kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). Цели урока: Образовательная : 1) Изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса , применять изученное правило на практике; 2) научить определять значение суффиксов чик – щик. Воспитательная : 1) Привить уважение к различным профессиям; 2) вызвать интерес к сказкам как к литературному произведению. Развивающая : 1) Развивать творческое мышление учащихся; 2) совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся. Тип-урока: урок-исследование Оборудование: учебник, наглядные пособия, карточки, компьютер, доска интерактивная. Эпиграф: Для своих писательских надобностей давно уже назвал суффикс словотвором. ( С.Югов) ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя. – Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. -Что за морфема суффикс? -Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. - А как называется способ образования слова с помощью суффикса? Суффиксальный -Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации. Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. На доске запись:грузчик, каменщик. - Каким способом образованы слова? -Какое значение у суффиксов в записанных словах? -Что общего у этих слов? ( Словообразовательная модель : корень, суффикс и нулевое окончание; имя существительное мужского рода, 2 склонения, одушевлённые, нарицательные; значение суффикса) -Чем отличаются друг от друга? Запишите в транскрипции два слова: грузчик, сварщик. [грущ'ик] [кам'инщ'ик] ? Как видите, и в том и в другом слове произносится суффикс [щ'ик], а пишется в первом случае -чик, а во втором -щик. Почему? – Произношение не соответствует написанию. -Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов? Ч и Щ -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд №1) Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). -Какой вопрос возникает после проведённого нами небольшого исследования?( когда в суффиксе мы пишем букву ч, а когда щ ?) – Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать. (Слайд №2) • Наша цель: • Познакомиться с суффиксами –чик-, - щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных. II. Изучение нового материала. - Предлагаю открыть тетради, записать число и тему урока:"Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”. III. Изучение нового материала. 1) Создание проблемной ситуации.(Слайд 3). Вопрос: - Прочитайте слова и скажите, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: .Объездчик • прокатчик • грузчик • разносчик • перебежчик • обойщик • Фонарщик • Танцовщик • Прицепщик • Съемщик Ответ:(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности). -А что различает эти группы слов? – суффикс -чик- (-щик-) – Давайте внимательно рассмотрим слайды, попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? – А буква щ?(Слайд 4). – Итак, делаем вывод:(Слайд 5). в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ. -А может, кому-то так легче будет запомнить буквы, после которых пишется суффикс вот по такому алгоритму наслайде № 6-7 Прошу проверить выводы с теоретическим материалом по учебнику. III. Закрепление изученного. – Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого выполним упражнение 244. Спишите, обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.В каком из слов вы употребили Ь? Ь знак пишется перед суффиксами -чик -щик только после буквы Л: пальчик, стекольщик, кровельщик Слайд № 8 2) Словарная работа. – Ребята,с помощью суффиксов сегодня мы на уроке услышали о названиях профессии.Я хочу вам предложить разговор о профессии строителя на основе упражнения 246. Прочитаем текст Вставьте существительные, называющие лиц по профессии. О чём говорится в этом тексте? Озаглавьте текст. Определите стиль текста. Определите тип речи. Какие предложения связаны при помощи однокоренных слов. Люди каких профессии работают на строительстве?: арматур…ики, камен…ики, кранов…ики, кровель…ики, свар…ики, стеколь…ики, водопровод…ики. Слайд № 9 А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников). Слайд № 10 – Давайте обратимся к этимологическому словарю.. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка.Буквально – объявление о своей специальности»). – А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово. – Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»). – На какой слог падает ударение? (На второй слог). – Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в тетрадь. – Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.). Арматура (лат. armatura «вооружение, снаряжение») — 1) совокупность приспособлений, деталей для какого-нибудь сооружения конструкции. Арматура электрических светильников; 2) в строительстве — стальной каркас железобетонных конструкций, металлические конструкции. 3) Знакомство с разнообразным миром профессий. – А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»: У меня растут года, будет и семнадцать, Где работать мне тогда, чем заниматься? – Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами. Слайд № 11 -Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик). – Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное. Выборочный диктант. Слайд № 12 - Я диктую слова, а вы распределяете в 2 колонки, продолжая начатую таблицу. (такая же табличка на обратной стороне доски) -чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик Физкультминутка Слайд № 13 Слайд № 14 - Вы много работали и, конечно, устали. Проведём физкультминутку, чтобы восстановить свои силы. ( Вы по описанию называете профессию и повторяете за мной движения) Слайд № 15 - Ответы V. Работа с индивидуальными карточками.-Слайд № 16 Карточка № 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса. Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка № 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса. Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин… Задание Проверим себя -Слайд № 17 1) в каком слове пишется буква – Ч - ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик 1) в каком слове пишется буква – Ч - ?-Слайд № 18 А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик 2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик 6. Выводы по уроку.Рефлексия. --Слайд №19 1.Сегодня на уроке я повторил…. 2. Сегодня на уроке я узнал…. Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы? 7. Подведение итогов: выставление и обоснование оценок.(на основе карточек самооценки) 8.Домашнее задание. -Слайд №20 – Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными. И не забудьте записать домашнее задание: 1. Выучить орфограмму №33, 2. Письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). »

Тема урока:Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").


Цели урока:

Образовательная :

1) Изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса , применять изученное правило на практике;

2) научить определять значение суффиксов чик – щик.

Воспитательная :

1) Привить уважение к различным профессиям;

2) вызвать интерес к сказкам как к литературному произведению.

Развивающая :

1) Развивать творческое мышление учащихся;

2) совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.

Тип-урока: урок-исследование

Оборудование: учебник, наглядные пособия, карточки, компьютер, доска интерактивная.

Эпиграф:

Для своих писательских надобностей давно уже назвал суффикс словотвором. ( С.Югов)


ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык.

-Что за морфема суффикс?

-Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

- А как называется способ образования слова с помощью суффикса?

Суффиксальный

-Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.

Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.

Сначала за помощью к вам хочу обратиться я.

На доске запись:грузчик, каменщик.

- Каким способом образованы слова?

-Какое значение у суффиксов в записанных словах?

-Что общего у этих слов?

( Словообразовательная модель : корень, суффикс и нулевое окончание; имя существительное мужского рода, 2 склонения, одушевлённые, нарицательные; значение суффикса)

-Чем отличаются друг от друга?

Запишите в транскрипции два слова: грузчик, сварщик.
[грущ'ик] [кам'инщ'ик]

  • Как видите, и в том и в другом слове произносится суффикс [щ'ик], а пишется в первом случае -чик, а во втором -щик. Почему?

Произношение не соответствует написанию.

-Подумайте, какие буквы в суффиксах вызывают сомнение при написании этих слов?

Ч и Щ

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд №1)

Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").


-Какой вопрос возникает после проведённого нами небольшого исследования?( когда в суффиксе мы пишем букву ч, а когда щ ?)

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать. (Слайд №2)

  • Наша цель:

  • Познакомиться с суффиксами –чик-, - щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.


II. Изучение нового материала.

- Предлагаю открыть тетради, записать число и тему урока:"Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”.

III. Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.(Слайд 3).

Вопрос:

- Прочитайте слова и скажите, что в них обозначают суффиксы
-Чик- и -Щик-:

.Объездчик

  • прокатчик

  • грузчик

  • разносчик

  • перебежчик

  • обойщик

  • Фонарщик

  • Танцовщик

  • Прицепщик

  • Съемщик

Ответ:(Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).

-А что различает эти группы слов?

суффикс -чик- (-щик-)

– Давайте внимательно рассмотрим слайды, попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?

– А буква щ?(Слайд 4).

– Итак, делаем вывод:(Слайд 5).

в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ.



-А может, кому-то так легче будет запомнить буквы, после которых пишется суффикс вот по такому алгоритму наслайде № 6-7

Прошу проверить выводы с теоретическим материалом по учебнику.

III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого выполним упражнение 244. Спишите, обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.В каком из слов вы употребили Ь?

Ь знак пишется перед суффиксами -чик -щик только после буквы Л: пальчик, стекольщик, кровельщик

Слайд № 8

2) Словарная работа.

– Ребята,с помощью суффиксов сегодня мы на уроке услышали о названиях профессии.Я хочу вам предложить разговор о профессии строителя на основе упражнения 246.

Прочитаем текст

Вставьте существительные, называющие лиц по профессии.

О чём говорится в этом тексте?

Озаглавьте текст.

Определите стиль текста.

Определите тип речи.

Какие предложения связаны при помощи однокоренных слов.


Люди каких профессии работают на строительстве?:

арматур…ики, камен…ики, кранов…ики, кровель…ики, свар…ики, стеколь…ики, водопровод…ики.

Слайд № 9


А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).

Слайд № 10

– Давайте обратимся к этимологическому словарю.. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка.Буквально – объявление о своей специальности»).

А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово.

Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).

На какой слог падает ударение? (На второй слог).

Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в тетрадь.

Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.).

Арматура (лат. armatura «вооружение, снаряжение») — 1) совокупность приспособлений, деталей для какого-нибудь сооружения конструкции. Арматура электрических светильников;

2) в строительстве — стальной каркас железобетонных конструкций, металлические конструкции.

3) Знакомство с разнообразным миром профессий.

– А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

– Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.

Слайд № 11

-Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных?

(Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.



Выборочный диктант. Слайд № 12

- Я диктую слова, а вы распределяете в 2 колонки, продолжая начатую таблицу. (такая же табличка на обратной стороне доски)

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик


Физкультминутка Слайд № 13

Слайд № 14 - Вы много работали и, конечно, устали. Проведём физкультминутку, чтобы восстановить свои силы. ( Вы по описанию называете профессию и повторяете за мной движения)

Слайд № 15 - Ответы

V. Работа с индивидуальными карточками.-Слайд № 16

Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…

Водопровод…

Барабан…

Полиров…

Сбор…

Газет…

Рассказ…

Стеколь…

Бетон…

Вагон…

Карточка № 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.


Перевод…

Буриль…

Разнос…

Портфель…

Пулемет…

Уголь…

Набор…

Компьютер…

Забастов…

Зачин…


Задание Проверим себя -Слайд № 17

1) в каком слове пишется буква – Ч - ?

А. Танцов..ик;

Б. Забой..ик;

В. Груз..ик

Г. Обой..ик

1) в каком слове пишется буква – Ч - ?-Слайд № 18

А. Танцов..ик;

Б. Забой..ик;

В. Груз..ик

Г. Обой..ик


2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик

Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик

В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик

Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

6. Выводы по уроку.Рефлексия. --Слайд №19

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

Как мы ее решили?

Для чего надо знать значение суффиксов?

Какую роль играют в языке суффиксы?

7. Подведение итогов: выставление и обоснование оценок.(на основе карточек самооценки)

8.Домашнее задание. -Слайд №20

– Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.

И не забудьте записать домашнее задание:

1. Выучить орфограмму №33,

2. Письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Муратова Фарида Искандаровна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока русского языка в 6классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6klassie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "111832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407951835"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства