отвечает на вопросы Что делать? Что сделать
(Глагол неопределённой формы бежать, играть, учить) ь?
Какие суффиксы у глаголов в н.нф? (-ть, ти, -чь петь, идти, стеречь)
Что вы можете сказать о прошедшем времени глагола? (глагол в прошедшем времени отвечает на вопрос что делал? Что сделал? И обозначает действие, которое происходило ранее. Имеет суффикс л. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам.
Что такое спряжение глаголов? (это изменение по лицам и числам)
Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (в личных окончаниях гласная Е, во мн числе 3 лице –ут, -ют)
Назовите глаголы – исключения 1 спряжения (брить, стелить)
Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
(поставить глагол в н.ф., посмотреть на глагольный суффикс и 2спр.+11 глаголов исключений.
Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?(сказуемым)
Как иначе называется глагол в неопределённой форме? (инфинитив)
Как изменяются глаголы? ( по временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам, числам)
Что вы можете сказать о временных изменениях глагола?(н.вр,пр.вр, б.вр)
Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (в личных окончаниях гласная И, во мн.ч.3 лице –ат,- ят.)
Назовите 11глаголов исключений.
Как пишется отрицательная частица НЕ с глаголами?
VI. Постановка учебной задачи.
Итак, ГЛАГОЛ – это слово, речь
Внимание на экран: глаголить разглагольствовать
-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение.
У вас возникло затруднение?
-Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре)
На слайде:
Глаголить – говорить.
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
- Что объединяет эти слова?
(глаголы, н.ф., однокоренные)
- Чем они отличаются? (спряжением)
- Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов)
- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)
- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов)
- Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)
VII.Выборочное письмо
-Применяя свои знания, распределим слова в группы по рядам
-По каким признакам можно разбить глаголы на две группы?
-по спряжениям -1 ряд
-по числам - 2ряд
-по временам - 3 ряд
- Хлопаете, прыгаем, посмотришь, загалдят, кричим, бежит, наберёшь, вынырнет
ПРОВЕРКА
VIII.Работа по учебнику. УПР ……172
-Что нужно сделать?
Нужно вставить пропущенные буквы
Вот проблема: как, каким образом определить безударное личное окончание у глаголов и правильно его записать?
Вы знаете правила, и наша цель - составить алгоритм, по которому можно будет безошибочно выполнить данное упражнение.
Я предлагаю поработать в группах и составить алгоритм определения безударного окончания глагола
1.Поставить в начальную форму
2.Определить спряжение
3.Проверить, не является ли глагол исключением
4.Проверить спряжение по форме 3 лица мн. числа
5. Определить окончание глагола
-Вы должны определиться, кто будет презентовать работу группы
Дети в группах составляют схему –алгоритм определения спряжения и презентуют (2-3 группы)
-Итак, мы составили инструкцию, как определить окончание глагола.
Выполнение упражнения. Показать образец применения алгоритма
IX.ФИЗМИНУТКА
-Отгадайте загадку
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим!
-Это воздух
-Как приятно, наверное, сейчас побродить по лесу, подышать лёгким морозным воздухом.
Представили себя в лесу?
Давайте встанем, закроем глаза, представим, что мы в лесу и подышим этим воздухом, прислушаемся к пересвисту синичек, помашем белочке рукой, перепрыгнем ямку, осторожно на носочках пройдём мимо берлоги медведя, слепим снеговика, присядем на пенёк, поиграем в снежки, понаблюдаем как высоко-высоко в воздухе кружатся снежинки, стряхнём с себя снег и вернёмся на урок
X.Синтаксический разбор предложения
Вспомним физминутку и запишем предложение
В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок
Спряжение глаголов-это
Изменение глаголов по родам и лицам
Изменение глаголов по лицам и числам
Изменение глаголов по числам и временам
Изменение глаголов по временам и лицам
XIII. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,
Мне понравилось…
На уроке я узнал, что…
Меня удивило…
Мне бы хотелось…