Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы
Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы
Работа по реализации ФГОС началась с 1 сентября 2012 года. Это связано с тем, что в 2012 году я стала учителем 1Б класса, который обучается по Учебно-методическому комплекту «Планета Знаний» уже третий год.
Обучение русскому языку в 3 Б классе мною организуется целенаправленно.
Применение на уроках русского языка системно-деятельностного подхода способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания.
Цель обучения – дать ученику умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Моя функция как учителя проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
В настоящее время становится важным знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения системно-деятельностного метода обучения.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от их мотивации к учению. Цель моей работы по русскому языку - создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и системно – деятельностный подход предполагает обучение учащихся умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, самостоятельно оценивать результаты труда. Это и есть формирование универсальных учебных действий.
В своей работе я использую учебно — методический комплект Л.Я.Желтовской. В нем представлены задания, позволяющие школьникам научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, учат анализировать,сравнивать языковые явления. Форма текстовых заданий закрытого типа со множественным познавательных и универсальных действий заставляет учащихся находится в постоянном поиске информации.
В практике работы я использую парные и групповые формы работы.В учебнике предусмотрена работа в парах почти на каждом уроке,которая обозначена знаком «вишенка».Дети совместно читают задания и,советуясь, выполняют.Пример.Учебник 2 часть с.11 №17.Прочитать текст по ролям.Постарайтесь объяснить друг другу,какие предложения по цели высказывания использует ваш персонаж.Почему синица употребляет в речи местоимения 2 лица,а белка- местоимения 1 лица единственного числа?
Синица и Белка
-Ты чего,Белка,из гнезда не выходишь
-Я,птица Синица, тепло берегу Я вход в гнездо мхом
заткнула
-А я с осени припасла сухие грибки,да орешки,да жёлуди.
Запишите текст,употребляя в конце каждого предложения нужный знак препинания.Какими членами предложения являются в репликах местоимения?Проверьте друг у друга правильность записи текста.Какие орфограммы встретились? Подчеркните их.
Среди УУД важное место занимают регулятивные учебные действия, которые обеспечивают умения поставить цель деятельности и оценить её результаты. Учащиеся могут научиться этому при выполнении текстовых заданий. Так, например, работая в тетрадях на печатной основе по русскому языку (авт. Л.Я. Желтовская и О.Б.Калинина) для 3 класса по УМК «Планета знаний», есть задание:
- Знакома ли тебе игра в превращение слов? Определи приём превращения. Запиши новые слова. Поставь ударение.
Предлагается запись:
Полка-полк,
Муха-уха.
В этом случае дети догадываются, что для того, чтобы получить новое слово, нужно убрать какую-то одну букву.
Далее новое задание: рано-нора, лама-мала. И снова дети догадались, что нужно поменять местами слоги.
А теперь детям предлагается самим придумать приёмы превращения слов. Ребята начинают записывать слова наоборот :сон – нос, Яна-Аня, Оля – Яло.(Тут же вспоминается самими же детьми знаменитая фраза перевёртыш – «А роза упала на лапу Азора». И вдруг один мальчик догадывается: «А давайте попробуем ставить ударение в разных местах!» Например: пЕрепел – перепЕл. На уроках русского языка систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений. Я стараюсь добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися,стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи,специально планирую задачи урока,принимаю и поощряю собственную позицию, выражаемую учеником, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке русского языка, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Большое значение на уроке русского языка при освоении учебного материала я придаю работе со схемами и алгоритмами,которые легко воспринимаются зрительно, полностью отражают внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребёнка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции.Так на с.10 (1 ч.)ученики работают по таблицам «Средства языка», «Речь».Происходит формирование познавательных,коммуникативных УУД.На этом же уроке в творческом задании в №17с.10 идёт формирование познавательных,регулятивных УУД.
Известно, как сложно формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, сделать эту работу интересной учащимся. Я использую такие виды работы: 1) "словарный диктант для соседа" (дома дети составляют словарный диктант на изученную орфограмму с пропуском букв на карточке, подписывают: "составил", "выполнил". Оценивают самостоятельно, комментируя оценку
Мною используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
С помощью технологии диалога обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы.
Очень эффективно использовать проблемную форму обучения, учить детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по русскому языку к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само-и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Работая по УМК «Планета знаний» я стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы »
Методические условия реализации ФГОС
на уроках русского языка в 3 классе начальной школы .
Работа по реализации ФГОС началась с 1 сентября 2012 года. Это связано с тем, что в 2012 году я стала учителем 1Б класса, который обучается по Учебно-методическому комплекту «Планета Знаний» уже третий год.
Обучение русскому языку в 3 Б классе мною организуется целенаправленно.
Применение на уроках русского языка системно-деятельностного подхода способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания. Цель обучения – дать ученику умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Моя функция как учителя проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
В настоящее время становится важным знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения системно-деятельностного метода обучения.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от их мотивации к учению. Цель моей работы по русскому языку - создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и системно – деятельностный подход предполагает обучение учащихся умению ставить цели и задачи, искать пути их решения, самостоятельно оценивать результаты труда. Это и есть формирование универсальных учебных действий.
В своей работе я использую учебно — методический комплект Л.Я.Желтовской . В нем представлены задания, позволяющие школьникам научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, учат анализировать ,сравнивать языковые явления. Форма текстовых заданий закрытого типа со множественным познавательных и универсальных действий заставляет учащихся находится в постоянном поиске информации.
В практике работы я использую парные и групповые формы работы.В учебнике предусмотрена работа в парах почти на каждом уроке,которая обозначена знаком «вишенка».Дети совместно читают задания и,советуясь, выполняют.Пример.Учебник 2 часть с.11 №17.Прочитать текст по ролям.Постарайтесь объяснить друг другу,какие предложения по цели высказывания использует ваш персонаж.Почему синица употребляет в речи местоимения 2 лица,а белка- местоимения 1 лица единственного числа?
Синица и Белка
-Ты чего,Белка,из гнезда не выходишь
-Я,птица Синица, тепло берегу Я вход в гнездо мхом
заткнула
-А я с осени припасла сухие грибки,да орешки,да жёлуди.
Запишите текст,употребляя в конце каждого предложения нужный знак препинания.Какими членами предложения являются в репликах местоимения?Проверьте друг у друга правильность записи текста.Какие орфограммы встретились? Подчеркните их.
Среди УУД важное место занимают регулятивные учебные действия, которые обеспечивают умения поставить цель деятельности и оценить её результаты. Учащиеся могут научиться этому при выполнении текстовых заданий. Так, например, работая в тетрадях на печатной основе по русскому языку (авт. Л.Я. Желтовская и О.Б.Калинина) для 3 класса по УМК «Планета знаний», есть задание:
- Знакома ли тебе игра в превращение слов? Определи приём превращения. Запиши новые слова. Поставь ударение.
Предлагается запись:
Полка-полк,
Муха-уха.
В этом случае дети догадываются, что для того, чтобы получить новое слово, нужно убрать какую-то одну букву.
Далее новое задание: рано-нора, лама-мала. И снова дети догадались, что нужно поменять местами слоги.
А теперь детям предлагается самим придумать приёмы превращения слов. Ребята начинают записывать слова наоборот :сон – нос, Яна-Аня, Оля – Яло.(Тут же вспоминается самими же детьми знаменитая фраза перевёртыш – «А роза упала на лапу Азора». И вдруг один мальчик догадывается: «А давайте попробуем ставить ударение в разных местах!» Например: пЕрепел – перепЕл. На уроках русского языка систематически обучаю детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений. Я стараюсь добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися,стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи,специально планирую задачи урока,принимаю и поощряю собственную позицию, выражаемую учеником, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке русского языка, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Основная идея моего педагогического опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Большое значение на уроке русского языка при освоении учебного материала я придаю работе со схемами и алгоритмами,которые легко воспринимаются зрительно, полностью отражают внутренние связи и количественные отношения. Любая из моделей и схем проста в исполнении, посильна для ребёнка, наглядна, вызывает у детей положительные эмоции.Так на с.10 (1 ч.)ученики работают по таблицам «Средства языка», «Речь».Происходит формирование познавательных,коммуникативных УУД.На этом же уроке в творческом задании в №17с.10 идёт формирование познавательных,регулятивных УУД.
Известно, как сложно формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, сделать эту работу интересной учащимся. Я использую такие виды работы: 1) "словарный диктант для соседа" (дома дети составляют словарный диктант на изученную орфограмму с пропуском букв на карточке, подписывают: "составил", "выполнил". Оценивают самостоятельно, комментируя оценку
Мною используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
С помощью технологии диалога обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы.
Очень эффективно использовать проблемную форму обучения, учить детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по русскому языку к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само-и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Работая по УМК «Планета знаний» я стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}