Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Время глагола». 4-й класс»
Урок русского языка по теме «Время глагола». 4-й класс
Цель:научить распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи.
Задачи:
обучающая: систематизировать знания о временах глагола;
развивающие: развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять; умение находить в тексте глаголы и обозначать их временные формы; орфографическую зоркость, развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа; развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к учебе и интереса к изучению русского языка, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнять работу до конца).
Личностные: проявлять интерес изучаемому материалу по русскому языку; умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с предложенными критериями;
Познавательные: строить рассуждения; извлекать информацию, представленную в разных формах; рефлексия способов действий, контроль процесса и результата действий;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слышать и слушать других,
Предметные: умение находить в тексте глаголы, определять у них временные формы; распределять глаголы по временным формам; подбирать в тексте подходящие по смыслу глаголы.
Ход урока
Организационный момент.
2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
Запишите орфографическую разминку (ян, яб,ял)
Звуко-буквенный разбор «ЯБЛОКО»
- Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам….
(Глагол)
- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)
-Чем является глагол в предложении?
Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
-Одинаковы ли предложения?
-Чем они отличаются?
-В какое время происходит действие?
- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)
- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.
– Какая учебная задача стоит перед нами? (Научиться отличать одно время от другого.)
3.Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают? (глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы Что сделал?, что делал?
-когда совершается действие? (действие произошло до момента речи, используется вспомогательное слово ВЧЕРА)
– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? (действие совершается в момент речи, т.е. СЕЙЧАС)
Будущего времени? (действие совершается после момента речи, ЗАВТРА)
– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении?
(Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)
4. Физкультминутка
-Я буду называть глаголы, а вы выполняйте движения
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)
Задание: Н а п и ш и т е предложения, правильно употребив глаголы из скобок.
Поставь глаголы в прошедшее время. Самостоятельная работа
Пришла зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Уснуть ) лес: ни звука.Мороз (щипать) щёки.
рассыпала, уснул, щипал-разберите слова по составу
Задание: Подобрать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Записать полученные словосочетания, обозначить время глаголов.
Задание: Каждый из вас получил листочек с текстом. Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы из слов для справок и укажите их время.
Вот и ___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу ___________ птицы. Из - под снега ______________ подснежник. С пригорка _____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением ____________ весенних каникул.
Слова для справок:ждём, наступила, прилетят, светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Итог урока
– Что изучали на уроке?
– Чтобы определить время глаголов, что нужно сделать?
- Каким бывает глагол будущего времени?
-Сколько имеют суффиксов глаголы прошедшего времени?