~~ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка
1.ФИО Савченкова Светлана Власовна
2.Место работы МБОУ "Кантемировский лицей"
3.Должность учитель
4.Предмет русский язык
5.Класс 4
6.Тема и номер урока в теме : Настоящее и будущее время глагола. Правописание
возвратных глаголов на -ться ,-тся ( 1 урок)
7.Базовый учебник Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева
(развивающая система Л.В.Занкова). Издательство: "Учебная литература"Издательский
дом "Фёдоров", 2012 год
Цель урока: формирование умений находить орфограммы –ться и -тся у глаголов
• Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
• Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
• Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.
Ход урока:
I Орг. момент
II Минутка чистописания
Запись словосочетаний: тся,ться
III Погружение в тему:
А) Мозговой штурм (записать в тетради окончания фраз)
- слово, обозначает действие предметов, это не существительное, а …
глагол
- глагол – это не член предложения, а … Часть речи
- глагол имеет категорию не склонения, а … спряжения
- в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а …
По родам
- глагол имеет постоянный признак не числа, а … вида
- Какая тема урока?
- Что мы уже знаем о глаголе?
2.Создание проблемной ситуации
1)Самостоятельная работа: (на доске глаголы: учится, лечиться, умывается, соберется, укроются, расписываться, не спится).
- чем интересны предложенные на доске глаголы?
глаголы с возвратным значением, имеют -ся
- Распределите их в три группы;
- По какому признаку распределили? Настоящее, будущее время, неопред. форма.
- Прочитайте орфоэпически эти слова. Что заметили? - на конце все читаются [-ца]
- На какие же слова наша задача обратить внимание?
- Какая у нас сегодня главная тема урока? - глаголы на -тся, -ться
- Ваши предположения: когда пишется сочетание -ться? А когда -тся?
- Какова же тема урока?
III Сообщение темы и цели урока
1.Работа по учебнику
1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения. Из упр. 308,с.30 выберите глагол на –ться и - тся.
Обозначим их грамматические признаки.
- Как вы думаете, почему лучше улыбаться, чем хмуриться?
- Выпишите глаголы со звуком ц. Задайте к ним вопросы.
Мышцы (что делают?) напрягаются
- настоящее время, множ. число, 3 лицо
Хватит (что делать?) хмуриться. -Глагол в неопр.форме
Итак, ваш вывод ……
2.Продолжим наблюдение над глаголом в упр.309
3.Чтение правил на стр. 32
III. Закрепление полученных знаний
а) Запись предложений:
«Медведица пробирается к речке».
- Есть ли в предложении слова, которые читаются одинаково?
- Одинаково ли написали? Почему?
2. Выработка алгоритма написания: -ться, -тся;
- Что определим сначала, если слышим в конце слова -ца? 1.Часть речи,
если существительное, сразу пишу -ца.
- А если глагол? 2.Определяю: можно ли рядом поставить местоимение 3 лица: он, они. Если да, пишу без «Ь»- это личное окончание.
3.Проверяю вопросом
3.Письмо с комментированием, доказываем выбор правописания.
а) Работа над №312, с.31
IV Физкультминутка
V Работа в группах
1) Выполнение упражнения на с.31, №310 с проверкой
VI Домашнее задание: Составить небольшой рассказ с сочетаниями -ца, -ться, -тся; повторить правило.
VII Итог урока
~~ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка
1.ФИО Савченкова Светлана Власовна
2.Место работы МБОУ "Кантемировский лицей"
3.Должность учитель
4.Предмет русский язык
5.Класс 4
6.Тема и номер урока в теме : Настоящее и будущее время глагола. Правописание
возвратных глаголов на -ться ,-тся ( 1 урок)
7.Базовый учебник Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева
(развивающая система Л.В.Занкова). Издательство: "Учебная литература"Издательский
дом "Фёдоров", 2012 год
Цель урока: формирование умений находить орфограммы –ться и -тся у глаголов
• Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
• Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
• Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.
Ход урока:
I Орг. момент
II Минутка чистописания
Запись словосочетаний: тся,ться
III Погружение в тему:
А) Мозговой штурм (записать в тетради окончания фраз)
- слово, обозначает действие предметов, это не существительное, а …
глагол
- глагол – это не член предложения, а … Часть речи
- глагол имеет категорию не склонения, а … спряжения
- в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а …
По родам
- глагол имеет постоянный признак не числа, а … вида
- Какая тема урока?
- Что мы уже знаем о глаголе?
2.Создание проблемной ситуации
1)Самостоятельная работа: (на доске глаголы: учится, лечиться, умывается, соберется, укроются, расписываться, не спится).
- чем интересны предложенные на доске глаголы?
глаголы с возвратным значением, имеют -ся
- Распределите их в три группы;
- По какому признаку распределили? Настоящее, будущее время, неопред. форма.
- Прочитайте орфоэпически эти слова. Что заметили? - на конце все читаются [-ца]
- На какие же слова наша задача обратить внимание?
- Какая у нас сегодня главная тема урока? - глаголы на -тся, -ться
- Ваши предположения: когда пишется сочетание -ться? А когда -тся?
- Какова же тема урока?
III Сообщение темы и цели урока
1.Работа по учебнику
1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения. Из упр. 308,с.30 выберите глагол на –ться и - тся.
Обозначим их грамматические признаки.
- Как вы думаете, почему лучше улыбаться, чем хмуриться?
- Выпишите глаголы со звуком ц. Задайте к ним вопросы.
Мышцы (что делают?) напрягаются
- настоящее время, множ. число, 3 лицо
Хватит (что делать?) хмуриться. -Глагол в неопр.форме
Итак, ваш вывод ……
2.Продолжим наблюдение над глаголом в упр.309
3.Чтение правил на стр. 32
III. Закрепление полученных знаний
а) Запись предложений:
«Медведица пробирается к речке».
- Есть ли в предложении слова, которые читаются одинаково?
- Одинаково ли написали? Почему?
2. Выработка алгоритма написания: -ться, -тся;
- Что определим сначала, если слышим в конце слова -ца? 1.Часть речи,
если существительное, сразу пишу -ца.
- А если глагол? 2.Определяю: можно ли рядом поставить местоимение 3 лица: он, они. Если да, пишу без «Ь»- это личное окончание.
3.Проверяю вопросом
3.Письмо с комментированием, доказываем выбор правописания.
а) Работа над №312, с.31
IV Физкультминутка
V Работа в группах
1) Выполнение упражнения на с.31, №310 с проверкой
VI Домашнее задание: Составить небольшой рассказ с сочетаниями -ца, -ться, -тся; повторить правило.
VII Итог урока