Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
Урок изучения нового материала. На данном уроке учащиеся вспоминают случаи слитного и раздельного написания не с существительными, прилагательными и глаголами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Какую орфограмму будем вспоминать? (на доске записаны словосочетания)
(Не)широкая, но светлая комната
(не)(к)кому обратиться
(не)навидел (не)веж
(не)отправленное письмо
(не)длинный, а короткий спектакль
(не)отправленное мной письмо
(не)высокий (не)вежда
(не)навидевший ложь
письмо (не)отправлено
(не)кого встречать
- Запишите число и оставьте строку для темы.
- Распределите словосочетания в две колонки. Как вы назовете колонки?
(в это время 2 человека выполняют эту работу у доски. Один выписывает слова, с которыми НЕ пишется слитно, другой – раздельно)
- Внимание! Проверяем. Ребята у доски комментируют свой выбор.
( в процессе объяснения выясняем значение паронимов невежа и невежда, у нас возникают вопросы по поводу правописания причастий с НЕ. Ребята выдвигают свои версии по поводу правописания таких слов, но никто не уверен в правильности ответа)
Целеполагание.
- Почему у нас с вами возникли трудности в правописании причастий с НЕ?
- Какова тема нашего урока? Запишите.
- Какую цель вы ставите сегодня на уроке?
- Для чего нам нужно изучить эту тему?
Новый материал. Работа с правилом.
- В процессе работы со словосочетаниями у нас остались с вами вопросы. Внимание на доску. Прокомментируйте.
Слитно: Раздельно:
1.недоумевающий взгляд 1. книга не прочитана
не употребляется с краткими
без НЕ. причастиями
2. непрочитанная книга 2. еще не прочитанная
книга
у причастия нет завис.
слова, нет противопосу причастия есть
тавления с союзом А. зависимое слово
3.?
- Теперь мы можем ответить на наши вопросы и разрешить все сомнения?
(учащиеся у доски и ребята работают, оцениваем работу)
- Обратите внимание на наше правило еще раз. Что осталось непонятным?
(ребята обращают внимание на знак вопроса)
- Что же мы с вами упустили? Давайте проверим.
Чтение правила в учебнике(стр.65)
- Запишите основные положения правила в справочник. Кому удобнее работать с алгоритмом, спишет алгоритм.(алгоритм на доске, ребята привыкли к нему, поэтому я не комментирую его)
Этап закрепления изученного. Работа с текстом.
- Эх.... жаль, что у меня нет огромного букета хризантем! Мне было бы приятно раздать каждому из вас по этому удивительному цветку. Кто – нибудь знает, а чем этот цветок интересен? Что в нем такого особенного? Интересно узнать? Тогда – вперед!
( у каждого на парте лист с текстом)
Мало кого уже уд…вляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «з…л..той цветок». В странах Востока с этим р…стением связывают и (не)знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не)прох…дящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает что в 3 веке до н.э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из островов. Мудрец… говорили, что из этого р…стения можно было приг…товить (не)обыкновенный эликсир помогающий избавит…ся от (не)излечимых б…лезней и смерти. Но только искренний (не)желающий зла окружающим человек мог прик…снуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распустившимся сокровищем. Но (не)навидящему императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке см…льчаков. Тайна исчезновения этих людей (не)раскрыта.
Известно лишь, что через некоторое время на островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня изображена з..л…тая хризантема.
Ф.И. ____________________________________
Оценка………
- Прочитайте выразительно.
- Что нового вы узнали о хризантеме?
- Озаглавьте текст.
- Определите стиль и тип текста.
- Раскройте скобки , вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Причастные обороты выделите.
( каждый ребенок работает самостоятельно).
- Поменяйтесь работой с соседом по парте. Проверьте, объясните ошибки.
- Проверяем работу вместе.( на доске выписаны слова с пропущенными орфограммами, идет фронтальная работа, каждый ребенок комментирует свой выбор)
- Оцените свою работу.
Домашняя работа.
1.Выучить правило.
2.Упр.133 или написать сочинение на тему «Комната неряхи», «Портрет неряхи», используя полные и краткие причастия с НЕ в своей работе.
Подведение итогов.
- Ваши достижения на уроке?
- Что очень хорошо получилось на уроке?
- Над чем, на ваш взгляд, вам нужно еще поработать?